Банковский менеджмент и маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:07, курс лекций

Описание работы

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Содержание работы

1. Понятие коммерческого банка, основные функции и операции коммерческих банков.
2. Банк как часть экономической системы. Банковская система России.
Банковский менеджмент.
3. Управление финансами в коммерческом банке.
4. Интерпретация финансовой отчетности коммерческих банков
5. Анализ и управление рентабельностью.
6. Банковские риски.
7. Управление процентным риском.
8. Управление риском ликвидности.
9. Управление пассивами.
Управление капиталом.
10. Управление активами.
11. Управление кредитным риском и кредитным портфелем.
12. Банковское планирование.
13. Содержание и специфика банковского маркетинга.
14. Создание человеческого капитала.
15. Информационные технологии в банковской индустрии.
Приложение. Основы финансовой математики.

Файлы: 1 файл

БАНКОВСКИЙ_МЕНЕДЖМЕНТ_И_МАРКЕТИНГ.ppt

— 2.49 Мб (Скачать файл)

Продажа собственных акций, выкупленных у акционеров

Привлечение прочих заемных  средств 

Возврат прочих заемных  средств 

Выплаченные дивиденды 

Прочие выплаты акционерам

Чистые денежные средства, полученные от/(использованные в) финансовой деятельности 

Влияние изменений обменного  курса на денежные средства  и их эквиваленты

Влияние инфляции на  денежные средства и их эквиваленты 

Чистый прирост денежных  средств и их эквивалентов

Денежные средства и  их эквиваленты на начало года

Денежные средства и  их эквиваленты на конец года

 

 

 

 

 

Связь между Балансом  и Отчетом о прибылях и убытках

 

Аi - величина i-го актива;

Oj – величина j- го обязательства;

К – капитал банка;

ri – доходность (средний доналоговый доход) i – го актива;

cj – средняя процентная стоимость j – го обязательства;

PL – выделения на  ссудные потери (резерв за период);

OI – доход от деятельности,  не связанный с получением  процентов;

OE – расходы, не связанные  с выплатой процентов;

NII – чистый процентный  доход;

NI – чистая прибыль;

t  - ставка налога  на прибыль;

Tax – налог на прибыль;

n  - количество позиций  активов;

m – количество позиций  обязательств.

   

 

 

 

 

Связь между Балансом  и Отчетом о прибылях и убытках (Продолжение)

 

Уравнение баланса

∑ Аi = ∑ Oj + K (1)

  i=1 j=1

Отчет о прибылях и  убытках

NI = [∑ ri Аi - ∑cjOj - PL + (OI – OE)] (1-t) (2)

или 

NI = ∑ ri Аi - ∑cjOj - PL + (OI – OE) – Tax (2a)

 

NII = [∑ ri Аi - ∑cjOj] (3)

 

 

 

 

 

                                                                                          Таблица 1 
Балансы гипотетических банковских организаций, среднедневныецифры (тыс. долл.)

 

 

 

 

                                                             Таблица 1 (Продолжение2)  
Балансы гипотетических банковских организаций,  
среднедневные цифры (тыс. долл.)

 

 

 

 

                                                                       Таблица 2 
Отчеты о прибылях и убытках гипотетических банков,  
(тыс. долл.)

 

 

 

 

                                                                   Таблица 2 (Продолжение)  
Отчеты о прибылях и убытках гипотетических банков,  
(тыс. долл.)

 

 

 

 

Показатели рентабельности для  гипотетических банковских организаций 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикуемая отчетность  российских банков.  
Пример. Балансовый отчет (тыс. рублей)

 

 

 

 

Публикуемая отчетность  российских банков.  
Пример. Отчет о прибылях и убытках (тыс. рублей)

 

 

 

 

Публикуемая отчетность  российских банков.  
Пример. Отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

 

 

 

 

Тема 6. Управление рентабельностью.

 

 

 

 

Модель Дюпона.  
Рентабельность собственного капитала.

 

ROE = NI / K – рентабельность  капитала

Оценка показателя зависит  от рыночной доходности инвестиций  сравнимых по уровню риска.   Для развитых рынков «хороший» уровень рентабельности капитала> 20%.

ROE= NI / A  *   A / K = ROA * EM

ROA = NI / A – рентабельность  активов

      Для крупных международных банков «хороший» уровень рентабельности активов > 1%.

EM = A/K – финансовый   левередж «рычаг»

Для  «крупных» банков  финансовый рычаг составляет  около 20. Для большинства российских  банков  составляет около 10. Является  приближенной характеристикой принимаемых  банком рисков.

 

 

 

 

 

Модель Дюпона.  
Рентабельность собственного капитала. Продолжение1.

 

ROA = NI/A = NI/D *  D/A = PM * AU

PM = NI/D - предельная  прибыльность (рентабельность продаж,  маржа прибыли)

AU = D/A – коэффициент  использования активов ( в российской  практике –доходность активов,  оборачиваемость активов)

 

Коэффициентный вертикальный  анализ

PM = NI/D = [∑ ri Аi - ∑cjOj - PL + (OI – OE) – Tax]/D

Коэффициенты:

К1 = ∑ ri Аi/D

К2 = ∑cjOj/D

К3 = PL/D

К4 = OI/D

К5 = OE/D

К6 =Tax/D

 

 

 

 

 

Модель Дюпона.  
Рентабельность собственного капитала. Продолжение2.

 

AU = D/A = (∑ ri Аi) / A + OI / A

Другие показатели эффективности:

NIM = NII / Ad – чистая процентная маржа в %

Ad – активы, приносяшие доход (процентные активы)

Oр – процентные обязательства

Spread = (∑ ri Аi ) / Ad – (∑cjOj) / Oр – «спрэд»

Bd = Ad / A – доходная база

IE= OI / OE – эффективность беспроцентных операций

 

 

 

 

Факторы стоимости, влияющие  на маржу прибыли

 

 

 

 

Факторы стоимости, влияющие  на доходность активов

 

 

 

 

Модель Дюпона.  
Рентабельность собственного капитала. Продолжение

 

ROE – показатель для  акционеров. Отражает эффективность  инвестиций в банк.

ROA – показатель для  топ-менеджеров. Отражает эффективность  использования банком финансовых  ресурсов.

 

Для оценки эффективности  деятельности менеджеров среднего  уровня могут быть использованы  коэффициенты из модели Дюпона  соответствующие характеру их  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

  • Тема 7. Банковские риски.

 

 

 

 

Управление рисками  
(риск-менеджмент)

 

    Эффективное управление банком предполагает достижение следующих целей:

 

  • Нахождение оптимального баланса между риском и рентабельностью для банка в целом и выработку адекватных стимулов для деятельности подразделений и отдельных служащих.
  • Нахождение оптимального соответствия между размером привлекаемого акционерного или заемного капитала и принимаемыми рисками. 

 

Как повторяющийся процесс  риск-менеджмент состоит из нескольких  основных этапов:

     - выявление и классификация основных видов риска;

     - расчет адекватной и легко интерпретируемой меры риска;

     - принятия решения об уменьшении или увеличении выявленных рисков;

     - разработка и реализация процедур контроля за рисками текущих позиций.

 

 

 

 

Определение риска

 

  • В экономике процесс принятия решений на всех уровнях управления происходит в условиях постоянной неопределенности.
  • Если субъект принимает решение в условиях полной неопределенности об объекте, то рациональное решение невозможно.
  • Если субъекту известна хоть какая-то информация о поведении объекта (субъективная или объективная вероятность наступления альтернатив, «нечеткие» понятия и др.), появляется возможность принятия рациональных решений с учетом известной информации.
  • Риск – это возможность отклонения от ожидаемых результатов или событий.
  • Риск всегда связан с субъектом, его ожиданиями, оценками, решениями.

 

 

 

 

 

Банковский риск

 

 

  • Экономический риск – это возможность отклонения характеристик экономического состояния объекта (предприятия, банка или иной хозяйственной единицы) от ожидаемых значений.
  • В количественном отношении риск подразумевает возможность отклонения  от ожидаемого результата как в положительную, так и в отрицательную сторону (это - «спекулятивное» понимание риска).  «Чистые риски» - предполагается возможность только отрицательных отклонений.
  • Банковский риск –  присущая банковской деятельности возможность (вероятность) финансовых потерь кредитной организации и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

 

 

 

 

Измерение риска. Меры  риска.

 

Следует различать риск  и его меру. Управление риском  невозможно без его измерения  и оценки.

Меры рисков.

Качественные характеристики  риска.

Пример: «большой» риск, «умеренный»  риск, «маленький» риск и т.др.

Количественные характеристики  риска.

Пример: объективные и  субъективные вероятности событий, относительные числовые коэффициенты, стоимостные показатели, характеризующие  возможные потери и др.

 

 

 

 

Основные банковские риски.

 

Имеется множество различных  классификаций банковских рисков, которые различаются положенными  в их основу критериями этих  классификаций.

Предложенная классификация  банковских рисков (согласно ЦБ  РФ) характеризует наиболее проблемные  зоны банковских рисков для  российских банков.

Основные банковские риски:

Кредитный риск.

Рыночный риск.

Риск ликвидности.

Операционный риск.

Правовой риск.

    Стратегический риск.

    Риск платежеспособности.

 

 

 

 

 

Кредитный риск

 

Это риск возникновения  у кредитной организации убытков  вследствие неисполнения, несвоевременного  либо неполного исполнения должником  финансовых обязательств перед  кредитной организацией в соответствии  с условиями договора.

 

  • Концентрация кредитного риска проявляется в предоставлении крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков, а также в результате принадлежности должников кредитной организации либо к отдельным отраслям экономики, либо к географическим регионам или при наличии ряда иных обязательств, которые делают их уязвимыми к одним и тем же экономическим факторам.

 

  • Кредитный риск возрастает при кредитовании связанных с кредитной организацией лиц , т.е. предоставлении кредитов отдельным физическим или юридическим лицам, обладающим реальными возможностями воздействовать на характер принимаемых кредитной организацией решений о выдаче кредитов и об условиях кредитования, а также лицам, на принятие решения которыми может оказывать влияние кредитная организация.
  • При кредитовании связанных лиц кредитный риск может возрастать вследствие несоблюдения или недостаточного соблюдения установленных кредитной организацией правил, порядков и процедур рассмотрения обращений на получение кредитов, определения кредитоспособности заемщика(ов) и принятия решений о предоставлении кредитов.

 

  • При кредитовании иностранных контрагентов у кредитной организации также могут возникать страновой риск и риск неперевода средств.

Страновой риск (включая  риск неперевода средств) - риск  возникновения у кредитной организации  убытков в результате неисполнения  иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств  из-за экономических, политических, социальных изменений, а также  вследствие того, что валюта денежного  обязательства может быть недоступна  контрагенту из-за особенностей  национального законодательства (независимо  от финансового положения самого  контрагента).

 

 

 

 

 

 

Рыночный риск

 

Это риск возникновения  у кредитной организации убытков  вследствие неблагоприятного изменения  рыночной стоимости финансовых  инструментов торгового портфеля  и производных финансовых инструментов  кредитной организации, а также  курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов.

Информация о работе Банковский менеджмент и маркетинг