Управление запасами и дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:
выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;
ускорение истребования долгов;
уменьшение бюджетных долгов;
оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретические основы управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия 7
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и запасов 7
1.2 Система показателей для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью и запасами 14
1.3 Методы управления запасами и дебиторской задолженностью 19
II. Анализ управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии (на примере ОАО «Химпром») 31
2.1 Общая экономическая характеристика деятельности ОАО «Химпром» 31
2.2 Оценка состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью в ОАО «Химпром» 46
2.3 Оценка управления использованием капитала, авансированного в запасы в ОАО «Химпром» 55
III. Основные направления повышения эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью ОАО «Химпром» в условиях финансово-экономического кризиса 63
3.1 Формирование кредитной политики предприятия 63
3.2 Пути повышения оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности 68
Выводы и предложения 74
Список использованной литературы 78

Файлы: 1 файл

управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия.doc

— 3.12 Мб (Скачать файл)
  • объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
  • репутация покупателя в деловом мире;
  • платежеспособность покупателя;
  • результативность хозяйственной деятельности покупателя;
  • состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
  • объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

  • дееспособность покупателя;
  • уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
  • состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

Цель формирования и  экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей  — обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит: из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем; из данных, формируемых из внутренних источников; из информации, формируемой из внешних источников.

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение  следующих их категорий:

  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита;
  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
  • покупатели, которым кредит не предоставляется.

Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как: срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Развитие рыночных отношений  и инфраструктуры финансового рынка  позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд  новых форм управления дебиторской  задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности; в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.

Критерием оптимальности  разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и  по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера  дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:

ДЗо > ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз,       (19)

где ДЗо — оптимальный  размер дебиторской задолженности  предприятия при нормальном его  финансовом состоянии;

ОПдр — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;

ОЗдз — дополнительные операционные затраты организации  по обслуживанию дебиторской задолженности;

ПСдз — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую  задолженность из-за недобросовестности покупателей.

Кроме рассмотренных этапов формирования политики управления дебиторской задолженностью, следует также отметить, что необходимо постоянно отслеживать уровень кредиторской задолженности, т.е. анализировать уровень средств, привлекаемых от поставщиков.

В данной главе рассмотрены понятие, сущность, виды, система показателей и методы управления дебиторской задолженностью и запасами предприятия.

В следующей главе  проводится анализ управления запасами и дебиторской задолженностью на ОАО «Химпром».

II. Анализ управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии (на примере ОАО «Химпром»)

 

2.1 Общая экономическая характеристика деятельности ОАО «Химпром»

Открытое акционерное  общество «Химпром» осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным  законом "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации и иным действующим законодательством Российской Федерации. Общество является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства РФ.

Местонахождение Общества - Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 101. Почтовый адрес Общества – 429952, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 101.

Основной целью Общества является удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах и получение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

  • производство и поставки химической и иной продукции;
  • производство и оборот токсичных химикатов;
  • производство и поставки товаров народного потребления;
  • выполнение государственных заказов и реализация государственных программ по разработке и производству химической и иной продукции;
  • разработка новых технологий,  создание новых производств;
  • ведение экспортно-импортных операций, торгово-коммерческой деятельности и оптово-розничной торговли;
  • научные и инженерно-технические разработки;
  • полиграфическая  и рекламная деятельность;
  • посреднические, маркетинговые, брокерские, транспортные и прочие услуги на территории Чувашской Республики, РФ и других государств;
  • профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров;
  • строительство и продажа жилья и других объектов;
  • проектные, строительные, ремонтные, монтажные работы и услуги;
  • предоставление услуг местной связи;
  • другие виды деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами РФ и Чувашской Республики.

Управление Обществом  осуществляют общее собрание акционеров ОАО «Химпром», избираемый Собранием  Совет директоров и избираемый Советом  директоров Генеральный директор, действующие на основании Устава ОАО «Химпром» в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Уставный  капитал  Общества  составляет 918 525 608 рублей и состоит из 918 525 608 размещенных  именных, бездокументарных акций номинальной  стоимостью 1 рубль, в том числе 688 894 206 обыкновенных акций и 229 631 402 привилегированных акции типа А.

В момент приватизации Обществом  были выпущены и размещены среди  акционеров следующие акции первого  выпуска, зарегистрированные Министерством  финансов Чувашской Республики  19 августа 1994 г.:

  • обыкновенные акции в количестве  462  554   штуки;
  • привилегированные акции типа Б в количестве 225 652 штуки;
  • привилегированные акции типа  А в количестве  229 402  штуки.

Дополнительно за счет средств  от переоценки основных средств Общества были выпущены и размещены среди акционеров следующие акции второго выпуска, зарегистрированные Региональным отделением Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг в Республике Татарстан 3 марта 1998 г.:

  • обыкновенные акции в количестве  462  554 000   штук;
  • привилегированные акции типа Б в количестве 225 652 000 штук (конвертированы в обыкновенные акции после продажи на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями 2 августа 2001 г.);
  • привилегированные акции типа  А в количестве  229 402 000  штук.

В ассортименте продукции  более 200 наименований. ОАО «Химпром»  имеет крупнейшее в России производство пероксида водорода, которое соответствует  международным стандартам и обеспечивает потребность текстильной и целлюлозно-бумажной промышленности в экологически чистых отбеливателях.

ОАО «Химпром» - единственное в стране предприятие, выпускающее:

  • ацетонанил - антиоксидант для резин
  • мягчитель-2 - мономер для производства уникальных термостойких высокопрочных полимерных волокон
  • фосфор - и хлорсодержащие антипирены для полимерных материалов.

Потребителями продукции  ОАО «Химпром» являются предприятия  химической, нефтегазодобывающей, легкой, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, медицинской и химико-фармацевтической, электротехнической, металлургической промышленности, строительной индустрии, теплоэнергетики, машиностроения и сельского хозяйства.

ОАО «Химпром» является одним из крупнейших предприятий химической промышленности и  имеет сложную производственную структуру.  В состав предприятия входят  3 завода и 5 производств. Кроме того на предприятии функционируют отдельные цеха: УСУП и АСУТП (цех№127), Служба главного метролога (№27), Инновационный центр (№30), ПКУ (№97), транспортный центр (№ 26,46,771), аварийная газоспасательная служба (№112), складское хозяйство (№45), цех 100 (занимается обслуживанием объектов соц. назначения – базы отдыха «Звёздочка», санатория-профилактория) и другие цеха. 

Структура органов управления предприятия  аналогична структуре многих крупных  заводов. Первым звеном в ней является пост генерального директора ОАО «Химпром». У него в непосредственном подчинении находятся его заместители:

1) директор по производству;

2) главный инженер; 

3) коммерческий директор;

4) директор по экономике и  финансам;

5) директор по безопасности;

6) директор по правовым вопросам;

7) директор по работе с персоналом  и административным вопросам.

Рис. 1 Схема управления ОАО «Химпром»

Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Химпром» за 2006-2008гг., для этого построим таблицу 1.

Таблица 1.

Финансово-хозяйственная  деятельность ОАО «Химпром» за

2006-2008гг., тыс.руб.

Показатели

Год

Изменение

Динамика, %

2006

2007

2008

2007/ 2006

2008/ 2007

2007/ 2006

2008/ 2007

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка, тыс. руб.

4064473

4065164

4651938

691

586774

100,02

114,43

Себестоимость, тыс. руб.

3298058

3356217

3559314

58159

203097

101,76

106,05

Валовая прибыль, тыс. руб.

766415

708947

1092624

-57468

383677

92,50

154,12

Прибыль от продаж, тыс. руб.

156670

172318

432244

15648

259926

109,99

2,51р.

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

37713

35244

62197

-2469

26953

93,45

176,48

Чистая прибыль

19565

19732

33600

167

13868

100,85

170,28

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

599078

608131

712454

9053

104323

101,51

117,15

Численность персонала, чел.

6105

5192

4973

-913

-219

85,05

95,78

Средняя месячная заработная плата, тыс. руб.

8,177

9,761

11,939

1,583

2,178

119,36

122,31

Производительность труда, тыс. руб./чел.

665,76

782,97

935,44

117,21

152,47

117,60

119,47

Основные средства, тыс. руб.

1735368

2093887

2121437

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" sty

Информация о работе Управление запасами и дебиторской задолженностью