Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа
Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:
выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;
ускорение истребования долгов;
уменьшение бюджетных долгов;
оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Введение 3
I. Теоретические основы управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия 7
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и запасов 7
1.2 Система показателей для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью и запасами 14
1.3 Методы управления запасами и дебиторской задолженностью 19
II. Анализ управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии (на примере ОАО «Химпром») 31
2.1 Общая экономическая характеристика деятельности ОАО «Химпром» 31
2.2 Оценка состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью в ОАО «Химпром» 46
2.3 Оценка управления использованием капитала, авансированного в запасы в ОАО «Химпром» 55
III. Основные направления повышения эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью ОАО «Химпром» в условиях финансово-экономического кризиса 63
3.1 Формирование кредитной политики предприятия 63
3.2 Пути повышения оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности 68
Выводы и предложения 74
Список использованной литературы 78
Однако для средних и крупных предприятий дело обстоит несколько сложнее. Существует такая вещь, как инерция производственного процесса и производственных мощностей. Понятно, что в стратегической перспективе сбыт и здесь является определяющим применительно к потребностям производства, однако в оперативном плане не так-то просто гибко адаптировать производственную программу к изменяющейся конъюнктуре рынка. Допустим, нельзя без существенных издержек на один день остановить или «замедлить» конвейер при серийном производстве, уволить на пару дней 30% рабочих, а затем «запросто» принять их снова на работу, переналадить производственные мощности на выпуск отдельных видов продукции. Таким образом, фактор инерции производственных мощностей оказывает существенное обратное воздействие в рамках оперативного управления на систему сбыта. На практике действует закономерность: чем меньше у крупного предприятия возможности складирования готовой продукции, тем выше уровень эффекта, оказываемого текущим производственным графиком на исполнение бюджета продаж. Крайним выражением этой зависимости является система «Пуш»[22.C.104].
При системе «Пуш» определяющим фактором динамики запасов является статья «Приход». Иными словами, снабженцы работают вне зависимости от потребностей производства и в автономном режиме, в соответствии с собственным графиком закупок, поставляют новые партии ТМЦ на склад, откуда производственники забирают их по мере необходимости. Точно так же производственный график в оперативном плане «оторван» от графика отгрузки и реализации. Производственные подразделения в соответствии с собственным плановым заданием, детализированным подневно, поставляют готовую продукцию на склад, откуда ее забирает служба сбыта — опять же в соответствии с собственным планом продаж. Система «Пуш» в большинстве случаев является объективно вынужденной. Понятны недостатки данной системы: при ограниченных мощностях по складированию готовой продукции службы сбыта часто должны по демпинговым ценам распродавать излишние запасы при затоваривании. Такое в России часто встречается на предприятиях массового и серийного производства, например в автомобильной промышленности. Так, с конвейера Автоваза ежедневно сходит несколько сот автомобилей, при том, что складских мощностей у предприятия практически нет. В этих условиях задачи служб сбыта «перевернуты с ног на голову» — не варьирование физическим объемом сбыта с целью влияния на цену продаж и получения максимального дохода от реализации, а оперативная «распродажа» по более или менее приемлемым ценам, с тем чтобы избежать затоваривания.
Отметим, что в обеих охарактеризованных системах планирование целевого уровня остатков запасов при составлении сводного бюджета ничем не отличается по своей методологии. Разница же состоит в текущем мониторинге бюджетного задания в части движения запасов. Понятно, что для предприятия не только важна величина целевого остатка запасов на конец бюджетного периода, но и ее ежедневное изменение в контексте обеспечения ритмичности и синхронизации производственно-финансового цикла — то, что называется производственной логистикой. На практике важно, чтобы ежедневно, в течение всего бюджетного периода, на предприятии не образовывалось избыточных запасов, с одной стороны, и при этом обеспечивался текущий график производства и сбыта — с другой[28.C.102].
Таким образом, с учетом потребностей оперативного планирования управление запасами — это поддержание оптимальной величины текущего остатка запасов с целью:
И в теории, и на практике два критерия определения величины запасов — критерий производственной логистики и критерий финансовой устойчивости — являются «разнонаправленными», что и определяет методологию подхода к решению задачи оптимизации текущего уровня запасов.
В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов: предоплата; оплата за наличный расчет; оплата в кредит. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам: срок предоставления кредита; стандарты кредитоспособности; система создания резервов по сомнительным долгам; система сбора платежей; система предоставляемых скидок.
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации осуществляется по следующим основным этапам:
Основной задачей анализа дебит
На первом этапе анализа оценивается
уровень дебиторской
КОАдз = ДЗ/ОА, (6)
где КОАдз — коэффициент отвлечения
оборотных активов в
ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности организации;
ОА — общая сумма оборотных активов организации.
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
ПИдз = ДЗср/Оо, (7)
где ПИдз — средний период инкассации дебиторской задолженности;
ДЗср — средний остаток
Оо — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
Количество оборотов дебиторской
задолженности характеризует
КОдз = ОР/ДЗср, (8)
где КОдз — количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;
ОР — общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;
ДЗср — средний
остаток дебиторской
На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:
коэффициент просроченности дебиторской задолженности:
КПдз = ДЗпр / ДЗ, (9)
где КПдз — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;
ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;
ДЗ — общая сумма
дебиторской задолженности
средний «возраст» просроченной дебиторской задолженности:
ВПдз = ДЗпр / Оо, (10)
где ВПдз — средний «возраст» просроченной дебиторской задолженности;
ДЗпр — средний
остаток дебиторской
Оо — сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.
На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями. Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз, (11)
где Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз — дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз — текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:
Кэдз = Эдз / ДЗрп, (12)
где КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
ДЗрп — средний
остаток дебиторской
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации. Основным методологическим принципом определения оптимального уровня запасов является принцип минимизации совокупных издержек. Суть данного подхода достаточно проста:
1) любой уровень запасов
генерирует определенную
2) эти издержки неоднородны.
Совокупные издержки содержания определенного уровня запасов состоят из различных категорий, различающихся между собой по функциональной зависимости от изменения уровня запасов. Одни издержки возрастают при увеличении текущего уровня запасов, а другие — убывают. При этом некоторые категории издержек являются косвенными и вероятностными, то есть их величина при данном уровне запасов не является непосредственно фиксированной, и для ее определения требуется проведение соответствующих расчетов;
3) оптимизация уровня
запасов достигается в той
точке, где совокупные
1-я стадия: формализация косвенных и вероятностных издержек и расчет функций затрат;
2-я стадия: определение функции совокупных затрат;
3-я стадия: определение минимума функции совокупных затрат на всем интервале допустимых значений.
Отметим при этом, что те категории издержек, которые находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня запасов, как правило, обусловливаются критерием эффективности, так как лишние запасы — это дополнительные иммобилизованные средства предприятия:
Те категории издержек, которые находятся в обратно пропорциональной зависимости от динамики величины запасов, большей частью определяются критерием ненарушения плановой ритмичности производственно-финансового цикла, или, иначе, критерием финансовой устойчивости. Как правило, именно эти категории издержек являются косвенными и вероятностными. Это:
Информация о работе Управление запасами и дебиторской задолженностью