Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 15:42, курсовая работа
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себе-стоимость продукции, работ и услуг. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Значение и задачи анализа себестоимости продукции. Информационная база……………………………………………………………...…………..……..…. 7
2 Анализ общей суммы затрат на производство продукции…………….………. 11
3 Анализ затрат на рубль произведённой продукции……………………………..13
4 Анализ прямых материальных затрат……………………………………………16
5 Анализ прямых трудовых затрат
Заключение
3. Ведение учёта с точки зрения только производственной себестоимости, т.е. по сокращенной номенклатуре статей, не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимой согласно законодательству.
Сегодня всё более необходимым и целесообразным становится применение системы директ-костинг на отечественных предприятиях. Ее применение способствовало бы повышению эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятий, усилению контроля, аналитичности и достоверности исчисляемых показателей и более полному выявлению и использованию резервов снижения себестоимости продукции.
2 Анализ общей суммы затрат на производство продукции
Анализ себестоимости продукции в ЧУП «Свiтанак» ОАО «Актамир» начнём с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат. Данные для анализа возьмём из отчёта о затратах на производство продукции (работ, услуг) (приложении В, Г, Д).
Таблица 2.1 – Затраты на производство продукции
Элемент затрат |
Сумма, млн. руб |
Структура затрат, % | ||||
2007 г. |
2008 г |
Откл-е |
2007 г. |
2008 г. |
Откл-е | |
Материальные затраты |
1470 |
1516 |
46 |
50,2736 |
45,2808 |
-4,9928 |
Заработная плата |
758 |
937 |
179 |
25,9234 |
27,9869 |
2,0635 |
Отчисления в фонд социальной защиты |
266 |
335 |
69 |
9,0971 |
10,0060 |
0,9088 |
Амортизация основных средств |
7 |
6 |
-1 |
0,2394 |
0,1792 |
-0,0602 |
Прочие расходы |
423 |
554 |
131 |
14,4665 |
16,5472 |
2,0807 |
Полная себестоимость |
2924 |
3348 |
424 |
100,0000 |
100,0000 |
|
В том числе: |
||||||
переменные расходы |
1604,6 |
1672,6 |
68 |
54,8769 |
49,9582 |
-4,9187 |
постоянные расходы |
1319,4 |
1675,4 |
356 |
45,1231 |
50,0418 |
4,9187 |
Как видно из таблицы 2.1, затраты предприятия за 2008 г. выше чем затраты 2007 г. на 424 млн. руб., или на 14,5 %. Перерасход произошёл по всем видам, кроме амортизации основных средств. Наибольший перерасход прослеживается по заработной плате и прочим расходам (арендная плата, платежи по страхованию, оплата нематериальных услуг других организаций). Изменилась и структура затрат: увеличилась доля заработной платы, отчислений в ФСЗН и прочих расходов, а доля материальных затрат и амортизации основных средств уменьшилась (рис 2.1.).
Рис. 2.1 Фактическая структура затрат на производство продукции за 2008 г.
Общая сумма затрат (Зобщ) может изменяться из-за:
– объёма выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ);
– её структуры (Удi);
– уровня переменных затрат на единицу продукции (Bi);
– суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):
Рассмотрим, как повлиял каждый из этих факторов на изменение затрат.
1. , (2.2)
где (приложение Б).
млн. руб.
2. , (2.3)
где Iц = 1,151.
млн. руб.
3. (2.4)
млн. руб.
Сведём расчёт влияния факторов в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 – Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции
Затраты |
Сумма, млн. руб |
Факторы изменения затрат | |||
объём выпуска продукции |
структура продукции |
переменные затраты |
постоянные затраты | ||
По базе на базовый выпуск продукции: Зо |
2924 |
База |
База |
База |
База |
По базе, пересчитанной на фактический объём производства продукции при сохранении базовой структуры: Зусл1 |
2777,7 |
Факт |
База |
База |
База |
По базовому уровню на фактический выпуск продукции при фактической её структуре: Зусл2 |
2860,3 |
Факт |
Факт |
База |
База |
Фактические при базовом уровне постоянных затрат:Зусл3 |
2992 |
Факт |
Факт |
Факт |
База |
Фактические:З1 |
3348 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Баланс факторов |
424 |
- 146,3 |
82,6 |
131,7 |
356 |
Из таблицы 2.2 видно, что
в связи с уменьшением выпуска
продукции в натуральном
За счёт изменения структуры выпуска продукции сумма затрат выросла на 82,6 млн. руб. (2860,3 – 2777,7). Это свидетельствует о том, что в общем выпуске продукции увеличилась доля затратоёмкой продукции.
За счёт роста удельных переменных затрат на производство продукции общая сумма расходов выросли на 131,7 млн. руб. (2992 – 2860,3).
Постоянные расходы возросли по сравнению с 2007 годом на 356 мил. руб. (3348 – 2992), что также послужило одной из причин увеличения общей суммы затрат.
Таким образом, общая сумма затрат в 2008 г. выше, чем в 2007 г. на 424 млн. руб. (3348 – 2924), или +14,5%, за счёт снижения объёма производства она снизилась на 146,3 млн. руб. (2924 – 2860,3), а за счёт изменения структуры, роста себестоимости продукции она возросла на 570,3 млн. руб. (3348 – 2777,7), или на 19,5%.
3 Анализ затрат
на рубль произведённой
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах (приложения Б, Е).
Таблица 3.1 – Динамика затрат на рубль продукции
Год |
уровень показателя, коп. |
темп изменения, % |
2006 |
98 |
100 |
2007 |
96 |
97,96 |
2008 |
99,4 |
103,54 |
Из таблицы 3.1 видно, что за этот период уровень данного показателя на анализируемом предприятии сначала снизился на 2,04 %, а затем опять повысился на 3,54 %.
Следующий этап анализа — изучение результатов базового и отчётного года и определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя.
Затраты на рубль
продукции непосредственно
Факторная модель удельных затрат на рубль продукции (УЗ) выглядит следующим образом:
Рассмотрим, как повлиял каждый из этих факторов на стоимость произведённой продукции.
1. млн. руб. (3.2)
2. млн. руб. (3.3)
Сведём расчёт влияния факторов в таблицу 3.2.
Таблица 3.2 – Исходные данные для факторного анализа стоимости произведённой продукции
Стоимость произведённой продукции |
Сумма, млн. руб |
Факторы изменения стоимости произведённой продукции | ||
объём выпуска продукции |
структура продукции |
цены на продукцию | ||
Базовый выпуск продукции: ВПо |
3048 |
База |
База |
База |
Фактически при плановой структуре и базовых ценах: ВПусл1 |
2770 |
Факт |
База |
База |
Фактически по базовым ценам: ВПусл2 |
2927 |
Факт |
Факт |
База |
Фактические:З1 |
3369 |
Факт |
Факт |
Факт |
Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным табл. 2.2 и табл. 3.2. Сведём расчёт влияния факторов в таблицу 3.3.
Таблица 3.3 – Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на рубль произведенной продукции
Затраты на рубль продукции, коп. |
Фактор | ||||
объём производства |
структура производства |
уровень удельных переменных затрат |
сумма постоянных затрат |
отпускные цены на продукцию | |
База =2924:3048=95,93 |
База |
База |
База |
База |
База |
Усл.1=2777,7:2770=100,28 |
Факт |
База |
База |
База |
База |
Усл2=2860,3:2927=97,72 |
Факт |
Факт |
База |
База |
База |
Усл3=2992:2927=102,22 |
Факт |
Факт |
Факт |
База |
База |
Усл4=3348:2927=114,38 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
База |
Факт=3348:3369=99,38 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
∆общ=99,38-95,93=3,45 к |
4,35 |
-2,56 |
4,5 |
12,16 |
- 15 |
Аналитические расчеты, приведенные в табл. 3.3, показывают, что размер затрат на рубль продукции изменился за счет следующих факторов:
уменьшения объема производства продукции |
100,28 -95,93 = 4,35 коп; |
изменения структуры производства |
97,72 – 100,28 = - 2,56 коп; |
уровня переменных затрат |
102,22 -97,72 = 4,5 коп; |
размера постоянных затрат |
114,38 – 102,22 = 12,16 коп; |
повышения цен на продукцию |
99,38 -114,38 = -15 коп. |
Установим влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли. Для этого необходимо абсолютные приросты затрат на рубль продукции за счёт каждого фактора умножить на выручку за фактический объём реализации продукции по базовым ценам (табл.3.4):
Таблица 3.4 – Расчёт влияния факторов на изменение суммы прибыли
Фактор |
Расчёт влияния |
Изменение суммы прибыли, млн. руб. |
Объём выпуска продукции |
+4,35х3450,9/100 |
-150,1 |
Структура продукции |
-2,56х3450,9/100 |
+ 88,3 |
Уровень переменных затрат на единицу продукции |
4,5х3450,9/100 |
- 155,3 |
Увеличение суммы постоянных затрат на производство и реализацию продукции |
12,16х3450,9/100 |
-419,6 |
Изменение уровня отпускных цен на продукцию |
-15х3450,9/100 |
+517,6 |
Итого |
-119,1 |
Из приведённых данных видно, что увеличению прибыли способствовали изменение структуры продукции, рост уровня отпускных цен. Отрицательное влияние на прибыль оказали такие факторы, как уменьшение объёма выпуска продукции, уменьшение переменных затрат на единицу продукции и увеличение суммы постоянных затрат на производство и реализацию продукции.
4 Анализ прямых материальных затрат
Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости промышленной продукции занимают затраты на сырьё и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объёма производства продукции (VВП), её структуры (Удi) и изменения удельных материальных затрат на отдельные изделия (УМЗi). Последние, в свою очередь, зависят от количества (массы) расходования материалов на единицу продукции (УРi) и средней цены единицы материалов (Цi).
Информация о работе Значение и задачи анализа себестоимости продукции