Значение и задачи анализа себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себе-стоимость продукции, работ и услуг. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Значение и задачи анализа себестоимости продукции. Информационная база……………………………………………………………...…………..……..…. 7
2 Анализ общей суммы затрат на производство продукции…………….………. 11
3 Анализ затрат на рубль произведённой продукции……………………………..13
4 Анализ прямых материальных затрат……………………………………………16
5 Анализ прямых трудовых затрат
Заключение

Файлы: 1 файл

Теория.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)


1 Значение  и задачи анализа себестоимости  продукции. 

Информационная  база

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа  себестоимости продукции являются следующие показатели:

– полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

             – затраты на рубль продукции;

             – себестоимость отдельных изделий;

              –отдельные статьи затрат.

Источники информации: "Отчёт с затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учёта затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Планирование и учёт себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Элементы затрат: материальные затраты (сырьё и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Группировка затрат по элементам необходима для  того, чтобы изучить материалоёмкость, энергоёмкость, трудоёмкость, фондоёмкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям  калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

Различают также  затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырьё, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов  являются  общепроизводственные  и  общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

Издержки  классифицируют также на явные и  неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и  промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

Неявные (имплицитные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

В современных  условиях хозяйствования преимущество надо отдать методу учёта затрат по сокращенной себестоимости — в соответствии с которым на продукцию списывают не все издержки предприятия, а только их часть — переменные затраты (цеховую производственную стоимость).

Переменные  затраты зависят от объёма производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

Постоянные  затраты не зависят от динамики объёма производства и продажи продукции. Это амортизация, арендная плата, заработная плата обслуживающего персонала на почасовой оплате и др., расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д.

Разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. Маржинальный доход — это часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных (накладных) затрат и образование прибыли. При этом методе постоянные затраты в себестоимость продукции не включают и относят на уменьшение прибыли того периода, когда они возникли.

Маржинальный доход  играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности, как всего производства, так и отдельных изделий. Следовательно, чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Кроме того, деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности, для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод учёта, предусматривающий учёт и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода  учёта — системы учета «Директ-костинг», созданной в 1936 г. американским экономистом Джонатаном Гаррисоном, согласно которой в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы.

Схема построения отчетов о прибылях и убытках  при системе учёта директ-костинг в наиболее общем виде представлена в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1 ― Схема определения финансового результата по системе учета директ-костинг, руб.

№п/п

Показатели

  Сумма

1

Выручка от продажи  продукции

1000000

2

Переменные затраты

600000

3

Маржинальный  доход (стр. I — стр. 2)

400000

4

Постоянные затраты

300000

5

Прибыль от продаж

100000




 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее  время система директ-костинг  широко распространена во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии она получила наименование «учёт частичных затрат» или «учёт суммы покрытия», в Великобритании ее называют «учётом маржинальных затрат», во Франции — «маржинальная бухгалтерия» или «маржинальный учёт».

При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин «учёт ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости», но наиболее приемлемым названием является «маржинальный метод бухгалтерского учета». Это связано с тем, что основным показателем при системе директ-костинг служит маржинальный доход, с помощью которого определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д.

Современный директ-костинг имеет два варианта:

    • простой директ-костинг, основанный на использовании в учёте данных только о переменных (оперативных) затратах;
    • развитой директ-костинг (верибл-костинг), при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты на производство и реализацию продукции.

    Обобщенно  сущность этой системы состоит  в подразделении затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства, причем себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия.

Основные  преимущества системы учёта директ-костинг.

  1. Упрощение и точность исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается в части только производственных затрат.
  2. Отсутствие процедур по составлению сложных расчетов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции. Их в состав себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно, на уменьшение финансового результата.
  3. Возможность определения порога рентабельности (точки безубыточности, порогового объема продаж), запаса прочности предприятия и нижней границы цены продукции или заказа.
  4. Возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции.
  5. Возможность определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции.

6. Возможность выбора между собственным производством 
продукции или услуг и их закупкой на стороне.

Директ-костинг  позволяет руководству заострить  внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям: выявить продукцию с большой рентабельностью, чтобы перейти в основном на выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не скрывается в результате списания постоянных затрат на себестоимость отдельных изделий. Система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства на меняющиеся условия рынка. Она также становится составной частью маркетинга — системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.

Еще одно достоинство  директ-костинга состоит в том, что  ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить процессы нормирования, планирования, учеёта и контроля затрат, так как себестоимость становится более прозрачной, а отдельные затраты — лучше контролируемыми.

Кроме того, эта  система учета способствует осуществлению оперативного контроля за постоянными затратами, так как в процессе контроля за себестоимостью используются стандартные (нормативные) затраты (т.е. директ-костинг организуется в сочетании со стандарт-костом) или гибкие сметы. Применяя стандарты в системе директ-костинг, устанавливают нормы как на переменные, так и на постоянные затраты. При осуществлении же контроля на основе гибких смет руководствуются в первую очередь разделением затрат на постоянные и переменные. Наряду с этим необходимо иметь в виду, что при системе учёта полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит от одного периода к другому, поэтому контроль за ними ослабевает. В этих условиях директ-костинг помогает снизить трудоёмкость распределения накладных расходов.

Основные  недостатки системы учета директ-костинг.

1. В случае  использования в конкурентной  борьбе демпинга — продажи товаров по заведомо заниженным ценам для достижения привилегированного положения на рынке по отдельным изделиям — возникает опасность, что масса неделимых постоянных затрат не сможет быть покрыта маржинальным доходом, т.е. предприятие попадает в зону убытков.

2. Противники системы директ-костинг утверждают, что в практической деятельности возникают трудности при разделении затрат на постоянные и переменные. Во многом это зависит от длительности рассматриваемого периода и от анализируемого диапазона объемов выпуска. Кроме того, утверждается, что постоянные затраты также участвуют при производстве продукции и, следовательно, должны быть включены в ее себестоимость. Они также считают, что директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт и какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных затрат, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства. В противном случае их стоимость занижается.

Информация о работе Значение и задачи анализа себестоимости продукции