Анализ распределения и использования прибыли на предприятии и выявление резервов ее увеличения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 05:34, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - анализ распределения и использования прибыли на предприятии и выявление резервов ее увеличения.
Реализация поставленной цели предопределила постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы распределения и использования прибыли предприятия.
2. Выполнить анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.
3. Провести анализ распределения и использования прибыли.
4. Наметить пути повышения эффективности распределения и использования прибыли предприятия в условиях рынка.

Файлы: 1 файл

Диплом финансовый менеджмент.doc

— 927.00 Кб (Скачать файл)
  1. По характеру деятельности предприятия разделяют прибыль от обычной деятельности и прибыль чрезвычайных событий.

Прибыль от обычной деятельности характеризует финансовый результат  от всех традиционных для данного  предприятия видов деятельности и хозяйственных операций, формируемый на регулярной основе.

Прибыль от чрезвычайных событий характеризует необычный  или очень редкий для данного  предприятия источник ее формирования.

  1. По основным видам хозяйственных операций предприятия выделяют  прибыль от реализации продукции и прибыль от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции  – товаров, работ, услуг – является основным ее видом на предприятии, непосредственно  связанным с отраслевой спецификой их деятельности. Аналогом этого термина  выступает термин “прибыль по основной деятельности”. В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Прибыль от внереализационных  операций формально характеризуется  термином “доходы от внереализационных операций”, однако по своему сущностному содержанию относится к категории прибыли, так как отражается в отчётности в виде сальдо между полученными доходами и понесёнными расходами по этим операциям.

4. По основным видам  деятельности предприятия выделяют  прибыль, полученную от операционной, инвестиционной и финансовой его деятельности.

Прибыль от операционной деятельности представляет собой совокупный объём прибыли от реализации продукции  и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или  финансовой деятельности.

Прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества  – основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами  денежных средств.

Прибыль от финансовой деятельности характеризует финансовый результат  операций, которые приводят к изменению  размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия (привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, погашение обязательств по основному долгу и т.п.).

5. По составу  элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, валовую (балансовую) и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень “очистки” полученных предприятием чистых доходов от понесённых им в процессе хозяйственной деятельности затрат. 

Так, маржинальная прибыль  характеризует сумму чистого  дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму  налоговых платежей за счёт него) за вычетом суммы переменных затрат. Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных (балансовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода предприятия и всей суммой его текущих затрат). Чистая прибыль характеризует сумму балансовой (или валовой) прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счёт неё.

6. По характеру налогообложения  прибыли выделяют налогооблагаемую  и не облагаемую налогом её  части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

7. По характеру инфляционной  “очистки” прибыли выделяют  номинальные и реальные её  виды. Реальная прибыль характеризует  размер номинально полученной  её суммы, скорректированный на  темп инфляции в соответствующем  периоде.

8. По достаточности  уровня формирования выделяют низкую, нормальную и высокую прибыль предприятия (критерием такого деления выступает уровень нормальной прибыли).

Нормальная прибыль  характеризует такой уровень  её формирования, когда после покрытия внешних и внутренних текущих затрат (издержек), остаётся доход, равный минимальной ставке депозитного процента (по отношению к сумме используемого собственного капитала).

Низкая и высокая  прибыль характеризует уровень  её формирования, который соответственно ниже или выше уровня нормальной прибыли.

  1. По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчётному), прибыль отчётного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов её динамики, построения соответствующего базиса расчётов и т. п.
  2. По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую её части. Капитализированная прибыль характеризует ту её сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потреблённая прибыль – ту её часть, которая израсходованная на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия.
  3. По степени использования выделяют нераспределённую и распределённую прибыль предприятия. Первый её вид характеризует часть сформированной прибыли предприятия, которая ещё не распределена (а соответственно и неиспользованная) на конкретные хозяйственные нужды. Второй её вид характеризует часть сформированной прибыли, которая на рассматриваемую дату уже распределена и не использована в процессе хозяйственной деятельности.
  4. По значению итогового результата хозяйствования различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток). В нашей практике эта терминология получила пока огромное распространение, хотя и встречается в экономических публикациях последних лет по вопросам бухгалтерского учёта.   

Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных  классификационных признаков, он, тем  не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной  терминологии и предпринимательской  практике .

Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как правило, иметь длительного характера, так как конкуренция в конце концов ведёт к выравниванию условий хозяйствования, повсеместному распространению технических нововведений и т. п. Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, поэтому с этой точки зрения прибыль рассматривается как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль .

Прибыль выполняет следующие  четыре функции:

  • ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
  • полученная прибыль выступает мерилом успеха деятельности компаний;
  • часть полученной прибыли является источником самофинансирования развития;
  • часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала.

Первые две функции  тесно взаимосвязаны, поскольку  первая обретает смысл лишь при условии  существования второй. Четвёртая  функция предполагает решение (хотя бы частичное) проблемы присвоения прибыли. Схема формирования прибыли представлена на рисунке 1.

 

 

 

 

 










 





Рисунок 1 – Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта

В процессе формирования прибыли предприятия ведущее  значение имеет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль играет прибыль от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.

 

1.2 Сущность, цели  и задачи управления прибылью

 

В условиях рынка управление затратами и прибылью является важнейшей стратегией выживания предприятия. Одним из эффективных инструментов такого управления является сегментарный анализ. Сегментарный анализ представляет собой сочетание классического экономического анализа, основным принципом которого является последовательное разложение, расчленение исследуемого объекта и влияющих на него факторов, и маржинального подхода, предполагающего разделение затрат на переменные и постоянные и выведение маржинального дохода.

Такой анализ осуществляется на основе сегментированной отчетности, т.е. отчетности, составляемой по тем предметам деятельности, информация о затратах и доходах которых интересует менеджеров. В качестве таких предметов могут выступать структурные единицы, виды продукции, производственные линии, клиенты, сбытовые территории .

Высокая роль прибыли  в развитии предприятия и обеспечении  интересов его собственников  и персонала определяют необходимость  непрерывного и эффективного управления ею.

Управление прибылью представляет собой систему принципов  и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения  и использования на предприятии .

Эффективное управление прибылью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основные из которых представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Основные принципы управления прибылью предприятия 

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Исходя из этой главной  цели, система управления прибылью призвана решать следующие основные задачи:

  1. обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре;
  2. обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
  3. обеспечение высокого качества формируемой прибыли;
  4. обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия;
  5. обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде;
  6. обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия;
  7. обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли.

Перечисленные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них носят разнонаправленный  характер. Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой

 

 

 

 

 

1.3 Системы  и методы анализа прибыли

 

Важной составной  частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы её анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов её формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии.

По целям  осуществления анализа прибыли  предприятия подразделяются на различные формы в зависимости от следующих признаков.

Рассмотрим более подробно основные формы анализа прибыли  в зависимости от целей его  проведения на предприятии.

1. По объектам исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования.

а) анализ формирования прибыли проводится обычно в разрезе основных сфер деятельности предприятия - операционной, инвестиционной, финансовой;

б) анализ распределения  и использования прибыли проводится по основным направлениям этого использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли собственниками и персоналом предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы производственного ее потребления в инвестиционных целях.

2. По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ 
прибыли.

а) внутренний анализ прибыли проводится с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну предприятия;

б) внешний  анализ прибыли осуществляют налоговые  органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности ее отражения, уровня кредитоспособности предприятия и т.п. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.

3. По глубине аналитического исследования выделяют следующие его 
виды:

а) экспресс-анализ прибыли. Он проводится по данным финансовой отчётности на основе стандартных алгоритмов расчёта основных аналитических показателей формирования, распределения и использования прибыли предприятия;

б) фундаментальный анализ прибыли. Он включает факторное исследование показателей прибыли и рентабельности предприятия.

4. По масштабам деятельности выделяют следующие формы анализа 
прибыли:

а) анализ прибыли по предприятию  в целом. В процессе такого анализа предметом изучения является формирование, распределение и использование прибыли на предприятии в целом без выделения отдельных его структурных подразделений;

б) анализ прибыли по структурному подразделению. Эта форма анализа  базируется в основном на результатах  управленческого учета предприятия;

в) анализ прибыли по отдельной  операции. Предметом такого анализа может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершённым реальным проектам и другим операциям.

Информация о работе Анализ распределения и использования прибыли на предприятии и выявление резервов ее увеличения.