Учетная политика организации и методика ее составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен
осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в
установлении такой совокупности правил, реализация которых бы, обеспечила
максимальный эффект от ведения учета

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1 Организационно-производственная характеристика ТОО «Сантехмонтаж-
сервис»………………………………………………………………………………..7
1.1 Технико-экономическая характеристика………………………………………7
1.2 Учетная политика организации……………………………………………….11
1.3 Учетная политика – как основа деятельности организации…………………16
2 Содержание и основы разработки учетной политики…………………………25
2.1 Цели, задачи и методы учетной политики……………………………………25
2.2 Рекомендации по формированию учетной политики……………………..…29
2.3 Организационно-технические аспекты учетной политики………………….45
3 Аудит учетной политики организации……………………………………….…51
3.1 Сущность, содержание и цели аудита………………………………………...51
3.2 Аудит правильности формирования учетной политики………………..……63
3.3 Порядок проведения аудиторской проверки учетной политики и финансовой
отчетности…………………………………………………………………………..73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Учетная политика организации и методика ее составления.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

 В настоящее время  учетная политика является мощным  инструментом в управлении организацией, поэтому ее формированию и  исполнению уделяется все больше  внимания, что продиктовано требованием  времени. Она играет новую роль и должна быть направлена на реализацию стратегии предприятия.

Востребованность аудита учетной политики обусловлена рядом причин:

  1. аудит учетной политики в значительной мере связан с совокупностью способов ведения бухгалтерского учета;
  2. это интегральный документ, так как она является частью финансовой, дивидендной налоговой политики, реализующейся через бухгалтерский учет;
  3. любая аудиторская проверка начинается с изучения приказа об учетной политике, которая является важнейшим системообразующим фактором бухгалтерского учета в организации;
  4. субъекты хозяйственной деятельности различных форм собственности стремятся заплатить минимальную сумму налогов, балансируя при этом на грани законодательства, что в конечном итоге создает для них угрозу возможного нарушения норм Налогового и Уголовного Кодексов РК. Это вызывает необходимость в рациональном формировании и исполнении учетной политики. Наличие внутренних аудиторов позволяет снизить риск наступления негативных последствий, так как они могут выявить ошибки или недоработки в приказе об учетной политике;
  5. неясность, двоякое толкование, сложность практической реализации некоторых норм налогового законодательства, вызывающее трудность при исчислении налоговых обязательств и составлении внешней бухгалтерской отчетности предприятий производственной сферы формируют спрос на аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения, который обеспечивает большую уверенность в правильности составления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Аудит учетной политики позволяет определить, какую цель преследует руководство предприятия при ее формировании и исполнении:

- если предприятие хочет  показать пользователям бухгалтерской  отчетности (акционерам, кредиторам, потенциальным  инвесторам) успехи своей деятельности, то аудит позволяет увидеть, как предприятие стремится максимизировать оценку активов, прибыли и доходов;

- если платить меньше  налогов, то тогда аудит помогает  проверить обоснованность применения  таких способов учета, которые  дают минимальную оценку активам, прибыли и доходам.

Особую актуальность аудиту учетной политики придает насущная необходимость стабилизации финансового положения большинства предприятий и преодоление кризисных явлений в экономике страны. В связи с этим важное значение приобретает проверка обоснованности и результативности разработанной антикризисной учетной политики, направленной на финансовое оздоровление, способствующей предвидению и смягчению кризисных явлений, снижению финансовых рисков, устойчивости функционирующего предприятия в период кризиса.

В условиях реформирования бухгалтерского учета формирование учетной политики становится более сложно. Особенно остро стоит вопрос о формировании учетной политики в многозвенных организациях, которые составляют консолидированную отчетность. Характер консолидации отчетности зависит от учета инфляционного воздействия на имущественное и финансовое положение предприятия, способы учета сделок между предприятиями - членами финансово-промышленной группы и многие другие вопросы. Все это имеет большое значение для успешного функционирования предприятия на рынке.

Кроме того, следует отметить, что если имеется разногласие у аудитора с руководством предприятия о допустимости выбранной учетной политики и метода ее применения, то он должен обратить внимание пользователей аудиторского заключения на соответствующие аспекты учетной политики.

Если организация внешнего аудита контролируется законодательством, то организация внутреннего аудита на предприятиях государством не контролируется, за него отвечает само предприятие. Между тем от своевременного и качественного аудита учетной политики зависит не только сохранность материальных и денежных средств учредителей, но и кредитоспособность предприятия.

Развитие рыночных отношений ставит новые задачи перед аудитом и анализом деятельности предприятий, решение которых невозможно без усиления их управленческой направленности для достижения конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики финансовая устойчивость предприятия зависит как от внутренних возможностей эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов, так и от внешних условий, важнейшими из которых являются конъюнктура рынка, объем инвестиций, уровень инфляции и экономическая политика государства [16].

Цель аудитора – подтвердить правильность бухгалтерской отчетности. Собственников и кредиторов волнует вопрос, можно ли доверять числам, с которыми их знакомит администрация предприятия. Поскольку всегда есть сомнение в правильности бухгалтерской отчетности, которую предоставляет администрация, постольку появляется специалист – посредник в лице аудитора, который подтверждает, что эта отчетность составлена правильно или, что более точно, достаточно правильно. Отсюда вытекает необходимость аудита как гаранта рыночных отношений;

— последовательности применения учетной политики;

— временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:

— наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

— соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

— последовательность применения учетной политики;

— наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

— полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

— соблюдение учетной политики.

Для ознакомления с учетной политикой при проведении аудита изучаются и оцениваются основные принципы организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

1) приказ (распоряжение и т.п.) об  учетной политике проверяемой  организации;

2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3) перечень утвержденных форм  первичных документов и форм  документов для внутренней бухгалтерской  отчетности;

4) правила документооборота и  технологии обработки учетной  информации;

5) утвержденные методики учета  отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

6) пояснительная записка, которая  раскрывает:

— сведения, относящиеся к учетной политике организации;

— избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

— изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или периодах, следующих за отчетным;

— дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не является ли формальным отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие вовремя изданных и правильно оформленных приказа (распоряжения) об учетной политике и других соответствующих распорядительных документов не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.

Международная практика показывает, что для ведения квалифицированного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

1. Законодательные акты государства

2. Аудиторские стандарты и другие регуляторы [17].

В соответствии с Законом РК «Об аудиторской деятельности» основными принципами аудиторской деятельности являются:

- независимость;

- объективность;

- профессиональная компетентность;

- конфиденциальность;

- честность;

- соблюдение стандартов и Кодекса  этики.

Международные стандарты аудита перечисляют принципы аудита в следующей последовательности:

- независимость;

- честность;

- объективность;

- профессиональная компетентность;

- конфиденциальность;

- профессиональное поведение;

- следование техническим стандартам [18].

Аудит базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений.

Работа аудитора – это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации, проведение аудиторских процедур.

Интересы внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности значительно отличаются. Руководителям организации такая информация помогает принимать соответствующие управленческие решения; акционерам – оценивать эффективность работы администрации и получение дохода в виде дивидендов или доли прибыли; работникам предприятия – приобрести уверенность в стабильности рабочих мест, возможностях карьерного роста, гарантированности заработной платы; кредиторам – убедится в своевременности возврата кредитных средств и получении процентов по кредитам; потенциальным инвесторам – быть уверенными в получении дохода от вложенных средств; поставщикам и покупателям – не сомневаться в долгосрочной сотрудничестве способности партнера своевременно оплатить свои долги; аналитическим фирмам – формировать рекомендации и предложения; аудиторским организациям – получать доход от оказания предоставленных услуг; общественности – решать вопросы занятости и др [19].

Учётная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, принятая в организации. Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учёте учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учётной политики достаточно велико. Она является основной для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации.

Методика проведения аудиторской проверки – используемые аудитором (аудиторской организацией) в процессе проведения аудиторской проверки определенные процедуры, их совокупность, которые разрабатываются им самим.

Данные методики являются коммерческой тайной аудитора (аудиторской организации).

Выделяют следующие основные подходы к созданию методик аудиторской проверки: 1) бухгалтерский подход – разработка методик проведения по различным разделам бухгалтерского учета (например аудит кассовых операций, аудит расчетов с персоналом по оплате труда и т.д.). В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета; 2) юридический подход - разработка методик проверки различных видов экономических работ с юридической точки зрения (например, экспертиза договоров, заключенных экономическим субъектом). В правилах (стандартах) аудиторской деятельности эти методики называются методиками проверки средств системы контроля; 3) специальный подход – разработка методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками и т.п.); 4)отраслевой подход – разработка методик аудиторской проверки экономических субъектов в зависимости от их вида деятельности и отраслевой принадлежности (например, методики банков, страховых организаций и т.п.).

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в соответствующих распорядительных документах содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов бухгалтерского учета и особенности применения способов учета, исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности.

Каждый аудитор (аудиторская организация) самостоятельно выбирает последовательность своей работы [20].

 Дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Аудит учетной политики - довольно сложный процесс, он значительно влияет на его конечные результаты.

 

 

Рисунок 1 - Пользователи аудиторской информации

Примечание: Лебедева Е.С. Аудит. М.: изд-во Ответ, 2008. – 386 с

 

Внутренний аудит учетной политики состоит из следующих этапов:

    • определение цели и задач аудита;
    • рассмотрение объектов внутреннего аудита учетной политики;
    • определение источников информации для проверки;
    • определение основных методов внутреннего аудита учетной политики;
    • проведение непосредственно аудита и оформление полученных результатов.

Информация о работе Учетная политика организации и методика ее составления