Значение и задачи анализа себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себе-стоимость продукции, работ и услуг. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Значение и задачи анализа себестоимости продукции. Информационная база……………………………………………………………...…………..……..…. 7
2 Анализ общей суммы затрат на производство продукции…………….………. 11
3 Анализ затрат на рубль произведённой продукции……………………………..13
4 Анализ прямых материальных затрат……………………………………………16
5 Анализ прямых трудовых затрат
Заключение

Файлы: 1 файл

Теория.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь данных факторов с общей суммой прямых материальных затрат можно представить следующим  образом:

.   (4.1)

Рассмотрим, как повлиял  каждый из этих факторов на изменение  затрат на основании приложений В, Г, Д.

1. ,                 (4.2)

где  (приложение Б).

 млн. руб.

2. ,                     (4.3)

где     Iц = 1,151.

 млн. руб.

3.                                (4.4)

 млн. руб.

Сведём расчёт влияния  факторов в таблицу 4.1.

 

Таблица 4.1 – Исходные данные для факторного анализа общей суммы материальных затрат на производство и реализацию продукции

Материальные затраты

Сумма, млн. руб.

Факторы изменения материальных затрат

объём выпуска продукции

структура продукции

удельный расход материала

цены на сырьё и  материалы

По базе на базовый  выпуск продукции: МЗо

1140,3

База

База

База

База

По базе, пересчитанной  на фактический объём производства продукции при сохранении базовой  структуры: МЗусл1

1036,3

Факт

База

База

База

По базовому уровню на фактический выпуск продукции при фактической её структуре: МЗусл2

1095,1

Факт

Факт

База

База

Фактические при базовом  уровне постоянных затрат: МЗусл3

990,7

Факт

Факт

Факт

База

Фактические:МЗ1

1170,9

Факт

Факт

Факт

Факт

Баланс факторов

30,6

- 104

58,8

- 104,4

180,2


 

Согласно  данным из табл. 4.1, расход материалов на производство продукции увеличился на 30,6 млн. руб., в том числе за счёт изменения:

объёма производства продукции

1036,3 – 1140,3 = -104

структуры производства продукции

1095,1 – 1036,3 = 58,8

удельного расхода материалов

990,7 – 1095,1 = - 104,4

цен на сырьё и материалы

1170,9 – 990,7 = 180,2

 

               Итого + 30,6


 

 

 

 

 

5 Анализ прямых трудовых затрат

 

 

Прямые трудовые затраты  занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции и оказывают большое влияние на формирование её уровня.

Общая сумма прямой зарплаты зависит от выпущенной продукции (ВП), трудоёмкости (УТЕi) и уровня оплаты труда за 1 чел.-ч. (ОТi). Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

Факторная модель общей  суммы прямой заработной платы выглядит следующим образом:

.    (5.1)

Рассмотрим, как повлиял  каждый из этих факторов на общую сумму  прямой    заработной платы  на основании приложений Б, В, Г, Д  (данные в таблице 5.1).

 

Таблица 5.1 – Основные технико-экономические показатели, учитывающиеся при анализе прямых трудовых затрат

Показатель

2007 год

2008 год

Отклонение

ФРВ, чел∙ч.

117344

114625

-2719

ФЗП, млн. руб.

320,6

393,6

73

ВП, млн. руб.

3048

3369

321

Те = ФРВ/ВП,

чел∙ч./млн. руб.

38,5

34,02

- 4,48

ОТ = ФЗП/ФРВ,

млн. руб./чел∙ч.

0,0027

0,0034

0,0007


 

1. .                    (5.2)

 млн. руб.

2. .     (5.2)

млн. руб.

3.           (5.3)

 млн. руб.

Сведём расчёт влияния  факторов в таблицу 5.2.

Таблица 5.2 – Исходные данные для факторного анализа общей суммы прямых материальных  затрат на производство и реализацию продукции

Прямые трудовые затраты

Сумма, млн. руб.

Факторы изменения материальных затрат

объём выпуска продукции

структура продукции

цен на продукцию

трудоёмкость

оплата труда

По базе на базовый  выпуск продукции: ЗПо

320,6

База

База

База

База

База

По базе, пересчитанной на фактический объём производства продукции при сохранении базовой структуры: ЗПусл1

291,4

Факт

База

База

База

База

По базовому уровню на фактический выпуск продукции при  фактической её структуре: ЗПусл2

304,3

Факт

Факт

База

База

База

Фактические при базовой оплате труда: ЗПусл3

309,5

Факт

Факт

Факт

Факт

База

Фактические:ЗП1

393,6

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Баланс факторов

73

- 29,2

12,9

5,2

84,1


 

Согласно этим данным, общая сумма прямых трудовых затрат на производство продукции увеличилась на 73 млн. руб., в том числе за счёт изменения:

объёма производства продукции

291,4 – 320,6 = - 29,2

структуры производства продукции

304,3 – 291,4 = 12,9

цен на продукцию и  трудоёмкости

309,5 – 304,3 = 5,2

оплаты труда

393,6 – 309,5 = 84,1

 

              Итого + 73


 

 

 

6 Анализ косвенных затрат

 

 

Косвенные затраты в  себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие  расходы. Проводится анализ состава, структуры косвенных расходов, сравнивается фактическая их величина на рубль произведённой продукции в динамике (приложения В, Г, Д). Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости выпущенной продукции (таблица 6.1).

 

Таблица 6.1 – Анализ состава и структуры косвенных расходов

 

Показатели

Абсолютные показатели, млн.руб.

 Удельный вес в  полной себестоимости, %

Расходы на рубль продукции, руб.

2007 г.

2008 г.

2007 г. 

2008 г.

2007 г.

2008 г.

Полная себестоимость  товарной продукции

2924

3348

-

-

0,9593

0,9938

В её составе косвенные  расходы

1318,67

1674,4

45,10

50,01

0,4326

0,4970

Из них общепроизводственные расходы 

672,8

833,86

23,01

24,91

0,2207

0,2475

общехозяйственные расходы

563,9

748,34

19,29

22,35

0,1850

0,2221

оснастка

0,67

0

0,02

0,00

0,0002

0,0000

внепроизводственные расходы

81,3

92,2

2,78

2,75

0,0267

0,0274

Выпуск продукции

3048

3369

-

-


 

Из таблицы 6.1 видно, что косвенные расходы составляют около ½ всех расходов, входящих в себестоимость продукции (45,1 % и 50 %), общехозяйственные и общепроизводственные около ¼ всех расходов. Внепроизводственные расходы составляют около 3-х % от общей суммы  расходов. В 2008 г. удельный вес косвенных расходов общей себестоимости возрос на 4,9%. Значительно возросли общехозяйственные расходы (3,06%).

Затраты на рубль выпущенной продукции в организации находятся  на высоком  уровне (0,994), следовательно  предприятию необходимо изыскивать резервы возможного их сокращения. 

Рассмотрим динамику косвенных расходов (табл.6.2)

 

Таблица 6.2 - Динамика косвенных расходов

Показатели

Абсолютные показатели,

млн. руб.

 Отклонения 

2007 г.

2008 г.

абсол.

относ.

Полная себестоимость  товарной продукции,

млн. руб.

2924

3348

424,00

1,15

В её составе косвенные  расходы, млн. руб.

1318,67

1674,4

355,73

1,27

Из них общепроизводственные расходы, млн. руб.

672,8

833,86

161,06

1,24

общехозяйственные расходы, млн. руб.

563,9

748,34

184,44

1,33

оснастка, млн. руб.

0,67

0

-0,67

0,00

внепроизводственные расходы, млн. руб.

81,3

92,2

10,90

1,13

Выпуск продукции,

 млн. руб.

3048

3369

321,00

1,11


 

 Из табл. 6.2 видно,  что косвенные затраты за 2008 год  превысили косвенные затраты  за 2007 год на 355,73 млн. руб. (на 27%), причём значительно выросли как общепроизводственные на 161,06 млн. руб. (24 %), так и общехозяйственные расходы на 184,44 млн. руб. (33 %).  Их рост связан с повышением заработной платы работников аппарата управления, повышением цен на услуги (освещение, отопление, водоснабжение и т.д.), упаковку, рекламу и т. д.

 

 

7 Анализ себестоимости  отдельных видов продукции

 

 

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчётные калькуляции по отдельным изделиям. Детально изучают себестоимость единицы продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с данными за прошлый период.

Проведём анализ некоторых  наиболее дорогостоящих кукол (приложения Ж, З).

Таблица 7.1- Анализ себестоимости куклы Андрюша 9 (в индивидуальной  коробке).

Информация о работе Значение и задачи анализа себестоимости продукции