Управление дебиторской задолжностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:10, дипломная работа

Описание работы

Целью проектирования является совершенствование существующей системы для управления дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «Башинформсвязь» филиал «Белорецкий межрайонный узел электрической связи».

Файлы: 1 файл

Управления дебиторской задолженностью.doc

— 2.84 Мб (Скачать файл)

Введение

Успешное решение задач  во многом зависит от способности  предприятий адаптироваться к внешним  и внутренним условиям.

Новые экономические  условия существенно изменили характер функционирования предприятий. Сегодня, очевидно, это должны быть уже не те предприятия, которые работали, и даже успешно, в прежних условиях. Основным направлением производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рынка становится выпуск конкурентоспособной продукции, как по техническим характеристикам, так и по стоимости.

Важно не только найти  свое место на рынке (определить, что  выпускать, каков прогнозируется спрос), но и успеть с освоением и выпуском этой продукции, чтобы тебя не опередили, а затем удержаться, чтобы не потеснили.

А это требует:

  1. Резкого сокращения сроков освоения выпуска новой продукции, увеличения скорости её модернизации, совершенствования, замены (оперативное реагирование на запросы потребителя);
  2. Существенного снижения затрат на всех стадиях освоения и производства продукции для установления конкурентоспособной цены.

Ранее сложившиеся структуры  и системы управления предприятием сегодня уже не отвечают современным  требованиям.

В наши дни многие промышленные предприятия испытывают потребность  во внедрении систем управления предприятием, которые обеспечивают прозрачность бизнеса и способствуют повышению эффективности управления производством. Опыт ведущих компаний мира показывает, что использование новых информационных технологий, лежащих в основе систем управления предприятием, позволяет повысить эффективность ведения и бизнеса и его конкурентоспособность. Новые технологии и возможности, которые появились в последнее десятилетие, подталкивают руководство компаний к необходимости пересмотра своего подхода к бизнесу, а усиливающаяся конкуренция значительным образом ускоряет этот процесс.

Термины «информационные  технологии», «информационные системы  управления», уже далеко не новые  понятия. Многие руководители пытаются сформулировать новую роль и определить место информационных технологий в  жизни предприятия и новые способы ведения бизнеса; пытаются ответить на вопрос: каким образом использовать новые информационные технологии и решения на их базе, чтобы получить максимальный эффект и быть конкурентоспособными.

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся небывалым увеличением информационных потоков. Это относится как к экономике, так и социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.

В настоящее время  без накопления и умелого использования  информации невозможен научно-технический прогресс. В современном обществе ни одну проблему нельзя решить без переработки значительных объемов информации и использования компьютерных технологий, которые составляют основу новых информационных технологий.

Управление дебиторской  задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия.

Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны:

- нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;

- не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;

- отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;

- не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;

- функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.

Целью проектирования является совершенствование существующей системы для управления дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «Башинформсвязь» филиал «Белорецкий межрайонный узел электрической связи».

 

 

 

 

 

 

 

1 Управление дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «Башинформсвязь» филиал «БМУЭС»

1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Очень часто ее определяют как составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами.

Существует тенденция  отождествлять дебиторскую задолженность  с коммерческим кредитом. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы  компании предоставляются в пользование  на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных средств ограничен).

Согласно стандартам бухгалтерского учета, дебиторская  задолженность это сумма задолженности  дебиторов предприятию на определенную дату. Дебиторами могут быть как  юридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса.

Дебиторскую задолженность можно определить как оборотный актив предприятия, который возникает в его сбытовой деятельности и характеризует взаимоотношения контрагентов по оплате стоимости полученного товара (работы, услуги).

Суть работы с дебиторской  задолженностью, уже во многом заложена самим его понятием. В словаре экономических терминов, она определяется как:

1. Сумма долгов, причитающихся предприятию и возникших в итоге хозяйственной деятельности. Часть оборотного капитала компании; причитающиеся компании, но еще не полученные ею средства. Такая формулировка сразу напоминает нам о проблеме вопроса и долговом аспекте. Это как раз то, чем, по сути, и является дебиторская задолженность без прикрас и маркетинговых объяснений.

2. Появление дебиторской задолженности – результат развития кредитной системы и, в частности, ее исходной формы – коммерческого кредита, предоставляемого в результате отсрочки платежа за приобретенные товары или оказанные услуги, или отсрочки оплаченных поставок товаров и оказания оплаченных услуг. А вот этот вариант, уже показывает другую сторону дебиторской задолженности. Это скорее сторона важная клиенту, а для нас является той красивой формулировкой, которая вносит более позитивный контекст обсуждения этого вопроса и работы с ним при взаимодействии с клиентом.

3. Дебиторская задолженность – это требования компании по отношению к другим компаниям, организациям или клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг. Здесь речь идет о процессной самой весомой части, которая и подразумевает всю очередность мероприятий по получению причитающихся компании денег.

Дебиторская задолженность  делится на две группы:

1) дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;

2) дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она, в свою очередь, подразделяется на следующие группы:

– ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;

– сомнительная – текущая дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги, в отношении которой существует неуверенность в ее погашении должником.

– безнадежная – текущая дебиторская задолженность, в отношении которой существует уверенность в ее непогашении должником или по которой истек срок исковой давности.

Способы управления каждой из этих групп совершенно разные. Поскольку  речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянные и разовые (прочие). Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту. Применительно к остальной задолженности возможна система мер. В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений. Чаще всего применяется отсрочка или рассрочка платежей.

Являясь средством привлечения  покупателей, отсрочка или рассрочка  платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т.е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то понятно, что, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке. Большое значение имеет отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.

По данным финансовой отчетности дебиторская задолженность  делится на следующие группы:

а) краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она преобладает в общей сумме задолженности, так как предоставление отсрочки платежа на период свыше года встречается крайне редко;

б) долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Эта группировка имеет  значение для многих финансовых расчетов. В частности, краткосрочная задолженность относится к быстрореализуемым активам и, соответственно, принимается в расчет при определении показателя (коэффициента) срочной или промежуточной ликвидности. Долгосрочная дебиторская задолженность относится к медленно реализуемым активам. Правда, любую задолженность можно продать по договору цессии (уступка права требования), и в этом случае ее можно будет приравнять к быстро реализуемым или даже наиболее ликвидным средствам, но в сумме фактически получаемой выручки (обычно не более 50%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции

Задачи

Организация

1. Выбор модели управления  дебиторской задолженностью по  товарным операциям

2. Формирование структуры  управления

3. Разработка методик  по оценке рисков, формированию  портфеля заказов, расчету сроков предоставления кредита, оценки надежности дебиторов

Планирование

1. Установление стандартов  по работе с дебиторами, определяющих  единую политику в этой области  на планируемый период

2. Разработка детальных  графиков погашения дебиторской  задолженности по товарным операциям в планируемом периоде

Координация

Разработка графика  документооборота по дебиторской задолженности

Мотивация

1. Система стимулирования  работников организации

2. Система поощрений  и санкций для дебиторов

Контроль

1. Регулярное отслеживание отклонений фактических параметров дебиторской задолженности от запланированной

2. Разработка системы  мер и мероприятий по оптимизации  параметров дебиторской задолженности


 

Для целей планирования дебиторской  задолженности целесообразна ее группировка по признаку возможности управления ею:

а) формируемая организацией в соответствии с маркетинговой политикой. С учетом финансового состояния организации определяется возможность предоставления заказчику товарного коммерческого кредита. Эта часть дебиторской задолженности поддается четкому планированию на год с разбивкой по кварталам, месяцам, а частично – по конкретным заказчикам;

б) складывающаяся в процессе делового оборота в результате нарушения заказчиками предусмотренных контрактами сроков платежей. Ее невозможно планировать, но можно прогнозировать.

1.2 Описание экономического объекта

ОАО "Башинформсвязь" было образовано в результате акционирования Государственного предприятия связи  и информатизации Республики Башкортостан в 1992 году.

ОАО "Башинформсвязь" - один из крупнейших операторов связи  в уральском регионе, не входящий в холдинг "Связьинвест". Уставный капитал ОАО "Башинформсвязь" составляет 985 189 110 рублей, рыночная капитализация  более $130 млн. 46,08 процентов акций  находится в государственной собственности, из которых 28,24 процентов - федеральная собственность, 17,84 процента - республиканская.

Информация о работе Управление дебиторской задолжностью