Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа
Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:
выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;
ускорение истребования долгов;
уменьшение бюджетных долгов;
оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Введение 3
I. Теоретические основы управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия 7
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и запасов 7
1.2 Система показателей для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью и запасами 14
1.3 Методы управления запасами и дебиторской задолженностью 19
II. Анализ управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии (на примере ОАО «Химпром») 31
2.1 Общая экономическая характеристика деятельности ОАО «Химпром» 31
2.2 Оценка состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью в ОАО «Химпром» 46
2.3 Оценка управления использованием капитала, авансированного в запасы в ОАО «Химпром» 55
III. Основные направления повышения эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью ОАО «Химпром» в условиях финансово-экономического кризиса 63
3.1 Формирование кредитной политики предприятия 63
3.2 Пути повышения оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности 68
Выводы и предложения 74
Список использованной литературы 78
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей — обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит: из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем; из данных, формируемых из внутренних источников; из информации, формируемой из внешних источников.
Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как: срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.
В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности; в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.
Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:
ДЗо > ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз, (19)
где ДЗо — оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз — дополнительные операционные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности;
ПСдз — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности покупателей.
Кроме рассмотренных этапов формирования политики управления дебиторской задолженностью, следует также отметить, что необходимо постоянно отслеживать уровень кредиторской задолженности, т.е. анализировать уровень средств, привлекаемых от поставщиков.
В данной главе рассмотрены понятие, сущность, виды, система показателей и методы управления дебиторской задолженностью и запасами предприятия.
В следующей главе проводится анализ управления запасами и дебиторской задолженностью на ОАО «Химпром».
Открытое акционерное общество «Химпром» осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации и иным действующим законодательством Российской Федерации. Общество является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства РФ.
Местонахождение Общества - Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 101. Почтовый адрес Общества – 429952, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 101.
Основной целью Общества является удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах и получение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:
Управление Обществом осуществляют общее собрание акционеров ОАО «Химпром», избираемый Собранием Совет директоров и избираемый Советом директоров Генеральный директор, действующие на основании Устава ОАО «Химпром» в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Уставный капитал Общества составляет 918 525 608 рублей и состоит из 918 525 608 размещенных именных, бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 рубль, в том числе 688 894 206 обыкновенных акций и 229 631 402 привилегированных акции типа А.
В момент приватизации Обществом были выпущены и размещены среди акционеров следующие акции первого выпуска, зарегистрированные Министерством финансов Чувашской Республики 19 августа 1994 г.:
Дополнительно за счет средств от переоценки основных средств Общества были выпущены и размещены среди акционеров следующие акции второго выпуска, зарегистрированные Региональным отделением Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг в Республике Татарстан 3 марта 1998 г.:
В ассортименте продукции
более 200 наименований. ОАО «Химпром»
имеет крупнейшее в России производство
пероксида водорода, которое соответствует
международным стандартам и обеспечивает
потребность текстильной и
ОАО «Химпром» - единственное в стране предприятие, выпускающее:
Потребителями продукции
ОАО «Химпром» являются предприятия
химической, нефтегазодобывающей, легкой,
целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей,
медицинской и химико-
ОАО «Химпром» является одним из крупнейших предприятий химической промышленности и имеет сложную производственную структуру. В состав предприятия входят 3 завода и 5 производств. Кроме того на предприятии функционируют отдельные цеха: УСУП и АСУТП (цех№127), Служба главного метролога (№27), Инновационный центр (№30), ПКУ (№97), транспортный центр (№ 26,46,771), аварийная газоспасательная служба (№112), складское хозяйство (№45), цех 100 (занимается обслуживанием объектов соц. назначения – базы отдыха «Звёздочка», санатория-профилактория) и другие цеха.
Структура органов управления предприятия аналогична структуре многих крупных заводов. Первым звеном в ней является пост генерального директора ОАО «Химпром». У него в непосредственном подчинении находятся его заместители:
1) директор по производству;
2) главный инженер;
3) коммерческий директор;
4) директор по экономике и финансам;
5) директор по безопасности;
6) директор по правовым вопросам;
7) директор по работе с
Рис. 1 Схема управления ОАО «Химпром»
Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Химпром» за 2006-2008гг., для этого построим таблицу 1.
Таблица 1.
Финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Химпром» за
2006-2008гг., тыс.руб.
Показатели |
Год |
Изменение |
Динамика, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007/ 2006 |
2008/ 2007 |
2007/ 2006 |
2008/ 2007 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка, тыс. руб. |
4064473 |
4065164 |
4651938 |
691 |
586774 |
100,02 |
114,43 |
Себестоимость, тыс. руб. |
3298058 |
3356217 |
3559314 |
58159 |
203097 |
101,76 |
106,05 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
766415 |
708947 |
1092624 |
-57468 |
383677 |
92,50 |
154,12 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
156670 |
172318 |
432244 |
15648 |
259926 |
109,99 |
2,51р. |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
37713 |
35244 |
62197 |
-2469 |
26953 |
93,45 |
176,48 |
Чистая прибыль |
19565 |
19732 |
33600 |
167 |
13868 |
100,85 |
170,28 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
599078 |
608131 |
712454 |
9053 |
104323 |
101,51 |
117,15 |
Численность персонала, чел. |
6105 |
5192 |
4973 |
-913 |
-219 |
85,05 |
95,78 |
Средняя месячная заработная плата, тыс. руб. |
8,177 |
9,761 |
11,939 |
1,583 |
2,178 |
119,36 |
122,31 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
665,76 |
782,97 |
935,44 |
117,21 |
152,47 |
117,60 |
119,47 |
Основные средства, тыс. руб. |
1735368 |
2093887 |
2121437 |
<span class="dash041e_0431_044b_ |
Информация о работе Управление запасами и дебиторской задолженностью