Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Цель курсового проекта: разработка политики управления денежными потоками ОАО «МЗиК». Задачи: - изучить теоретические основы управления денежными потоками; - провести анализ финансового состояния предприятия ОАО «МЗиК». - разработать и обосновать политику управления денежными потоками ОАО «МЗиК»; - составить прогнозную финансовую отчетность ОАО «МЗиК». Объект исследования: Открытое акционерное общество «Машиностроительный завод имени М.И.Калинина, г.Екатеринбург». Предмет исследования: управление денежными потоками.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «МЗиК»
ПО МЕТОДИКЕ ТИТОВА В.И.
Расчет финансовых коэффициентов и их интерпретация 4
Основные проблемы по исходной информации и оценке 15
РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ОАО «МЗиК» 16
Задачи управления денежными потоками 16
Анализ отчета о движении денежных средств 18
Обоснование минимальной суммы остатка денежных средств 27
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 33
3.1. Составление прогнозных форм (бухгалтерского баланса) 33
3.2 Расчет плановой величины кредиторской
задолженности поставщикам 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Таблица 16 – Рентабельность оборотных активов, %
Показатели |
2011 год |
2012 год |
|
2 |
4 |
|
20 |
36 |
|
6,2 |
8,6 |
Таблица 17 – Показатели финансирования оборотных активов, тыс. руб.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
|
967090 |
1333398 |
|
2890918 |
4704593 |
3. Текущие финансовые потребности |
1551200 |
2417247 |
Таблица 18 – Плановые показатели по управлению оборотным капиталом
Показатели |
Единицы измерения |
Отчётный 2012 год |
План |
|
Тыс. руб. |
1333398 |
2000097 |
|
% |
36 |
50 |
- коэффициентный метод (стр. бух. баланса 210 +220 – 214 – 215 / 490) - аналитический метод (неликвидные запасы – 5%) |
Тыс.руб. |
0,54
37960,40 |
0,54
18980,2 |
|
дни |
462 |
182 |
|
Тыс. руб. |
10860071 |
16290106 |
Таблица 19 – Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности
Показатели |
На начало периода |
На конец периода |
Изменение | ||||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Абсол., тыс.руб. |
Относит., % |
Струк-туры, % | |
Дебиторская задолженность |
7962127 |
100 |
12735908 |
100 |
- |
- |
- |
Краткосрочная, всего |
7962127 |
100 |
12735908 |
100 |
+4773781 |
- |
+62,52 |
В том числе расчёты с покупателями |
451298 |
6 |
1622015 |
12,8 |
+1170717 |
+6,8 |
+27,8 |
авансы выданные |
5874255 |
73 |
9154458 |
71,8 |
+3280203 |
-1,2 |
+64,2 |
прочая |
1636574 |
21 |
1959435 |
15,4 |
+3228961 |
-5,6 |
+84 |
Долгосрочная, всего |
0 |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
В том числе расчёты с покупателями |
0 |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
авансы выданные |
0 |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
прочая |
0 |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
Таблица 20 – Темпы изменения показателей, %
Показатели |
2011 год |
2012 год |
|
181 |
160 |
покупателей |
152 |
360 |
|
254 |
147 |
поставщикам |
631,01 |
190 |
|
105 |
269 |
Таблица 21 – Оборачиваемость задолженности, дни
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Изменение |
Период оборота: |
|||
|
553 |
348 |
-205 |
|
1216 |
848 |
-368 |
Таблица 22 – Обоснование политики управления дебиторской задолженностью, тыс. руб.
Показатели |
Расчёты |
Обоснование новых условий оплаты | |
|
3000000 |
В том числе: - дополнительные затраты на инкассирование
- затраты на финансирование доп. ДЗ |
Исходные данные: Рентабельность продаж: 8,6%; Сумма средней поставки в адрес одного покупателя: 905005,91; Отсрочка платежа по договору поставки: 30 дней; Комиссия за факторинговое обслуживание: 1,7% от суммы поставки; Лимит финансирования: 85%; Уступка денежного требования: · отгрузка продукции на 500 000 рублей в адрес одного покупателя первого числа месяца; · финансирование со стороны Банка-фактора в размере 85% от стоимости поставки: 769255,02 руб.; · оплата покупателем 31 числа: фактическая отсрочка – 30 дней. Итак, дополнительные затраты на инкассирование составляют: 905005,91 х 1,7% = 15385,1руб./мес.
Доход с каждой поставки при рентабельности продаж 7% составит без факторинга: 905005,91 х 8,6% = 77830,51руб./мес. При пользовании факторинговым обслуживанием: (77830,51 – 15385,1) + 769255,02 х 8,6% = 128601,34руб. /мес. 128601,34 – 77830,51 = 50770,83руб./мес. 50770,83 х 12 = 609250руб. / год |
|
2206128,9руб. |
Обоснование целесообразности новой процедуры инкассации | |
|
15385,1 х 12 = 184621,2руб. / год |
|
27150,18руб. |
|
157471,02руб. |
2.3 Организационные аспекты разработки и реализации
Регулирование денежных потоков базируется на концепции взаимозависимости: «ликвидность - платежеспособность - финансовая устойчивость - риск - надежность - деловая репутация». Это обусловлено тем, что основной целью производственно-хозяйственной деятельности является максимизация прибыли на фоне задачи минимизации рисков. Следовательно, политика коммерческой организации должна строиться на основе тщательной оценки и имитации различных ситуаций, анализа множества факторов, влияющих на размер прибыли. Анализ денежных потоков может выявить несбалансированные денежные потоки, в результате чего возникает дисбаланс, а именно превышение исходящего денежного потока над входящим.
Выбор методов регулирования потоков зависит от длительности периода дисбаланса, то есть краткосрочного или долгосрочного. В случае если дисбаланс возник в краткосрочном периоде, то чаще всего применяется метод, который получил название «Системы ускорения-замедления платежного оборота» (или «leads and lags»). Суть этого метода заключается в разработке соответствующих мероприятий по дополнительному привлечению средств, т. е. увеличению входящего денежного потока и замедления выплат предприятия или сокращению исходящего денежного потока. Увеличение входящего денежного потока предприятия в краткосрочном периоде может быть достигнуто за счет: - использования предоплаты за всю или большую часть продукции, которая имеет повышенный спрос; - сокращения сроков предоставления товарного (коммерческого) кредита покупателям продукции; - увеличения размеров ценовых скидок при реализации продукции, которая не имеет высокого спроса; - использования современных форм рефинансирования просроченной дебиторской задолженности - учет векселей, факторинга, форфейтинга; - индивидуальной работы с каждым дебитором с целью ускорения поступления средств; - использования краткосрочных финансовых кредитов и ссуд. С целью замедления выплат средств в краткосрочном периоде на практике используются следующие мероприятия: - увеличение сроков (по согласованию с поставщиками) товарного (коммерческого) кредита; - замедление инкассации собственных платежных документов; - реструктуризация краткосрочных финансовых долгов путем перевода их в долгосрочные долги; - получение отсрочки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; - уменьшение размера платежей за счет усовершенствования внутренней и внешней финансовой политики предприятия, направленной на экономию расходов. В долгосрочной перспективе увеличение входящего денежного потока можно достичь за счет: - увеличения размеров собственного капитала; - привлечения дополнительных финансовых кредитов и ссуд; - продажи части активов для увеличения объема средств в обороте; - продажи части имущества, в первую очередь основных фондов, или сдачи их в аренду в случае их недостаточно эффективного использования; - увеличения объема продаж товаров или услуг; - диверсификации деятельности. Уменьшить объем исходящего денежного потока в долгосрочном периоде можно за счет: - введения ограничений на приобретение основных средств, которые не обеспечивают существенного увеличения входящего денежного потока в долгосрочной перспективе; - сокращения объемов инвестирования; - снижения расходов на приобретение материальных оборотных активов; - оптимизации транспортных и складских расходов; - сокращения штата при повышении производительности труда; - профилактики и снижения издержек производства. Кроме того, в процессе регулирования денежных потоков предприятия очень важно обеспечить их сбалансированность во времени. Для этого можно использовать два основных метода: выравнивание и синхронизацию. Выравнивание денежных потоков направлено на регулирование их объемов в разрезе отдельных периодов, что позволяет устранить сезонные и циклические колебания в формировании входящего и исходящего денежных потоков. Синхронизация денежных потоков предприятия (бюджетирование доходов и расходов) направлена на обеспечение более четкой зависимости между входящими и исходящими денежными потоками. В результате регулирования денежных потоков предприятия создаются предпосылки для максимизации чистого денежного потока. При этом повышение его величины может быть достигнуто совокупностью мероприятий, а именно: - эффективной финансовой и налоговой политикой; - эффективной ценовой политикой; - снижением постоянных и переменных расходов в операционной деятельности; применением более эффективных методов амортизации основных фондов; - сокращением сроков хранения материальных оборотных активов; - повышением производительности труда и качества работы предприятия в целом; - повышением эффективности претензионной работы с целью полного и своевременного взыскания штрафных санкций и дебиторской задолженности. Таким образом, конечной целью регулирования денежных потоков предприятия является максимизация чистого денежного потока предприятия, что повышает уровень его самофинансирования и снижает зависимость от внешних источников финансирования. На основе регулирования денежных потоков предприятия может быть построена система планов рационального использования средств предприятия с учетом его специфики и внедрена соответствующая система контроля над их исполнением. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью и денежными средствами предполагает организацию и проведение на предприятии следующих процедур и мероприятий: - синхронизация денежных потоков, которая выражается в сближении по возможности сроков возврата дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности; - оперативное управление денежными потоками; - снижение объема денежных средств в пути, что означает необходимость изменения форм расчетов, введение электронных денег и.д.); - централизация расчетов филиалов через головную организацию; - срочная выписка счетов для ускорения расчетов с покупателями; - предоставление покупателям скидки за досрочную оплату продукции и товаров и услуг. Данная процедура приводит к некоторому сокращению объема продаж (как правило, около 2%), но способствует ускорению возврата дебиторской задолженности; - организация работы с дебиторами по всем направлениям; - регулирование соотношения продаж в кредит и по предоплате с учетом различных факторов, определяющих эффективность этих типов продаж. Анализ показывает, что при продажах по предоплате:
- уменьшается риск невозврата долгов (+);
- повышается оборачиваемость активов (+);
- уменьшается потребность в оборотных средствах (+);
- сужается клиентская база (-).
При продажах в кредит:
- увеличивается объем продаж (+);
- увеличивается риск невозврата долгов (-);
- увеличивается потребность в оборотных средствах (-).
- анализ дебиторской задолженности по всем видам продукции для выявления невыгодных продаж с позиции инкассации. Инкассация представляет собой процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.
Сопоставление положительных и негативных факторов, связанных с различными формами продаж и организации денежного оборота позволяет выбрать аналитикам и менеджерам наиболее подходящие формы продаж. Особое место в анализе денежных потоков от операционной деятельности занимают бартерные операции. Очевидно, что в системе денежного обращения роль бартера отрицательная. Поскольку обменные операции по своей сути не вписываются в систему денежного обращения. Нужно различать бартерные операции (они возникают в процессе операционной деятельности) и собственно неденежные операции в рамках инвестиционной и финансовой деятельности. Такое различие необходимо делать на практике, поскольку фактически бартерные операции также являются неденежными. В тех случаях, когда предприятия прибегают к использованию бартерных схем, оно преследует, как правило, следующие цели: - снижение оттока денежных средств при снижении их притока. На практике такие схемы часто применяются при использовании давальческого сырья; - выгодность обмена, т.е., приобретение более выгодных активов для предприятия; - расширение рынков сбыта при нехватке денежных средств у покупателей. Бартер часто вынужденно используется в тех случаях, когда бартерные схемы применяются конкурентами, когда у предприятия существует дефицит денежных средств, или в тех случаях, когда клиент настаивает на бартерной схеме.
Как правило, бартерные сделки менее выгодны для предприятия, чем продажа за наличные. При оценке бартерных сделок необходимо учитывать такие факторы, как:
- большая выгодность сделки для предприятия или для партнера;
- характер обмениваемых активов;
- величину расходов при совершении бартерной сделки.
Таблица 23 – Показатели состава, структуры, динамики денежных потоков
Денежные потоки |
Сумма, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
Структура, % | ||||
2011 год |
2012 год |
Изме- нение |
2011 год |
2012 год |
Изме-нение | ||
Положительный, всего |
12772720 |
16779948 |
+4007228 |
31,37 |
100 |
100 |
- |
Отрицательный, всего |
12771541 |
16766771 |
+3995230 |
31,28 |
100 |
100 |
- |
Чистый, всего |
1179 |
13177 |
+11998 |
101,7 |
- |
- |
- |
В том числе по видам деятельности | |||||||
Текущая |
|||||||
- положительный |
11390263 |
15580056 |
+4189793 |
36,8 |
89,2 |
92,8 |
+3,6 |
- отрицательный |
10798405 |
15196381 |
+4397976 |
40,7 |
86 |
90,6 |
+4,6 |
- чистый |
591858 |
383675 |
-208183 |
-35,8 |
- |
- |
- |
Инвестиционная |
|||||||
- положительный |
5647 |
7560 |
+1913 |
33,8 |
0,04 |
0,1 |
+0,06 |
- отрицательный |
879588 |
1100814 |
+221226 |
25,6 |
7 |
7 |
0 |
- чистый |
-873841 |
-1093254 |
+219413 |
25,1 |
- |
- |
- |
Финансовая |
|||||||
- положительный |
1376810 |
1192332 |
-184478 |
-13,4 |
10,8 |
7,1 |
-3,7 |
- отрицательный |
1093548 |
469576 |
-623972 |
-57,1 |
8,6 |
2,8 |
-5,8 |
- чистый |
283262 |
722756 |
+439494 |
+155,6 |
- |
- |
- |
Информация о работе Анализ финансового состояния ОАО «МЗиК» по методике Титова В.И.