Анализ финансового состояния ОАО «Тарногский маслозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении финансового анализа организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить методику проведения анализа финансового состояния организации;
- провести анализ финансовой деятельности организации;
- предложить стратегию развития на предстоящий период.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы методики анализа финансового состояния предприятия
1.1 Сущность, задачи и значение анализа финансового состояния предприятия…………………………………………………………………4
1.2 Перечень показателей и методика анализа финансового состояния предприятия…………………………………………………………………7
2 Производственно-экономическая характеристика ОАО «Тарногский маслозавод»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Тарногский маслозавод»…………..20
2.2 Динамика производственно-экономических показателей и оценка эффективности использования ресурсов предприятия………………….25
2.3 Анализ финансовых результатов организации………………………34
3 Анализ финансового состояния ОАО «Тарногский маслозавод»
3.1 Анализ динамики и структуры активов и источников их формирования ОАО «Тарногский маслозавод»…………………………………………..37
3.2 Оценка финансовой устойчивости ОАО «Тарногский маслозавод».39
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Тарногский маслозавод»…………………………………………………………………45
3.4 Оценка рентабельности и деловой активности ОАО «Тарногский маслозавод»…………………………………………………………………48
4 Предложения по улучшению финансового состояния ОАО «Тарногский маслозавод» и их экономическое обоснование…………………………..55
Выводы и предложения……………………………………………………59
Список литературы…………………………………………………………62

Файлы: 1 файл

kursovik_nadya (2).docx

— 268.86 Кб (Скачать файл)

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей.            

Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Ни один показатель сам  по себе не дает достаточной информации, на основании которой мы в состоянии  были бы судить о финансовом положении  фирмы. Для целей проведения полного  и качественного анализа финансовой отчетности предприятия необходимо в полной мере использовать все указанные  выше методы.

 

Методики анализа  финансового состояния предприятия

 

 В общем виде программа анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выглядит следующим образом:

1) предварительный обзор и оценка экономического положения субъекта хозяйствования;

2) оценка финансового положения:

       2.1) оценка ликвидности и платежеспособности;

2.2) оценка финансовой устойчивости;

2.3) оценка рентабельности и деловой активности.

 Анализ по рассмотренной  схеме завершается сводом основных, по мнению аналитика (бухгалтера, финансового менеджера), аналитических  показателей. 

Большинство существующих в  настоящее время методик анализа  деятельности предприятия, его финансового  состояния повторяют и дополняют  друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости  от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в  распоряжении аналитика.

Так, согласно методике анализа А.Д. Шеремета и А.И. Бужинского финансовое положение предприятий характеризуется размещением его средств и состоянием источников их формирования.

Основными показателями для  оценки финансового состояния являются:

- уровень обеспеченности  собственными оборотными средствами;

- степень соответствия  фактических запасов активов  нормативным и величине, предназначенной для их формирования;

- величина иммобилизации  оборотных средств;

- оборачиваемость оборотных  средств и платежеспособность.

В методике анализа финансового  состояния под редакцией С.Б. Барнгольц и Б.И. Майданчика подход к анализу несколько глубже. Во главе исследования ставится непосредственное изучение баланса предприятия. Этому предшествует установление степени достоверности информации, содержащейся в балансе, путем ее сопоставления с другими источниками информации.

Основными критериями устойчивости финансового состояния являются:

- платежеспособность хозяйствующего  субъекта,

- соблюдение финансовой  дисциплины,

- обеспечение собственными  оборотными средствами.

По мнению авторов, основными  признаками неплатежеспособности и  неудовлетворительного финансового  состояния являются: просроченная задолженность  и длительное непрерывное пользование  платежными кредитами.

При анализе использования  кредитов под оборотные средства важными являются моменты:

- обеспеченность кредита,

- своевременность погашения  кредита,

- недопустимость иммобилизации  кредитов в неполноценные запасы  и убытки.

Что касается анализа денежных средств и расчетов, акцентируется  внимание на задолженности по истечению  сроков иска.

Методика анализа включает также составление плана мероприятий  по мобилизации резервов и укреплению платежеспособности предприятий. В  качестве мероприятий рекомендуется, например, ликвидация остатков ненужных материалов и полуфабрикатов, снижение объемов незавершенного производства, взыскание сумм по претензиям.

Данная методика является более логичной и применима для  крупных материалоемких производств  с участием государственного капитала. Однако, как и предыдущей, ей присущи  недостатки: ограниченность информативной  базы, ориентация преимущественно на плановую систему хозяйствования, отсутствие поправок на инфляцию.

В отличие от них методика анализа финансового состояния О. В. Ефимовой значительно расширяет рамки информационной базы, что позволяет углубить и качественно улучшить сам финансовый анализ. Согласно методике О. В. Ефимовой, анализ баланса и рассчитанных на его основе коэффициентов следует рассматривать в качестве предварительного ознакомления с финансовым положением предприятия. В дальнейшем при внутреннем анализе должны широко привлекаться данные аналитического учета.

Методика оценки финансового  состояния предприятия Ковалева В.В. предполагает проведение экспресс-анализа финансового состояния и детализированного анализа финансового состояния.

Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового  благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа В.В. Ковалев предлагает расчет различных показателей, который необходимо дополнить методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.

Цель детализированного  анализа – более подробная  характеристика имущественного и финансового  положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в  истекшем отчетном периоде, а также  возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет  отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации  зависит от желания аналитика.

В настоящее время наиболее широко используются методика А. Д. Шеремета, Р. С. Сайфулина, Е. В. Негашева.

В целом она представляет собой дальнейшее развитие предыдущих методик. Однако, несмотря на ряд преимуществ, она также не учитывает всех особенностей экономического анализа в условиях различных уровней инфляции.

В настоящее время предлагается множество и других методик, основанных, как правило, на применении аналогичного зарубежного опыта оценки финансового  состояния предприятий. При этом некоторые авторы предлагаемых методик пытаются напрямую перенести его в условия России. Далеко не всегда это правомерно. Например, во многих случаях неверно в качестве нормативной базы финансовых коэффициентов принимать критические значения, используемые на Западе.

Некоторые методики включают в себя слишком много разрозненных показателей, вместо того чтобы сосредоточиться  на ключевых моментах анализа финансового  положения. Отсюда можно сделать  вывод, что, несмотря на возможность  различных вариантов методик  анализа финансового положения, для представления объективной  картины финансового состояния  предприятия все они должны предусматривать  проведение оценки и анализа как  минимум по трем основным направлениям:

- финансовая устойчивость;

- ликвидность и платежеспособность;

- результативность деятельности  предприятия.

 

Анализ ликвидности  и платежеспособности

 

Ликвидность предприятия – это способность его быстро погашать свою задолженность или текущие обязательства. По существу ликвидность предприятия означает ликвидность баланса.

Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, можно условно разделить на несколько групп.

 

• Наиболее ликвидные активы (А1) — суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения.

• Быстро реализуемые активы (А2) — активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы.

• Медленно реализуемые активы (А3) — наименее ликвидные активы — это запасы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, при этом статья «Расходы будущих периодов» не включается в эту группу.

• Труднореализуемые активы (А4) — активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. В эту группу включаются статьи раздела I актива баланса «Внеоборотные активы».

Первые три группы активов  в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам  предприятия, при этом текущие активы более ликвидны, чем остальное  имущество предприятия.

 

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:

 

• Наиболее срочные обязательства (П1) — кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу).

• Краткосрочные пассивы (П2) — краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. При определении первой и второй групп пассива для получения достоверных результатов необходимо знать время исполнения всех краткосрочных обязательств. На практике это возможно только для внутренней аналитики. При внешнем анализе из-за ограниченности информации эта проблема значительно усложняется и решается, как правило, на основе предыдущего опыта аналитика, осуществляющего анализ.

• Долгосрочные пассивы (П3) — долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы — статьи раздела IV баланса «Долгосрочные обязательства».

• Постоянные пассивы (П4) — статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи раздела V баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих периодов» и «Убытки».

Баланс признается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие неравенства:

А1>П2;

А2>П2;

А3>П3;

А4<П4.

Каждое неравенство показывает платежеспособность предприятия на конкретный период.

Для комплексной оценки следует  использовать общий показатель ликвидности, вычисляемый по формуле:

                           

,

 

где А, П – итоги соответствующих групп по активу и пассиву;

L – весовые коэффициенты.

 

Таблица 1.2.1 – Показатели ликвидности и платежеспособности

 

Коэффициент абсолютной

ликвидности

   

 

 

Характеризует способность  компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт денежных средств, средств на расчетный счетах и  краткосрочных финансовых вложений.

Промежуточный коэффициент  покрытия  (оперативной ликвидности)

 

 

 

 

 
1,0

Отношение наиболее ликвидных  активов компании и дебиторской  задолженности к текущим обязательствам. Отражает платежные возможности  предприятия для своевременного и быстрого погашения своей задолженности.

 

Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности)

 

 

 

 

 

 

Характеризует степень покрытия оборотных активов оборотными пассивами, и применяется для оценки способности  предприятия выполнить свои краткосрочные  обязательства

Коэффициент общей платежеспособности

 

 

 

 

 
2,0

Показывает способность  покрыть все обязательства предприятия (краткосрочные и долгосрочные) всеми  его активами.


 

Оценка финансовой устойчивости

 

Информация о работе Анализ финансового состояния ОАО «Тарногский маслозавод»