Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 13:34, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из приоритетных направлений во внешнеэкономической политике подавляющего числа стран мира, в том числе и Российской Федерации. Происходит дальнейшая интеграция России в мировую глобализированную экономику, следствием которой является все более тесное взаимодействие и взаимозависимость мировой и национальных экономик, в результате чего они становятся частями единой мировой экономической системы.
Введение 3
1 Внешнеэкономическая деятельность регионов: теоретический аспект 6
1.1 Сущность внешнеэкономической деятельности регионов 6
1.2 Межрайонное разделение труда на основе специализации регионов 9
1.3 Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической
деятельности регионов 12
2 Исследование развития внешнеэкономических связей Свердловской
Области за период с 2006 по 2012год 16
2.1. Общая характеристика экономического потенциала Свердловской
Области 16
2.2 Международные связи Свердловской области , тенденции и условия
развития 23
2.3 Стоимостные показатели внешней торговли Свердловской области
в 2012 году 30
3. Перспективы развития внешнеэкономических связей Свердловской
области 38
3.1 Меры по развитию инфраструктуры внешнеэкономической
деятельности Свердловской области 38
3.2 Развитие и совершенствование законодательной базы ВЭД 41
Заключение 46
Список использованных источников 48
Оценка факторов интенсивности внешнеэкономических связей и потенциала импортозамещения в отдельных регионах должна производиться на основе более детального и конструктивного анализа региональных особенностей:
- определения оптово-межрегиональных функций данного региона, а также степени его участия во внешнеэкономической деятельности;
- наличия информации об импорте в регион соответствующих групп товаров;
- получения информации о возможных изменениях таможенных тарифов по группам товаров;
- определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары.
Анализ региональных
последствий осуществления
- получения информации об изменениях таможенных тарифов по группам товаров;
- определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары;
- наличия информации об импорте в регионы соответствующих групп товаров;
- выделения оптово-межрегиональных функций отдельных субъектов федерации, а также исключения фактора формального отнесения импорта к регионам, реально слабо участвующим во внешнеэкономической деятельности.
3.2 РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ВЭД
.
Государственное регулирование внешнеторговой
деятельности основывается на Конституции
Российской Федерации и осуществляется
в соответствии с настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также общепризнанными
принципами и нормами международного
права и международным договорами Российской
Федерации.[2с.3].
Внешнеторговая деятельность
органов местного самоуправления осуществляется
в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Необходимо законодательно
установить четкий порядок регистрации
и аккредитации, получения лицензий и
разрешений, связанных с инвестиционной
деятельностью, и ввести жесткие сроки
для регистрационных органов при рассмотрении
соответствующих заявлений. В законодательстве
Свердловской области должна быть зафиксирована
возможность рассмотрения споров как
в местных судах компетентной юрисдикции
в соответствии с принципами территориальной
подведомственности, так и в международных
юридических институтах.
Обеспечить разработку областных нормативно-правовых
актов, способствующих:– развитию экспорта
продукции глубокого передела;– созданию
и развитию импортозамещающих производств;
– снижению налоговой нагрузки на вновь
созданные наукоемкие экспортоориентированные
производства; – предоставлению льготных
налоговых кредитов при условии, что создаются
объекты интеллектуальной промышленной
собственности и прибыль направляется
в экспотоориентированные производства. Внешнеэкономическая деятельность
в Свердловской области строится в соответствии
с «Компетенцией развития ВЭД Свердловской
области», которая определяет приоритеты
развития в этой области до 2005 г. и средства
достижения поставленных целей. Этот программный
документ разработан правительством области
совместно с научными и другими организациями,
региональными отделениями федеральным
органом исполнительной власти: Уральским
таможенным управлением ГТК РФ, региональным
Управлением уполномоченного МТ РФ, Уральским
региональным центром федеральной службы
валютного и экспортного контроля.
В соответствии с этим документом внешнеэкономическая деятельность области строится на следующих принципах:
проведение продуманной структурной промышленной политики с использованием мер либерализации и протекционизма, учитывающий уровень развития предприятия области;
проведение последовательной политики по формированию профиля международной специализации Свердловской области, рассчитанного на использование возможностей мирового разделения труда;
оптимальное сочетание федеральных, региональных, и предпринимательских интересов с целью удовлетворения потребностей региона;
усиление позиций региона в системе международных конкурентных связей.
Совершенствование правовой базы. На современном этапе экономических преобразований необходимой основой формирования устойчивого и развивающего внешнеэкономического комплекса является создание стабильной, реально функционирующей законодательной базы. Эта задача может решаться как путем активного участия органов регионального управления в совершенствовании федерального законодательства, так и с использованием возможностей, предоставленных региону в соответствии с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий.
Приняты и действуют ряд важных областных законов: «О недрах Свердловской области», «О внебюджетных фондах Свердловской области», «О валютных средствах Свердловской области», «О финансово – промышленных группах и инвестиционных объединениях Свердловской области», «Об уполномоченных банках Свердловской области». В стадии рассмотрения и принятия находится также ряд важных областных законов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, например, «О регулировании внешнеэкономической деятельности в Свердловской области».
В целях ускорения принятия федеральных законодательных актов, реально ставящих барьер на пути нелегального вывоза валюты, предполагается внести следующие предложения по совершенствованию механизма контроля:
ликвидация юридических лиц, занимающихся ВЭД, возможна только после выполнения иностранными партнерами обязательств по контрактам, заключенным с данной организацией;
расчеты иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории России, осуществляются только в российских уполномоченных коммерческих банках в случае, если деятельность иностранных юридических лиц в России продолжается более месяца;
введение контроля за соблюдением действующих правовых норм в области приватизации и рынка ценных бумаг, а также меры ответственности за их нарушение;
установление единого порядка регистрации и постановки на учет в соответствующих органах представительств иностранных фирм.
Совершенствование системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности. Без надежной информационной базы трудно рассчитывать на серьезные успехи регионального экспорта.
Разрабатываются также другие документы, направленные на развитие внешнеэкономической деятельности региона.
Все работы по управлению внешнеэкономической деятельностью в Свердловской области проводятся в тесном сотрудничестве областного правительства, думы с федеральными органами государственной власти и их региональными отделениями, расположенными в Екатеринбурге ( Управление полномочного МТ РФ по Уральскому региону, Уральское таможенное управление, Уральский региональный центр федеральной службы валютного и экспортного контроля, отделение ЦБ РФ), Уральской торгово-промышленной палаты, другими организациями. Для координации внешнеэкономической деятельности, ее дальнейшего развития и повышения эффективности, постоянного взаимодействия с участниками ВЭД при губернаторе области создан Совет по международным связям и внешнеэкономической политике, который вырабатывает предложения и рекомендации по вопросам внешнеэкономической деятельности.
В целом региональные органы государственной власти оказывают существенную помощь в содействии развитию внешнеэкономической деятельности ее участникам, исходя из принципов и в соответствии с мерами, которые изложены в Концепции развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, можно сделать вывод о повышении роли внешнеэкономических и снижении роли внутринациональных связей Свердловской области в условиях рыночной трансформации российской экономики.
В результате к концу 2011г. в системе экономических связей Свердловской области на внешний товарооборот приходилось более половины стоимости ввоза и вывоза продукции, а растущая открытость региона в мировом экономическом пространстве стала сопоставимой с уменьшавшейся открытостью в национальном пространстве.
Так, в Свердловской области
объемы межрайонных и
Таким образом, в период становления основ рыночной экономики в России отчетливо проявился экспортно-импортный императив, когда роль внешней торговли как фактора экономического развития регионов значительно возросла. Для обеспечения увеличения активности регионов Российской Федерации в реализации внешнеэкономической политики нужен постоянный поиск форм и методов стимулирования ВЭД. Тенденции расширения самостоятельности регионов в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД. Необходимо исследование накопленного различными регионами России положительного опыта внедрения региональных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности и явлений, сдерживающих эти процессы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ
2. Федеральный закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, [ текст ] / от 8.12.2003 №164-ФЗ.
3. Архипов А.Ю., Черковец О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов.-[Tekcт] / Феникс, 2006. – 318 с.
4. Богданов С.Н. Внешнеэкономические связи Урала // Региональная внешнеэкономическая политика: цели, инструменты, приоритеты:[Текст] / Екатеринбург: УГТУ-УПИ, Акад. гос. службы. 2007. – 200 с.
5 Булатов А.С. Мировая экономика - М.[Текст] / Экономист, 2007. – 734 с.
6. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: [текст] / 2006. – 415 с.
7. Капустина Л.М. Методология диагностики конкурентоспособности территории и рейтинг регионов по уровню открытости в мировом экономическом пространстве.[Текст] / Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. – 314 с.
8. Капустина Л.М. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под ред. А.И.Татаркина.[Текст] / Екатеринбург: УрО РАН, 2006. – 286 с.
9. Корсаков А.П. Регион в мировом и национальном экономическом пространстве[Текст] / Екатеринбург: УрО РАН, 2007. – 280 с.
10 Николаева Н.И. Мировая экономика [Текст] / ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 510 с.
11. Никольский Д.В.Внешнеэкономическая деятельность регионов России :[Текст]/ Учебное пособие для ВУЗов, 2006. – 290 с.
12. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность [текст]/ Учебное пособие , 2011.- 320с.
13 Ройзман И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов [Текст] / Инвестиции в России. 2006, № 3. – 55с.
14. Селин В.С., Башмакова Е.П., Новосельцева В.Д. Внешнеэкономическая деятельность региона: тенденции, проблемы, перспективы переходного периода. [Текст] / 2007. – 380 с.
15. Семенихин В.В. Внешнеэкономическая деятельность.[Текст]/ 2012-990c.
16. Сергеев Н.А. Трансформация внешнеэкономических и межрегиональных связей Свердловской области в условиях либерализации внешней торговли [Текст] / Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 4. – С.42.
17. Татаркин А.И. Екатеринбург в системе межрегиональных, национальных и мирохозяйственных связей:[ Текст] / Научный доклад на международной научно-практической конференции «Города России на пороге XXI века: теория и практика стратегического управления». - Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2008. – 67 с.
18. Уральский регион: проблемы и перспективы развития [Текст] / В.П. Чичканов, Н.А.Сергеев, А.И.Татаркин, Н.М. Ратнер, Г.А.Ковалева и [ др.] - М.: Наука, 2008. – 440 с.
19. Сайт Президента Российской Федерации:[Электронный
ресурс]-Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/
20. Официальный сайт Государственной Думы РФ. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ:[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/
21. Федеральная служба государственной статистики:[Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.gks.ru
22. Сайт министерства международных
и внешнеэкономических связей Свердловской
области:[Электронный ресурс]- Режим доступа:http://mvs.midural.ru/
Информация о работе Внешнеэкономические связи региона: анализ, тенденции, особенности регулирования