Анализ финансового состояния ОАО «МЗиК» по методике Титова В.И.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта: разработка политики управления денежными потоками ОАО «МЗиК». Задачи: - изучить теоретические основы управления денежными потоками; - провести анализ финансового состояния предприятия ОАО «МЗиК». - разработать и обосновать политику управления денежными потоками ОАО «МЗиК»; - составить прогнозную финансовую отчетность ОАО «МЗиК». Объект исследования: Открытое акционерное общество «Машиностроительный завод имени М.И.Калинина, г.Екатеринбург». Предмет исследования: управление денежными потоками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «МЗиК»
ПО МЕТОДИКЕ ТИТОВА В.И.
Расчет финансовых коэффициентов и их интерпретация 4
Основные проблемы по исходной информации и оценке 15
РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ОАО «МЗиК» 16
Задачи управления денежными потоками 16
Анализ отчета о движении денежных средств 18
Обоснование минимальной суммы остатка денежных средств 27
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 33
3.1. Составление прогнозных форм (бухгалтерского баланса) 33
3.2 Расчет плановой величины кредиторской
задолженности поставщикам 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 92.99 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 16 – Рентабельность оборотных активов, %

Показатели

2011 год

2012 год

  1. Рентабельность оборотных активов

2

4

  1. Оборачиваемость оборотных активов

20

36

  1. Рентабельность продаж

6,2

8,6


 

Таблица 17 – Показатели финансирования оборотных активов, тыс. руб.

Показатели

2011 год

2012 год

  1. Собственные оборотные средства

967090

1333398

  1. Чистый оборотный капитал

2890918

4704593

3. Текущие финансовые  потребности

1551200

2417247


 

Таблица 18 – Плановые показатели по управлению оборотным капиталом

Показатели

Единицы измерения

Отчётный 2012 год

План

  1. Собственные оборотные средства

Тыс. руб.

1333398

2000097

  1. Оборачиваемость оборотных активов

%

36

50

  1. Величина запасов:

- коэффициентный метод (стр. бух. баланса 210 +220 – 214 – 215 / 490)

- аналитический метод (неликвидные  запасы – 5%)

 

 

 

Тыс.руб.

 

0,54

 

37960,40

 

0,54

 

18980,2

  1. Оборачиваемость запасов

дни

462

182

  1. Выручка от продажи

Тыс. руб.

10860071

16290106


 

Таблица 19 – Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности

Показатели

На начало периода

На конец периода

Изменение

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Абсол., тыс.руб.

Относит., %

Струк-туры, %

Дебиторская задолженность

7962127

100

12735908

100

-

-

-

Краткосрочная, всего

7962127

100

12735908

100

+4773781

-

+62,52

В том числе

расчёты с покупателями

451298

6

1622015

12,8

+1170717

+6,8

+27,8

авансы выданные

5874255

73

9154458

71,8

+3280203

-1,2

+64,2

прочая

1636574

21

1959435

15,4

+3228961

-5,6

+84

Долгосрочная, всего

0

-

0

-

-

-

-

В том числе

расчёты с покупателями

0

-

0

-

-

-

-

авансы выданные

0

-

0

-

-

-

-

прочая

0

-

0

-

-

-

-


 

Таблица 20 – Темпы изменения показателей, %

Показатели

2011 год

2012 год

  1. Дебиторская задолженность, всего

181

160

покупателей

152

360

  1. Кредиторская задолженность, всего

254

147

поставщикам

631,01

190

  1. Выручка

105

269


 

 

 

Таблица 21 – Оборачиваемость задолженности, дни

Показатели

2011 год

2012 год

Изменение

Период оборота:

     
  1. дебиторской задолженности

553

348

-205

  1. кредиторской задолженности

1216

848

-368


 

Таблица 22 – Обоснование политики управления дебиторской задолженностью, тыс. руб.

Показатели

Расчёты

Обоснование новых условий оплаты

  1. Дополнительная прибыль

3000000

  1. Дополнительные затраты на ведение дебиторской задолженности,

В том числе:

- дополнительные затраты  на инкассирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- затраты на финансирование  доп. ДЗ

 

Исходные данные:

Рентабельность продаж: 8,6%;

Сумма средней поставки в адрес одного покупателя: 905005,91;

Отсрочка платежа по договору поставки: 30 дней;

Комиссия за факторинговое обслуживание: 1,7% от суммы поставки;

Лимит финансирования: 85%;

Уступка денежного требования:

· отгрузка продукции на 500 000 рублей в адрес одного покупателя первого числа месяца;

· финансирование со стороны Банка-фактора в размере 85% от стоимости поставки: 769255,02 руб.;

· оплата покупателем 31 числа: фактическая отсрочка – 30 дней.

Итак, дополнительные затраты на инкассирование составляют:

905005,91 х 1,7% = 15385,1руб./мес.

 

 

Доход с каждой поставки при рентабельности продаж 7% составит без факторинга:

905005,91 х 8,6% = 77830,51руб./мес.

При пользовании факторинговым обслуживанием:

(77830,51 – 15385,1) + 769255,02 х 8,6% = 128601,34руб. /мес.

128601,34 – 77830,51 = 50770,83руб./мес.

50770,83 х 12 = 609250руб. / год

  1. Вывод о целесообразности (п. 1 – п.2)

2206128,9руб.

Обоснование целесообразности новой процедуры инкассации

  1. Дополнительные затраты на инкассирование

15385,1 х 12 = 184621,2руб. / год

  1. Экономия затрат на финансирование ДЗ

27150,18руб.

  1. Вывод о целесообразности (п.4 – п.5)

157471,02руб.


 

2.3 Организационные аспекты разработки и реализации

Регулирование денежных потоков базируется на концепции взаимозависимости: «ликвидность - платежеспособность - финансовая устойчивость - риск - надежность - деловая репутация». Это обусловлено тем, что основной целью производственно-хозяйственной деятельности является максимизация прибыли на фоне задачи минимизации рисков. Следовательно, политика коммерческой организации должна строиться на основе тщательной оценки и имитации различных ситуаций, анализа множества факторов, влияющих на размер прибыли.       Анализ денежных потоков может выявить несбалансированные денежные потоки, в результате чего возникает дисбаланс, а именно превышение исходящего денежного потока над входящим.

Выбор методов регулирования потоков зависит от длительности периода дисбаланса, то есть краткосрочного или долгосрочного. В случае если дисбаланс возник в краткосрочном периоде, то чаще всего применяется метод, который получил название «Системы ускорения-замедления платежного оборота» (или «leads and lags»). Суть этого метода заключается в разработке соответствующих мероприятий по дополнительному привлечению средств, т. е. увеличению входящего денежного потока и замедления выплат предприятия или сокращению исходящего денежного потока.             Увеличение входящего денежного потока предприятия в краткосрочном периоде может быть достигнуто за счет:      - использования предоплаты за всю или большую часть продукции, которая имеет повышенный спрос;         - сокращения сроков предоставления товарного (коммерческого) кредита покупателям продукции;         - увеличения размеров ценовых скидок при реализации продукции, которая не имеет высокого спроса;         - использования современных форм рефинансирования просроченной дебиторской задолженности - учет векселей, факторинга, форфейтинга;  - индивидуальной работы с каждым дебитором с целью ускорения поступления средств;           - использования краткосрочных финансовых кредитов и ссуд.  С целью замедления выплат средств в краткосрочном периоде на практике используются следующие мероприятия:       - увеличение сроков (по согласованию с поставщиками) товарного (коммерческого) кредита;          - замедление инкассации собственных платежных документов;   - реструктуризация краткосрочных финансовых долгов путем перевода их в долгосрочные долги;          - получение отсрочки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;  - уменьшение размера платежей за счет усовершенствования внутренней и внешней финансовой политики предприятия, направленной на экономию расходов.           В долгосрочной перспективе увеличение входящего денежного потока можно достичь за счет:           - увеличения размеров собственного капитала;     - привлечения дополнительных финансовых кредитов и ссуд;   - продажи части активов для увеличения объема средств в обороте;  - продажи части имущества, в первую очередь основных фондов, или сдачи их в аренду в случае их недостаточно эффективного использования;  - увеличения объема продаж товаров или услуг;     - диверсификации деятельности.       Уменьшить объем исходящего денежного потока в долгосрочном периоде можно за счет:           - введения ограничений на приобретение основных средств, которые не обеспечивают существенного увеличения входящего денежного потока в долгосрочной перспективе;          - сокращения объемов инвестирования;       - снижения расходов на приобретение материальных оборотных активов;             - оптимизации транспортных и складских расходов;     - сокращения штата при повышении производительности труда;   - профилактики и снижения издержек производства.     Кроме того, в процессе регулирования денежных потоков предприятия очень важно обеспечить их сбалансированность во времени. Для этого можно использовать два основных метода: выравнивание и синхронизацию.    Выравнивание денежных потоков направлено на регулирование их объемов в разрезе отдельных периодов, что позволяет устранить сезонные и циклические колебания в формировании входящего и исходящего денежных потоков. Синхронизация денежных потоков предприятия (бюджетирование доходов и расходов) направлена на обеспечение более четкой зависимости между входящими и исходящими денежными потоками.      В результате регулирования денежных потоков предприятия создаются предпосылки для максимизации чистого денежного потока. При этом повышение его величины может быть достигнуто совокупностью мероприятий, а именно:           - эффективной финансовой и налоговой политикой;     - эффективной ценовой политикой;       - снижением постоянных и переменных расходов в операционной деятельности; применением более эффективных методов амортизации основных фондов;           - сокращением сроков хранения материальных оборотных активов;  - повышением производительности труда и качества работы предприятия в целом;           - повышением эффективности претензионной работы с целью полного и своевременного взыскания штрафных санкций и дебиторской задолженности.           Таким образом, конечной целью регулирования денежных потоков предприятия является максимизация чистого денежного потока предприятия, что повышает уровень его самофинансирования и снижает зависимость от внешних источников финансирования. На основе регулирования денежных потоков предприятия может быть построена система планов рационального использования средств предприятия с учетом его специфики и внедрена соответствующая система контроля над их исполнением.    Управление дебиторской и кредиторской задолженностью и денежными средствами предполагает организацию и проведение на предприятии следующих процедур и мероприятий:       - синхронизация денежных потоков, которая выражается в сближении по возможности сроков возврата дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности;          - оперативное управление денежными потоками;      - снижение объема денежных средств в пути, что означает необходимость изменения форм расчетов, введение электронных денег и.д.); - централизация расчетов филиалов через головную организацию;  - срочная выписка счетов для ускорения расчетов с покупателями;  - предоставление покупателям скидки за досрочную оплату продукции и товаров и услуг. Данная процедура приводит к некоторому сокращению объема продаж (как правило, около 2%), но способствует ускорению возврата дебиторской задолженности;         - организация работы с дебиторами по всем направлениям;    - регулирование соотношения продаж в кредит и по предоплате с учетом различных факторов, определяющих эффективность этих типов продаж.             Анализ показывает, что при продажах по предоплате:

- уменьшается риск невозврата долгов (+);

- повышается оборачиваемость активов (+);

- уменьшается потребность в оборотных средствах (+);

- сужается клиентская база (-).

При продажах в кредит:

- увеличивается объем продаж (+);

- увеличивается риск невозврата долгов (-);

- увеличивается потребность в оборотных средствах (-).

- анализ дебиторской задолженности по всем видам продукции для выявления невыгодных продаж с позиции инкассации. Инкассация представляет собой процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.

Сопоставление положительных и негативных факторов, связанных с различными формами продаж и организации денежного оборота позволяет выбрать аналитикам и менеджерам наиболее подходящие формы продаж. Особое место в анализе денежных потоков от операционной деятельности занимают бартерные операции. Очевидно, что в системе денежного обращения роль бартера отрицательная. Поскольку обменные операции по своей сути не вписываются в систему денежного обращения. Нужно различать бартерные операции (они возникают в процессе операционной деятельности) и собственно неденежные операции в рамках инвестиционной и финансовой деятельности. Такое различие необходимо делать на практике, поскольку фактически бартерные операции также являются неденежными. В тех случаях, когда предприятия прибегают к использованию бартерных схем, оно преследует, как правило, следующие цели:              - снижение оттока денежных средств при снижении их притока. На практике такие схемы часто применяются при использовании давальческого сырья;              - выгодность обмена, т.е., приобретение более выгодных активов для предприятия;             - расширение рынков сбыта при нехватке денежных средств у покупателей.            Бартер часто вынужденно используется в тех случаях, когда бартерные схемы применяются конкурентами, когда у предприятия существует дефицит денежных средств, или в тех случаях, когда клиент настаивает на бартерной схеме.

Как правило, бартерные сделки менее выгодны для предприятия, чем продажа за наличные.           При оценке бартерных сделок необходимо учитывать такие факторы, как:

- большая выгодность сделки для предприятия или для партнера;

- характер обмениваемых активов;

- величину расходов при совершении бартерной сделки.

Таблица 23 – Показатели состава, структуры, динамики денежных потоков

Денежные потоки

Сумма, тыс. руб.

Темп прироста, %

Структура, %

2011 год

2012 год

Изме-

нение

2011 год

2012 год

Изме-нение

Положительный, всего

12772720

16779948

+4007228

31,37

100

100

-

Отрицательный, всего

12771541

16766771

+3995230

31,28

100

100

-

Чистый, всего

1179

13177

+11998

101,7

-

-

-

В том числе по видам деятельности

Текущая

             

- положительный

11390263

15580056

+4189793

36,8

89,2

92,8

+3,6

- отрицательный

10798405

15196381

+4397976

40,7

86

90,6

+4,6

- чистый

591858

383675

-208183

-35,8

-

-

-

Инвестиционная

             

- положительный

5647

7560

+1913

33,8

0,04

0,1

+0,06

- отрицательный

879588

1100814

+221226

25,6

7

7

0

- чистый

-873841

-1093254

+219413

25,1

-

-

-

Финансовая

             

- положительный

1376810

1192332

-184478

-13,4

10,8

7,1

-3,7

- отрицательный

1093548

469576

-623972

-57,1

8,6

2,8

-5,8

- чистый

283262

722756

+439494

+155,6

-

-

-

Информация о работе Анализ финансового состояния ОАО «МЗиК» по методике Титова В.И.