Аудиторские доказательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

В качестве доказательств в аудите может быть использована любая информация, позволяющая аудитору формировать свое мнение о достоверности данных учета или отчетности в целом.
Для обоснования своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства.
Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними, и смешанными.

Файлы: 1 файл

Аудиторские доказательства.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Аудиторские доказательства. Виды доказательств, источники и  методы

получения.

В качестве доказательств  в аудите может быть использована любая информация, позволяющая аудитору формировать свое мнение о достоверности данных учета или отчетности в целом.

Для обоснования своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства.

Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними, и  смешанными.

Внутренние  аудиторские доказательства - это информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде.

Внешние аудиторские доказательства - это информация, полученная от третьей стороны в письменном виде.

Смешанные аудиторские доказательства - это информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.

Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

  • первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
  • регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
  • результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности 
    экономического субъекта;

 

  • устные высказывания сотрудников экономического субъекта и 
    третьих лиц;
  • сопоставление одних документов экономического субъекта с 
    другими, а также сопоставление документов экономического 
    субъекта с документами третьих лиц;
  • результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, 
    проводимой сотрудниками экономического субъекта;
  • бухгалтерская отчетность.

Правилом (стандартом) аудиторской  деятельности в РФ «Аудиторские доказательства»  предусматривается перечень  основных конкретных методов получения аудиторских доказательств, методов проверки операций, счетов, документов.

Рассмотрим  наиболее распространенные методы проверки, которые аудиторские организации могут применять на конкретных участках аудита.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет).

Пересчет - это проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов; как правило, осуществляется выборочно.

Инвентаризация.

Инвентаризация позволяет  получить точную информацию о наличии  имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.

Проверка соблюдения правил учета  отдельных хозяйственных операций Этот метод позволяет аудиторской организации осуществить контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией.

Подтверждение.

Для получения информации о реальности остатков на счетах учета  денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.

Устный опрос персонала, руководства  экономического субъекта и независимой (третьей) стороны.

Результаты  устных опросов должны быть записаны в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено.

Проверка  документов.

Для проверки документов рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание.

Под прослеживанием понимается процедура, в ходе которой аудитор  проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете.

Аналитические процедуры.

Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических  показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

Подготовка альтернативного баланса.

Для получения  доказательств о реальности и  полноте отражения в учете  готовой продукции выполненных работ, оказанных услуг аудиторская организация может составить баланс израсходованного сырья и материала по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции.

.Рабочие гипотезы - предположения о реальной ситуации на основе аудиторских доказательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка  аудитором системы внутреннего  контроля (СВК),

Аудит СВК  необходим аудитору прежде всего  для того, чтобы понять, насколько  он может доверять предоставленным  организацией данным, какие усилия были приложены руководством компании, чтобы получить правильную и полную информацию, и насколько аудитор может использовать результаты внутреннего контроля при своей проверке. Иными словами, результатом аудита СВК является определение риска внутреннего контроля.

При этом аудитору следует руководствоваться следующим принципам, необходимым для функционирования данной системы:

1. Организация рабочих процессов.

Процессы, выполняемые  в новом виде и новыми людьми, содержат в себе большую вероятность сознательной или бессознательной ошибки, чем процессы, выполнение которых определено инструкциями и указаниями. С этой целью используются письменные инструкции, заготовленные бланки и формуляры.

2. Разделение функциональных обязанностей.

Данный принцип  предполагает, что определенные функциональные обязанности не могут выполняться одним и тем же лицом. Хозяйственные, управленческие и бухгалтерские функции должны быть разделены.

3. Контроль.

В эффективно действующей предпринимательской  структуре ни одна операция не должна оставаться без контроля. Контроль бухгалтерского учета может проводиться как случайным, ручным способом, так и в систематизированном, запрограммированном, а значит и обязательном, порядке

К вспомогательным  средствам, позволяющим внедрить названные  принципы внутреннего контроля на предприятии, относятся:

- организационный план.

Благодаря организационному плану аудитор получает первое представление о том, насколько широко используется на предприятии принцип разделения функциональных обязанностей.

- рабочие функции и указания.

Как правило, в таких документах определяют задачи и ответственность для каждого рабочего места. В них так же указываются вид проводимой деятельности, кто и каким способом должен ее выполнять, а так же сроки выполнения повторяющихся операций.

- описание хозяйственных процессов.

Подобные  описания отражают содержание и последовательность действий хозяйственного процесса, например описание учета кредиторской задолженности от момента получения счета от поставщика до оплаты счета.

- заготовленные бланки и формуляры.

Заготовленные бланки и формуляры способствуют более точному выполнению требуемых действий сотрудниками и, таким образом, уменьшению вероятности возникновения ошибки.

-внутренняя ревизия.

Постоянные  изменения в хозяйственной жизни  любой организации приводят к необходимости проверки СВК относительно ее способности соответствовать новым требованиям как в целом по предприятию, так и по отдельным циклам бизнеса. Эти функции и берет на себя внутренняя ревизия, которая также является составной частью СВК.

сбор информации.

Аудитор собирает все относящиеся к данному объекту проверки материалы: диаграммы, указания, инструкции, описания и т.д.

вопросные листы.

С помощью  заранее заготовленных вопросов аудитор может получить от клиента  более детальную информацию относительно организации и действия внутренних проверок.

диаграммы и описание рабочих процессов.

Аудитор самостоятельно составляет диаграммы и описывает  рабочие процессы, предусмотренные  контрольной деятельностью. Они  преследуют следующие цели: это внешняя  аудиторская проверка и внутренняя организация хозяйственной деятельности предприятия.

Аудиторская оценка эффективности СВК необходима для оценки и планирования масштаба аудита. Если СВК клиента оценивается аудитором как эффективная, появляется возможность снизить объем проверки, а в некоторых случаях и вовсе ее не проводить, доверяя СВК.


Информация о работе Аудиторские доказательства