Внешнеэкономические связи региона: анализ, тенденции, особенности регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из приоритетных направлений во внешнеэкономической политике подавляющего числа стран мира, в том числе и Российской Федерации. Происходит дальнейшая интеграция России в мировую глобализированную экономику, следствием которой является все более тесное взаимодействие и взаимозависимость мировой и национальных экономик, в результате чего они становятся частями единой мировой экономической системы.

Содержание работы

Введение 3
1 Внешнеэкономическая деятельность регионов: теоретический аспект 6
1.1 Сущность внешнеэкономической деятельности регионов 6
1.2 Межрайонное разделение труда на основе специализации регионов 9
1.3 Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической
деятельности регионов 12
2 Исследование развития внешнеэкономических связей Свердловской
Области за период с 2006 по 2012год 16
2.1. Общая характеристика экономического потенциала Свердловской
Области 16
2.2 Международные связи Свердловской области , тенденции и условия
развития 23
2.3 Стоимостные показатели внешней торговли Свердловской области
в 2012 году 30
3. Перспективы развития внешнеэкономических связей Свердловской
области 38
3.1 Меры по развитию инфраструктуры внешнеэкономической
деятельности Свердловской области 38
3.2 Развитие и совершенствование законодательной базы ВЭД 41
Заключение 46
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

Копия Гундилов 1.doc

— 864.50 Кб (Скачать файл)

 Мероприятия по улучшению внешнеэкономического имиджа и повышению инвестиционной привлекательности региона: проведение презентаций и позиционирование возможностей Свердловской области и ее экономического потенциала в международном сообществе. Организация официальных приемов правительственных и деловых делегаций из других стран в Свердловской области, в том числе в форме участия в ежегодных форумах и выставках, проводимых в Екатеринбурге, а также обеспечение участия делегаций Свердловской области в выставках и деловых форумах, проводимых в зарубежных странах. Укрепление конкурентных преимуществ предприятий и организаций Свердловской области, формирование имиджа области как территории высокого качества продукции и эффективного менеджмента в преддверии вступления России в ВТО. 
Создание общих благоприятных условий для воплощения имеющегося потенциала в конкретные инвестиционные проекты, привлекательные и убедительные для иностранного инвестора.

 

2.3  СТОИМОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

 

Внешнеторговый оборот за январь – декабрь 2012 г., на основании данных Таможенной статистики внешней торговли Свердловской области, а также с учетом товарооборота с Республикой Беларусь и данных по услугам во внешнеэкономической деятельности организаций Свердловской области в стоимостном выражении составил 13 000,7 млн. долл. США. Экспорт составил 9 626,2 млн. долл. США, импорт 3 374,5 млн. долл. США. Сальдо внешней торговли сложилось положительное и составило 6 251,7 млн. долл. США. Данные по внешней торговле приводятся без учета торговых операций с Республикой Казахстан в связи с отменой с 1 июля 2010 г. таможенного оформления после образования Таможенного Союза.

Основные показатели, характеризующие стоимостные объёмы внешней торговли области за январь-декабрь 2012 г. приведены в таблицах 3 и 4

 

Таблица 3 - Общие итоги внешней торговли Свердловской области

за январь-декабрь 2012 года, млн. долл. США [22.c 2]

 

 

Январь-декабрь 2012 г.

Январь-декабрь 2011 г.

Изменение,%

Оборот

13 000,7

12 173,0

106,8

Экспорт

9 626,2

8 506,9

113,2

Импорт

3 374,5

3 666,1

92,0

Сальдо

6 251,7

4 840,8

129,1


 

Таблица 4 - Итоги внешней торговли со странами дальнего и ближнего зарубежья  в январе-декабре 2012 года, млн. долл. США [22.c.2]

 

Стоимость

Изменение, %

Доля, %

Стоимость

Изменение, %

Доля, %

Ближнее зарубежье

Дальнее зарубежье

Оборот

1 800,5

103,5

14,4

10 735,9

106,4

85,6

Экспорт

1 111,2

100,5

11,8

8 277,9

114,3

88,2

Импорт

689,3

108,8

21,9

2 458,0

86,3

78,1

Сальдо

421,9

89,5

 

5 819,9

132,5

 

 

За период январь-декабрь 2012 г. произошли изменения в объемах  внешней торговли со всеми странами. Изменения по товарным группам были неравномерными (рисунки7 и 8).

 

 

Рисунок 7 - Товарная структура экспорта (со всеми странами) за январь-декабрь 2012г., млн.долл.США [22 c 4]

Основу экспорта Свердловской области во внешней торговле со всеми странами в январе – декабре 2012 г. традиционно составляли металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, а также машиностроительная продукция. Товарная структура экспорта претерпела изменения.

Поставки металлов за период январь-декабрь 2012 г. в общей  структуре экспорта занимают долю 50,8% и по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года выросли на 7,6%.

Поставки химической продукции за январь-декабрь 2012 г. сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6% и в структуре экспорта занимают долю 21,8%.

Что же касается экспорта продукции машиностроения, то его  доля составляет 18,7%, и наблюдается  рост поставок данной продукции на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г

По импорту в область в январе-декабре 2012 г. в основном поступали машиностроительная продукция, химическая продукция, а также металлы и изделия из них (рисунок 8)

Рисунок 8 - Товарная структура импорта (со всеми странами) за  январь-декабрь2012г.,млн.долл.США [22 c 4]

За вышеуказанный период импорт продукции машиностроения в  Свердловскую область по сравнению  с аналогичным периодом 2011 г. снизился на 9% и в общей структуре импорта составил долю 48,7%.

Доля химической продукции  в общем объеме импорта за январь-декабрь 2012 г. составила 16,8%, и ее объемы уменьшился на 22,8% по сравнению с аналогичным  периодом 2011 г.

Объем импорта металлов снизился на 8,2% и составили долю 11,5%.

В товарной структуре  экспорта со странами ближнего зарубежья  в январе-декабре 2012 г. преобладали металлы и изделия из них, минеральная продукция и машиностроительная продукция (рисунок 9).

 

Рисунок 9 -  Товарная структура экспорта (страны ближнего зарубежья) за январь-декабрь 2012г.,млн.долл.США [ 22. c 5]

По сравнению с январем-декабрем 2011 г. объемы поставок металлов из Свердловской области снизились на 10% за вышеуказанный  период нынешнего года.

Экспорт продукции машиностроения упал за рассматриваемый период нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 9%.

Поставки древесины  из Свердловской области за январь-декабрь 2012 г. снизились на 13%.

Что касается минеральной  продукции - объемы экспорта  за рассматриваемый период нынешнего года на 5% упали по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. В товарной структуре импорта из стран ближнего зарубежья преобладали машины и оборудование.  Изменение структуры импорта приведено на рисунке 10.

 

Рисунок 10 – Товарная структура импорта (страны ближнего зарубежья) за январь-декабрь 2012г. млн.долл.США

В товарной структуре  произошли следующие изменения:

За январь - декабрь 2012 г. по сравнению с аналогичным  периодом 2011 г. объемы ввоза машин и оборудования в Свердловскую область выросли на 29,7%.

За данный период нынешнего  года ввоз продовольствия в Свердловскую область по сравнению с аналогичным  периодом 2011 г. упал на 9,6%.

Выросли в 2,5 раза объемы поставок минеральной продукции в Свердловскую область за январь-декабрь 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За рассматриваемый  период текущего года поставки металлов в область снизились на 8,1% по сравнению с предыдущим годом.

В товарной структуре экспорта со странами дальнего зарубежья в период январь-декабрь 2012 г. преобладали металлы и изделия из них, а также химическая продукция (рисунок 11).

 

Рисунок 11 – Товарная структура экспорта (страны дальнего зарубежья) за январь-декабрь 2012г.,млн.долл. США

В товарной структуре  экспорта в страны дальнего зарубежья  произошли следующие изменения:

За период январь-декабрь 2012 г. поставки металлов и изделий  из них выросли на 7,7%.

В 2,3 раза выросли поставки машиностроительной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.

При этом поставки химической продукции за рассматриваемый период текущего года упали на 6,8% по сравнению  с аналогичным периодом 2011 г.

На 68% выросли объемы поставок минеральной продукции.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья преобладали машиностроительная продукция, химическая продукция, а также металлы и изделия из них (рисунок 12).

 

 

Рисунок 12 – Товарная структура импорта (страны дальнего зарубежья) за январь-декабрь 2012г., млн.долл. США

В товарной структуре  произошли следующие изменения:

Упали объемы поставок машиностроительной продукции на 14,6%. Также снизились  поставки химической продукции на 23%. Объем импорта металлов и изделий  из них снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2011 г. на 8,4%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ  ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   1) Дальнейшее расширение сети официальных представительств иностранных государств в г. Екатеринбурге.  
   2) Развитие сети представительств Свердловской области за рубежом. 
   3) Дальнейшая реконструкция аэровокзального комплекса международного аэропорта «Кольцово». 
   4) Развитие транспортно-логистической системы Свердловской области, обеспечивающей: 
  – наличие современной и развитой транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечивающей эффективное товародвижение и снижение транспортных издержек в экономике области;  
  – стимулирование развития транзитных перевозок через Свердловскую область;  
  – увеличение емкости и эффективности региональной товаропроводящей сети и оптимизация взаимодействия элементов системы;  
  – повышение качества и объема логистических услуг, в том числе путем интеграции отдельных звеньев и формирования единого информационного пространства;  
  – достижение синергетического эффекта с другими программами развития области. 
   5) Создание новых (или относительно новых) и активизация действующих институтов развития бизнеса, в том числе: 
  – корпорации развития Среднего Урала; 
  – центра (рабочей группы, комиссии) при Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей (работодателей) по проведению консультаций в подготовке документов для проведения расследований против недобросовестных иностранных конкурентов; 
  – инвестиционного фонда Свердловской области (его цель – расширить бюджетную поддержку инвестиционной деятельности, финансировать создание инфраструктуры для реализации приоритетных региональных проектов); 
  – особых экономических зон регионального уровня; 
  – территориально–производственных кластеров; 
  – сети испытательных лабораторий и центров (цель создания – обеспечение возможности проведения независимых испытаний высокотехнологичной продукции);  
  – территорий инновационного развития; 
  – механизмов государственно-частного партнерства; 
  – служб «единого окна», осуществляющих от имени инвестора (заказчика) согласование и сбор необходимой разрешительной документации для власти и органах местного самоуправления.реализации инвестиционного проекта в федеральных, региональных органах

Для обеспечения увеличения активности регионов Российской Федерации  в реализации внешнеэкономической  политики нужен постоянный поиск форм и методов стимулирования ВЭД. Тенденции расширения самостоятельности регионов в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД. Необходимо исследование накопленного различными регионами России положительного опыта внедрения региональных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности и явлений, сдерживающих эти процессы [11, c. 90].

Для повышения интенсивности  внешнеэкономической деятельности региона могут быть предложены следующие направления:

- срочная разработка и принятие научно-обоснованной промышленной (отраслевой) политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке. Без такой политики успешное развитие внешнеэкономической деятельности региона невозможно;

- ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их внешнеторговой маркетинговой деятельности. Особенно это касается мер поддержки аграрного сектора;

- создание механизмов временной государственной поддержки предприятий региона, особо страдающих от резко возросшего импорта;

- создание государственной системы внешнеэкономической информации для предприятий (цены, условия торговли и т.п.);

- подготовка в регионе специализированных во внешнеэкономической деятельности кадров (юристов и экономистов);

- постоянный мониторинг внешнеторговых контрагентов и всех торговых барьеров, создаваемых ими, публикация регулярных отчетов его результатов.                                                                                                                                                             Основные факторы интенсивности ВЭД региона могут быть оценены с использованием следующей системы показателей:

- Размеры роста (сокращения) импортозамещающих производств в регионе.

- Рост (снижение) валового регионального продукта (ВРП).

- Увеличение (уменьшение) количества новых рабочих мест.

- Рост (уменьшение) бюджетных доходов.

- Влияние на уровень жизни населения (разница между приростом денежных доходов и потерями населения в связи с изменением цен).

- Рост (уменьшение инвестиций в основной капитал в связи с изменениями емкости внутреннего рынка отечественной продукции.

Информация о работе Внешнеэкономические связи региона: анализ, тенденции, особенности регулирования