Учетная политика организации и методика ее составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен
осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в
установлении такой совокупности правил, реализация которых бы, обеспечила
максимальный эффект от ведения учета

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1 Организационно-производственная характеристика ТОО «Сантехмонтаж-
сервис»………………………………………………………………………………..7
1.1 Технико-экономическая характеристика………………………………………7
1.2 Учетная политика организации……………………………………………….11
1.3 Учетная политика – как основа деятельности организации…………………16
2 Содержание и основы разработки учетной политики…………………………25
2.1 Цели, задачи и методы учетной политики……………………………………25
2.2 Рекомендации по формированию учетной политики……………………..…29
2.3 Организационно-технические аспекты учетной политики………………….45
3 Аудит учетной политики организации……………………………………….…51
3.1 Сущность, содержание и цели аудита………………………………………...51
3.2 Аудит правильности формирования учетной политики………………..……63
3.3 Порядок проведения аудиторской проверки учетной политики и финансовой
отчетности…………………………………………………………………………..73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Учетная политика организации и методика ее составления.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

- разделение которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;

2) особенности применения способов  учета исходя из специфики  условий хозяйствования, отраслевой  принадлежности и иных условий.

Если хозяйствующий субъект самостоятельно разрабатывает те или иные способы бухгалтерского учета, то аудитор должен проверить, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учетной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к финансовой отчетности, является одним из объектов аудиторской проверки. С одной стороны, в процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения организации. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики с необходимой потребностью в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом должны найти отражение в аналитической части аудиторского отчета и носить конфиденциальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского отчета.

С другой стороны, аудитору необходимо высказать свое мнение о достоверности финансовой отчетности и ее соответствии реальному положению дел в организации. Мнение аудитора о достоверности формирования учетной политики служит основой выводов и действий контрагентов субъекта. Пользователь финансовой отчетности должен быть уверен в надежности не только числовых данных, но и пояснений к ним, то есть информации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована финансовая отчетность.

Информация об учетной политике как неотъемлемая составляющая бухгалтерской отчетности является одним из объектов аудиторской проверки. В процессе проверки устанавливается соответствие избранной предприятием учетной политики характеру и условиям деятельности этого предприятия, а также действующим правилам деятельности этого предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Проверяя учетную политику, аудитор оказывает консультационную помощь предприятию. 

Вторая сторона аудиторской проверки учетной политики связана с необходимости отчетности и соответствии ее реальному положению дел на предприятии. Если принять во внимание тот факт, что это мнение служит основой выводов и действий контрагентов предприятия, то становится очевидным, что мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики в отчетности также важно. Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике, избранной предприятием.

Основой для аудиторского исследования учетной политики является внутренняя документация предприятия, в том числе организационно-распорядительная документация, внутренние правила и регламенты, проекты организации бухгалтерского учета, проектная документация на организацию автоматизированного ведения учета, учетная документация, бухгалтерская отчетность и др. 

Хозяйствующие субъекты согласно Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» разрабатывают учетную политику.

При формировании учетной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организаций, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Формирование учетной политики заключается в выборе одного из способов, обосновании их, исходя из условий деятельности предприятия и принятии в качестве основы для ведения  бухгалтерского  учета  и  представления  финансовой  отчетности. Ответственность за формирование учетной политики несет первый руководитель субъекта. Документом, закрепляющим учетную политику и изменения к ней, служит приказ первого руководителя хозяйственного товарищества.

Вопросы  формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой отчетности. В связи с этим учетная политика субъекта является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой  отчетности - от планирования до формирования аудиторского заключения.

Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота аудируемого субъекта. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику[29].

Таким образом, цель аудита учетной политики - составить мнение о достоверности  финансовой отчетности аудируемого субъекта исходя из требований, выполнение которых согласно Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:

• имущественной обособленности организации;

• последовательности применения учетной политики;

• временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

 

3.3 Порядок проведения аудиторской проверки учетной политики и финансовой отчетности

 

Годовой отчет рассматривается как документ, позволяющий пользователям оценить реальные изменения финансового положения хозяйствующего субъекта за год. В этих условиях существенно возрастает роль такой составляющей годового бухгалтерского отчета, как пояснительная записка. Для ее подготовки составители используют не только данные периодической отчетности, но и большой объем иной информации - регистров управленческого учета, проспектов эмиссии ценных бумаг, сведений из реестров акционеров, внутренней отчетности по сегментам и др.

Объем информации, приводимой в пояснительной записке, и форму подачи материала (в виде текста, таблиц, схем и т.п.) субъекта определяют самостоятельно, соблюдая требования действующих нормативных актов.

Процесс составления пояснительной записки можно условно разделить на три основных этапа:

1) анализ требований к  содержанию пояснительной записки, установленных действующими нормативными  актами;

2) выбор необходимых разделов («информационных блоков») пояснительной записки; сбор, обработка информации для включения в соответствующие разделы; выбор формы подачи информации, подготовка графического материала;

3) заключительные процедуры.

Рассмотрим последовательность действий составителей пояснительной записки на каждом из этапов.

Перечень нормативных актов. Основными актами, положениями которых необходимо руководствоваться при подготовке материала для включения в пояснительную записку, являются:

• Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»

• Международные стандарты финансовой отчетности

• методические указания к международным стандартам бухгалтерского учета.

Структура пояснительной записки. Указанные выше нормативные акты содержат дополняющие (а иногда дублирующие) друг друга требования к информации, помещаемой в пояснительной записке. Анализ этих требований позволяет выявить восемь основных разделов пояснительной записки и соответствующим образом сгруппировать полученные данные. Информация  по разделам представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Состав пояснительной записки

№ п/п

Наименование раздела  пояснительной записки

Раздел 1.

Структура и основные направления деятельности хозяйствующего субъекта

Раздел 2.

Информация для обеспечения сопоставимости данных за отчетный и предшествующий годы

Раздел 3.

Основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта

Раздел 4.

Существенные статьи финансовой отчетности

Раздел 5.

События после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности

Раздел 6.

Участие в природоохранных мероприятиях

Раздел 7.

Финансовые результаты по видам деятельности и географическим рынкам сбыта

Раздел 8.

Порядок расчета и динамика важнейших аналитических показателей


 

Раздел 1 «Структура и основные направления деятельности хозяйствующего субъекта» включает сведения об организационной структуре аудируемого субъекта:

- состав и компетенция  органов управления;

- наличие и функции  обособленных подразделений;

- статус субъекта в объединенной группе компаний (основная, зависимая, дочерняя).

Акционерное общество в этом разделе приводит данные о количестве акций, выпущенных и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности самого акционерного товарищества, дочерних и зависимых обществ.

Материал раздела дает возможность сделать выводы о степени интеграции капитала взаимосвязанных компаний, о фактической величине уставного капитала хозяйствующего субъекта, представляющего отчет, который показывает следующие особенности формирования уставного капитала:

- степень оплаты;

- величину эмиссионного  дохода и его долю в номинальной  стоимости всех выпущенных организацией  бумаг;

- стоимость выкупленных организацией собственных акций.

В этом разделе также должна отражаться информация:

- о наличии, месте нахождения, наименовании и направлениях  деятельности (текущей, инвестиционной  и финансовой) материнской и/или  дочерних (зависимых) организаций;

- о применяемом методе  консолидирования учетной информации.

Кроме того, акционерные товарищества раскрывают в данном разделе информацию о персональном составе совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа, а также об общей сумме выплаченного им вознаграждения в денежной и натуральной форме, включая сумму материальных выгод (предоставленных льгот, привилегий и т.п.).

В разделе 2 «Информация для обеспечения сопоставимости данных за отчетный и предшествующий годы» отражаются последствия изменения учетной политики. Для этого производится корректировка включенных в финансовую отчетность за отчетный год соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. При этом никакие учетные записи не производятся.

Раскрытие в пояснительной записке методики корректировки статей бухгалтерского баланса позволит выполнить следующее условие сопоставимости отчетных показателей: данные бухгалтерского баланса на конец отчетного периода должны совпадать с данными на начало следующего отчетного периода.

Факты изменения показателей бухгалтерского баланса на начало года должны отражаться в пояснительной записке с объяснением причины таких изменений.

Раздел 3 «Основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта». Если компания достигла запланированного финансового результата и упрочила свое финансовое положение, можно говорить об умелой нейтрализации управленческим персоналом отрицательных воздействующих факторов и о полном использовании положительных - как внешних (рост покупательского спроса, снижение банковского процента за кредит и др.), так и внутренних (улучшение качества продукции, совершенствование структуры управления и др.).

Важным показателем является общий объем налоговых выплат организации. Рациональное использование предусмотренных законодательством льгот в сочетании с продуманной учетной политикой дают возможность оптимизации расчетов с бюджетом. При этом хозяйствующий субъект должен привести в пояснительной записке отдельно данные о причитающихся платежах в бюджет, исчисленных на основе представленных налоговых деклараций и отраженных в бухгалтерском учете, исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (то есть по методу начисления). Эти данные приводятся в разрезе существующих видов налогов и с отражением сумм отклонений.

Более сложной для составителей пояснительной записки будет ситуация, когда полученные в отчетном году значения итоговых показателей существенно ниже запланированных. Этот факт свидетельствует о наличии непредвиденных (чрезвычайных) обстоятельств, оказавших влияние на деятельность хозяйствующего субъекта в целом.

Если полученный финансовый результат недостаточен для финансирования обязательных расходов за счет нераспределенного дохода, остающегося в распоряжении хозяйствующего субъекта (определенных видов налогов и сборов, штрафных санкций в бюджет, дивидендов по привилегированным акциям), особую актуальность для пользователей приобретает вопрос об источниках этих выплат. В данном разделе пояснительной записки должно содержаться указание на те составляющие собственного капитала (нераспределенный доход прошлых лет, резервный капитал и т.п.), которые послужат источниками соответствующих начислений.

В 4 разделе «Существенные статьи финансовой отчетности» пояснительной записки раскрывается информация о статьях бухгалтерского баланса, отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности и отчета о движении денежных средств, данные которых являются существенными.

Пользователям важно дать возможность сопоставить взаимосвязанные данные различных форм, рассчитать дополнительные показатели, характеризующие эффективность деятельности организации за отчетный год. Так, при наличии у хозяйствующего субъекта существенных финансовых вложений целесообразно привести оформленные в виде таблицы данные, позволяющие определить доходность средств, размещенных в указанных активах.

Информация о работе Учетная политика организации и методика ее составления