Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 05:34, дипломная работа
Цель дипломной работы - анализ распределения и использования прибыли на предприятии и выявление резервов ее увеличения.
Реализация поставленной цели предопределила постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы распределения и использования прибыли предприятия.
2. Выполнить анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.
3. Провести анализ распределения и использования прибыли.
4. Наметить пути повышения эффективности распределения и использования прибыли предприятия в условиях рынка.
Резервный и другие фонды предназначены для покрытия убытков АО и используются, если прибыли отчетного года недостаточно для выплаты доходов по ценным бумагам.
Часть прибыли, используемой на накопление, может быть направлена на увеличение уставного капитала АО или в качестве взноса в уставный капитал дочернего общества. Если это предусмотрено уставом, часть прибыли направляется для распределения между работниками в виде денежного вознаграждения или в виде акций. Общий порядок распределения прибыли АО представлен на рисунке 8.
Политика АО в области распределения прибыли обычно вырабатывается Советом директоров и подлежит утверждению на общем собрании акционеров.
Рисунок 8 – Распределение прибыли акционерного общества
Государственные предприятия,
функционирующие на территории Российской
Федерации, могут осуществлять свою
деятельность как государственные
унитарные предприятия и как ка
Государственные унитарные
предприятия по закону обладают значительной
самостоятельностью в вопросах осуществления
финансово-хозяйственной
Государство не регламентирует распределение прибыли в таких предприятиях после уплаты соответствующих налогов и перечисления части прибыли в доход бюджета. Размер прибыли, перечисляемой в бюджет, определяется в уставе предприятия при его образовании.
Порядок распределения прибыли на казенных предприятиях регулируется Типовым уставом казенного завода (фабрики, хозяйства) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с этими документами прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.
Специфика задач, стоящих перед каждым конкретным предприятием в процессе его развития, различие внешних и внутренних условий их хозяйственной деятельности не позволяют выработать единую модель распределения прибыли, которая носила бы универсальный характер. Поэтому основу механизма распределения прибыли конкретного предприятия составляет анализ и учет в процессе этого распределения отдельных факторов, которые увязывают этот процесс с текущей и предстоящей хозяйственной деятельностью данного предприятия.
Особенности распределения прибыли предприятия с участием иностранного капитала представлены на рисунке 9.
Рисунок 9 – Распределение прибыли предприятия с участием иностранного капитала
Система основных
факторов, влияющих на распределение
прибыли предприятия
Правовые ограничения |
Налоговая система |
Среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал |
Альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов |
Темп инфляции |
Стадия конъюнктуры товарного рынка |
Прозрачность фондового рынка |
Менталитет собственников предприятия |
Уровень рентабельности деятельности |
Инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов |
Необходимость ускорения завершения нача- тых инвестиционных программ и проектов |
Альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов |
Стадия жизненного цикла предприятия |
Уровень рисков осуществляемых операций и видов деятельности |
Уровень коэффициента финансового левериджа |
Уровень концентрации управления |
Численность персонала и действующие программы его участия в прибыли |
Уровень текущей платежеспособности предприятия |
Рисунок 10 – Система основных факторов, влияющих на распределение
прибыли предприятия
Факторы, влияющие
на пропорции и эффективность расп
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Алтайвагон»
2.1 Общая технико-экономическая характеристика предприятия
Объектом исследования в данном проекте является предприятие: ОАО «Алтайвагон».
Открытое акционерное общество Алтайского вагоностроения» (ОАО "Алтайвагон") зарегистрировано 30 ноября 1992 года, №701, перерегистрация 11 июля 2002 г., основной государственный регистрационный номер 1022200766279.
Юридический адрес: Российская Федерация,
Алтайский край,
г. Новоалтайск, ул. 22 Партсъезда,16.
ОАО «Алтайвагон» создано в процессе приватизации на базе производственного объединения «Алтайский вагоностроительный завод», являющегося правопреемником ордена Отечественной войны 1 степени Алтайского вагоностроительного завода.
Открытое акционерное общество Алтайского вагоностроения (ОАО "Алтайвагон") - одно из крупнейших предприятий России. В сложившихся условиях специализации завод является основным поставщиком крытых грузовых магистральных вагонов для всей сети российских железных дорог.
Уставный капитал ОАО «
ОАО «Алтайвагон» включает в свой состав следующие самостоятельные подразделения:
Основными видами деятельности ОАО «Алтайвагон» являются: изготовление и реализация подвижного состава, оказание услуг по ремонту и модернизации подвижного состава, производство и реализация тепловой энергии, товаров народного потребления, прочей продукции, другие виды производственно-коммерческой деятельности, не запрещённые законодательством.
Головное предприятие в г. Новоалтайске (Алтайский край) занимается разработкой и изготовлением новых моделей, а также осуществляет деповской и капитальный ремонт грузовых вагонов. Филиал в г. Рубцовске производит стальное литье. Филиал в г. Кемерово собирает различные модели железнодорожных платформ.
Производственные мощности ОАО «Алтайвагон» позволяют изготавливать до 7500 грузовых вагонов, а ремонтировать и модернизировать до 1200 в год. Основные производственные цеха способны обеспечить изготовление трех моделей вагонов одновременно, проведение ремонтов различной сложности шести видов грузовых вагонов одновременно. При этом ремонт может быть различной сложности: деповской, капитальный, капитальный с продлением срока эксплуатации.
На ОАО «Алтайвагон» одним из приоритетных направлений является техническое переоснащение производственных мощностей. В 2009 году в инструментальный цех предприятия успешно внедрено оборудование для высокопроизводительной обработки с высокими и стабильными показателями точности при изготовлении штамповой и кузнечно-прессовой оснастки.
Сегодня специалисты
ОАО «Алтайвагон» разрабатывают
вагоны нового поколения, которые призваны
максимально удовлетворять
Отразим размеры производства в динамике за последние три отчетных года – стоимость валовой и товарной продукции, среднегодовая стоимость основных производственных фондов, среднегодовая численность персонала, производственные мощности. Данные показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2- Технико-экономические показатели ОАО «Алтайвагон»
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Абсолютное отклонение (2008 год к 2006 году) |
Относительное отклонение (2008 год к 2006 году) |
Стоимость товарной продукции |
Тыс.руб. |
8 254 798 |
11 529 195 |
15 963 423 |
7 708 625 |
193,4 | |
Себестоимость товарной продукции |
Тыс.руб. |
7 980 388 |
10 922 543 |
14 057 081 |
6 076 693 |
176,1 | |
|
Затраты на 1 рубль товарной продукции |
Коп. |
96,68 |
94,74 |
88,06 |
-9 |
91,1 |
|
Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
Тыс.руб. |
8 583 357 |
11 752 575 |
15 591 980 |
7 008 623 |
181,7 |
|
Себестоимость реализации |
Тыс.руб. |
7 894 158 |
10 541 244 |
12 858 346 |
4 964 188 |
162,9 |
|
Коммерческие расходы |
Тыс.руб. |
33 912 |
128 005 |
264 912 |
231 000 |
781,2 |
|
Управленческие расходы |
Тыс.руб. |
349 803 |
456 996 |
625 057 |
275 254 |
178,7 |
Прибыль от продаж |
Тыс.руб. |
305 484 |
626 330 |
1 843 665 |
1 538 181 |
603,5 | |
Численность (по предприятию с филиалами) |
Чел. |
6 075 |
6 584 |
7 268 |
1 193 |
119,6 | |
Среднемесячная зарплата 1-го работающего |
Руб. |
9 462 |
12 136 |
14 403 |
4 941 |
152,2 | |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
Тыс.руб. |
1 250 717 |
1 495 961 |
1 992 222 |
741 505 |
159,3 |
В 2008 году стоимость товарной
продукции по сравнению с 2006 годом
выросла на 7708625 тыс. руб. или на 93,4%,
тогда как себестоимость
Затраты на 1 рубль товарной продукции в 2008 году по сравнению с 2006 годом сократились на 9 копеек, что говорит о более эффективной работе предприятия.
Выручка от реализации продукции в 2008 году по сравнению с 2006 годом выросла на 7008623 тыс. руб. или на 81,7%, при этом себестоимость реализации продукции увеличилась на 62,9%.
Коммерческие расходы выросли на 231000 тыс. руб. или на 681,2%, управленческие на 78,7%. Прибыль от продажи продукции в 2008 году по сравнению с 2006 годом выросла на 1538181 тыс. руб. или на 503,5%.
Несмотря на столь значительный рост оборотов и прибыли предприятия численность работников ОАО «Алтайвагон» увеличилась всего на 1193 чел. или на 19,6% по сравнению с 2008 годом, среднемесячная заработная плата выросла на 52,2% с 9462 руб. до 14403 руб. в месяц.
Организационная структура ЗАО «Алтайвагон» представлена следующими отделами: отдел производства, механический отдел, отдел эксплуатации, отдел маркетинга и сбыта, отдел кадров, экономический отдел, договорной отдел, финансовый отдел, отдел управления качеством, бухгалтерия, хозяйственный отдел, МСЧ, бытовой отдел, канцелярия, юридический отдел, служба безопасности. У каждого отдела свои функции, но все они непосредственно взаимодействую, чтобы обеспечивать эффективную работу предприятия.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов выросла на 741505 тыс. руб. или на 59,3%, это связано с приобретением нового оборудования, введением новых мощностей предприятия и запуском производства новых видов продукции. Однако, следует отметить, что в связи с кризисом 2009 года данный вид производства пришлось временно остановить, однако предприятие намерено его возобновить в 2010 году, так как заказы на новый вид вагонов и прочей продукции поступают от потребителей.
Рассмотрим специализацию по структуре товарной продукции за последние 3 года (таблица 3, 4).
Таблица 3 - Состав и структура товарной продукции ОАО «Алтайвагон»
Вид продукции |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
В среднем за 3 года | ||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | |
Производство новых вагонов | ||||||||
Вагон крытый м.11-287 (автомобилевоз) |
668 215 |
8,35 |
2 463 153 |
21,79 |
1 554 593 |
10,29 |
1 561 987,00 |
13,48 |
Вагон крытый м.11-280 |
2 629 520 |
32,86 |
3 695 910 |
32,7 |
5 712 693 |
37,82 |
4 012 707,67 |
34,46 |
Весоповерочный вагон А.300 |
66 066 |
0,83 |
22 022,00 |
0,28 | ||||
Полувагон м.12-296 |
3 137 969 |
39,22 |
3 530 509 |
31,24 |
5 407 073 |
35,8 |
4 025 183,67 |
35,42 |
Полувагон м.12-2123-02 |
292 893 |
3,66 |
97 631,00 |
1,22 | ||||
Платформа м.13-2114 |
410 825 |
5,13 |
968 037 |
8,56 |
1 123 518 |
7,44 |
834 126,67 |
7,04 |
Платформа м.13-2116 |
523 132 |
6,54 |
365 862 |
3,24 |
363 632 |
2,41 |
417 542,00 |
4,06 |
Платформа м.13-2118 |
92 300 |
1,15 |
273 103 |
2,42 |
942 371 |
6,24 |
435 924,67 |
3,27 |
Платформа м.13-2125 |
18 984 |
0,24 |
6 328,00 |
0,08 | ||||
Полувагон м.12-295 |
16 003 |
0,20 |
5 334,33 |
0,07 | ||||
Ремонт подвижного состава | ||||||||
ДР |
47 669 |
0,60 |
5 074 |
0,04 |
221 |
17 654,67 |
0,21 | |
КР |
14 018 |
0,18 |
0 |
4 672,67 |
0,06 | |||
КРУ, КРП, модернизация |
83 464 |
1,04 |
661 |
0,01 |
28 041,67 |
0,35 | ||
Новые вагоны |
7 855 907 |
98,19 |
11 296 574 |
99,95 |
15 103 880 |
100 |
11 418 787,00 |
99,38 |
Ремонт вагонов |
145 151 |
1,81 |
5 735 |
0,05 |
221 |
50 369,00 |
0,62 | |
Всего по основным видам продукции |
8 001 058 |
100 |
11 302 309 |
100 |
15 104 101 |
100 |
11 469 156,00 |
100,00 |