Стратегическое планирование на предприятиях общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе внимание будет уделено стратегическому планированию деятельности предприятий общественного питания, обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений. Стратегическое планирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития предприятий общественного питания.

Файлы: 1 файл

Стратегия 1!.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании важнейших  целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых  каждое предприятие определяет свои главные цели. Этими сферами являются положение предприятия на рынке, инновационная деятельность, уровень  производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система  управления, профессионализм персонала  и социальная ответственность.

Текущее планирование - разрабатывается, как правило, на один год и является детализаций среднесрочного планирования и уточняет его показатели. Оно  осуществляется посредством комплекса  взаимосвязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной  деятельностью предприятия, направленной на реализацию целей стратегического  плана с учетом сложившихся перед  началом планового периода условий.

Текущие планы - инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения. Непрерывность  планирования обеспечивается ежеквартальным составлением плана на последующие 12 месяцев.

На крупных предприятиях каждое подразделение нередко самостоятельно определяет параметры своей хозяйственной  деятельности, если при этом не требуется  никаких дополнительных ресурсов. Исключение составляют случаи, когда деятельность подразделения оказывает непосредственное влияние на результаты работы других звеньев.

Планы разрабатывают, руководствуясь целями развития предприятия.

Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости  от объекта и подразделяются на:

- заводские;

- цеховые;

- бригадные.

Оперативное планирование - текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени. Оперативное  планирование производства является завершающим  звеном плановой работы на предприятии  продолжением и конкретизацией заданий. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия  в целом, так и для его подразделений.

Особенностью оперативного планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения. Задачей оперативного планирования является организация  равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия для достижения наилучших конечных результатов производства.

На сегодняшний день в  практике предприятий, как правило, стратегическое и оперативное управление производством не являются взаимосвязанными. Основное внимание уделяется получению  высоких текущих результатов, идущих в разрез стратегическим приоритетам. Такая практика в рыночных условиях не рациональна, так как не создает  предпосылок для будущего развития, не оптимизирует существующий потенциал  и не обеспечивает конкурентоспособность  предприятия. В связи с этим, одним  из наиболее важных направлений совершенствования  системы управления производством  является ориентация оперативного управления на стратегические цели и задачи. При  этом необходимо уйти от практики формального  стратегического планирования, а  цели и задачи должны отражаться в  реальных планах их достижения, являющиеся ориентирами для оперативного планирования. Подобная процедура позволяет увязать  в единый комплекс процессы стратегического  и оперативного управления производством, что является одной из основных предпосылок  повышения эффективности деятельности предприятия в целом.

Необходимость взаимосвязи  стратегического и оперативного управления вызвана еще и тем, что она позволяет обосновать те конечные цели, к которым стремится  организация, имеющимися реальными  внутренними возможностями.

Взаимосвязь стратегического  и оперативного управления производством  на предприятии должна базироваться на обеспечении и соблюдении всех принципов и закономерностей  рациональной организации данных процессов, способствовать их развитию и повышению  эффективности. Для этого к самой  системе взаимосвязи предъявляют  ряд требований: научная обоснованность, гибкость, адаптивность, комплексность и системность. Требования реализуются через соблюдение определенных принципов, позволяющих наиболее эффективно и оптимально организовать систему взаимосвязи процессов стратегического и оперативного управления производством.

Принцип приоритетности стратегического  управления предусматривает разработку стратегического плана развития производства как общего или сводного, раскрывающего содержание целей  и взаимодействий различных подразделений  на предприятии, и задающий показатели оперативных планов. Стратегический план должен определять основные направления  деятельности организации в целом  и увязывать в единую систему  производственную, маркетинговую, проектную, финансовую, кадровую работу. При этом для каждого из подразделений  стратегический план устанавливает  четкие и конкретные цели, согласующиеся  с общей стратегией, а для достижения этих целей функциональные подразделения  самостоятельно разрабатывают оперативные  планы своей деятельности. В итоге  получаемые в процессе оперативной  работы каждого подразделения результаты являются основанием для анализа  их соответствия поставленным задачам  и целям, а это, в свою очередь, определяет движение организации к  намеченным рубежам в рамках стратегии  развития.

Внедрение подобной процедуры  планирования на предприятии позволяет  во многом повысить эффективность деятельности за счет получения высоких оперативных  результатов, обеспечивающих достижение стратегических целей.

Сущность принципа взаимообусловленности  и опосредованности стратегических и оперативных показателей состоит  в необходимости обеспечения  взаимосвязи стратегических и оперативных  показателей путем их увязки в единый комплекс. Причем, связь между показателями должна быть построена таким образом, чтобы она обеспечивала их:

- взаимообусловленность,  т.е. любое качественное или  количественное изменение одного  из показателей должно привести  к соответствующему изменению  других, на которые первый оказывает  воздействие;

- опосредованность, т.е. достижение  каждого из показателей возможно  только благодаря получению многих  других.

Принцип устойчивости связи  между показателями. Одной из основных характеристик системы взаимосвязи  стратегических и оперативных показателей  должна являться ее устойчивость, отражающая стабильность и силу связи между  показателями под воздействием различных  организационно-экономических факторов.

Реализация данного принципа необходима для обеспечения более  тесной взаимозависимости стратегических и оперативных показателей производственной деятельности друг от друга в рамках единого комплекса с целью  повышения текущей эффективности  управления производством, а также  его долгосрочной конкурентоспособности. При этом устойчивость не должна входить  в конфликт с динамичностью и  постоянным развитием данной системы, что обеспечивает ее гибкость и адаптацию  к постоянным изменениям внешней  среды. Принцип рациональной организации  взаимосвязи стратегического и  оперативного управления производством  выступает в качестве обобщающего, так как необходимым условием его реализации является соблюдение всех вышеперечисленных. Рациональная организация взаимосвязи предполагает четкую последовательность процессов  управления производством от стратегического  к текущему и оперативному. Это проявляется в создании такого механизма, который позволяет организовать оперативную деятельность в соответствии со стратегическими приоритетами, а стратегическую - в зависимости от оперативных возможностей.

При этом, взаимосвязь должна оптимизировать управленческую деятельность с точки зрения получения высоких  стратегических и оперативных результатов  с минимальными затратами экономических  ресурсов.

Таким образом, эффективность  процессов стратегического и  оперативного управления производством  во многом определяется рациональностью  и оптимальностью организации системы  взаимосвязи между ними. При осуществлении  процессов кардинального совершенствования  системы управления производством  и ее адаптации к рыночным условиям на современных российских предприятиях особое внимание должно быть уделено  не только процессам внедрения новых  форм и методов управления, но и  корректировке и реорганизации  системы взаимосвязей стратегии  и тактики управления.

В целом стратегическое, текущее и оперативное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

 

Глава 2. Актуальность стратегического планирования в  современных условиях

2.1 Актуальность стратегического  планирования в современных условиях

Уроки кризиса 2008-2010 г.г. обострили интерес к проблеме разработки стратегических планов различных субъектов - предприятий, регионов, государства в целом.

Вообще, стратегическое планирование деятельности стало достаточно популярным в отечественной экономической  науке и, в определенной степени, хозяйственной практике в первой половины 1960 г.г.. Некоторые (АГОЭЛРО) отечественные предприятия стали разрабатывать стратегические планы своей деятельности.

Следует, однако, отметить, что  в большинстве своем указанные  стратегические планы были либо уникальны, как Атомный Проект, Жилищный Проект, Ракетно-Космический Проект, либо поверхностны, а то и декларативны. В настоящее  время единство мнений по поводу сущности и содержания стратегического планирования отсутствует. Очевидно, что категория  «стратегическое планирование»  является производной от понятия  «стратегия», которое, в свою очередь, изначально использовалось в теории и практике военного дела, а впоследствии, по мере развития и совершенствования  системы научного знания, стало использоваться и в политологии, экономике, теории управления.

Стратегическое планирование - это процесс объективного обоснования  системы наиболее приоритетных целей  развития экономического субъекта (домохозяйства, организации, государства в целом) и методов их наиболее эффективного достижения. В данном, достаточно емком стратегического планирования, а именно:

1. Системность. Любая,  даже наиболее примитивная стратегия,  всегда представляет собой группу  целей и задач развития, подкрепленных  определенными организационными, финансовыми,  кадровыми и иными ресурсами.  При этом важно, чтобы цели  и задачи, составляющие основу  стратегии развития экономического  субъекта, были тесно, системно  увязаны друг с другом, взаимно  дополняли друг друга, генерируя  тем самым синергетический эффект. Таким образом, стратегия представляет  собой не простую совокупность, а именно систему приоритетных  направлений развития экономического  субъекта.

2. Объективность. Требование  объективности, непредвзятости является  необходимым неотъемлемым элементом  стратегического планирования. План  действий, разрабатываемый субъективно,  исходя, к примеру, из сугубо  личных, в том числе не вполне  «прозрачных» интересов руководства  предприятия не может рассматриваться  в качестве стратегии развития. Объективность стратегического  планирования предполагает, соответственно, и его научную или хотя бы  четкую логическую обоснованность.

3. Стратегическое планирование акцентируется не на всех целях развития экономического субъекта, а лишь на наиболее приоритетных, значимых, имеющих принципиальное значение в будущем. Выделение такого рода приоритетных направлений их имеющегося, как правило, достаточно широкого круга возможных тенденций развития представляет собой один из наиболее сложных методических вопросов формирования стратегии.

4. В соответствии с  предлагаемым определением стратегическое  планирование акцентируется не  просто на функционировании экономического  субъекта, а именно на его развитии, на постоянном обновлении и  совершенствовании всех сфер  и направлений его деятельности. В идеале, такое развитие должно  быть диалектичным, создающим новое  качество экономического роста  и социально-экономических отношений.  Структура, которая не нуждается в прогрессивном развитии, не испытывает и потребности в формировании действенной стратегии. «Стратегическое планирование» на современном этапе развития государства.

В современной Российской Федерации на уровне государства  стратегическое планирование реализуется  в рамках ряда отраслевых и региональных программ, а также комплексный программных документов, наиболее общим, из которых является Концепция развития РФ до 2020 г. (т.н. «Стратегия 2020»). В рамках данного стратегического плана, в частности, сформулированы: основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

На уровне промышленных предприятий  в целях стратегического планирования активно используются широко известные  инструменты, такие как SWOT-анализ, метод  построения стратегических матриц, экспертные методы. Необходимо, однако, отметить, что развернутые стратегические планы развития в РФ имеют некоторые  крупные корпорации и ряд средних  компаний.

Относительно небольшие  компании часто не в состоянии  разработать комплексный стратегический план собственными силами, а для  заказа его у специалистов извне  в подавляющем большинстве случаев  недостаточно свободных финансовых ресурсов.

В качестве основных проблем  развития стратегического планирования в современной России можно выделить устаревшие инструменты составления  стратегических планов, неподкрепленность стратегического планирования инструментами стратегического планирования, отсутствие постоянного мониторинга эффективности реализации стратегических планов.

В целом, можно выделить следующие  основные проблемы стратегического  планирования в современной Российской Федерации:

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятиях общественного питания