Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа
Бюджетирование представляет собой метод краткосрочного проектирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение. Внутрифирменное финансовое планирование предполагает использование бюджетов. Составление бюджетов или бюджетирование является составной частью финансового менеджмента и управленческого учета.
Введение
Бюджетирование представляет собой управленческий инструмент распределения (планирования) ресурсов, охарактеризованных в денежных и натуральных показателях для достижения стратегических целей бизнеса. Бюджетирование также можно представить как процесс ранее принятых решений (контроль), через которых предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов предприятия, «добротности и качества используемых источников».
Основная сложность бюджетного процесса определяется тем, что принятие управленческих решений связано с будущими событиями и необходимостью прогнозирования. Неопределенность внешнего окружения может вызывать искушение утверждать о невозможности планирования. Однако здесь все как раз наоборот: если существует стабильное окружение, то не существует потребности в планировании. Структурное бюджетирование представляет собой целостную систему, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач, до контроля за их исполнением.
Компании, ориентированные
на рынок с высокой конкуренцией
вынуждены планировать «от
1. Понятие бюджетирования
1.1 Суть и преимущества бюджетирования
Бюджетирование представляет собой метод краткосрочного проектирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение. Внутрифирменное финансовое планирование предполагает использование бюджетов. Составление бюджетов или бюджетирование является составной частью финансового менеджмента и управленческого учета.
Преимущества бюджетирования проявляются в принудительном краткосрочном долгосрочном планировании ресурсов предприятия, поведения конкурентов и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции. По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.
Такое качество бюджетирования как системность означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формируется сводный бюджет предприятия в целом. Иными словами, в конечном итоге объектом бюджетирования служит хозяйственная деятельность предприятия как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются исходя из критерия максимилизации конечных финансовых результатов предприятия в целом, а не повышения эффективности данного отдельного сегмента.
Центральное звено бюджетирования составляет бюджет - количественное выражение планов текущей деятельности развития предприятия. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Бюджетирование присутствует в любой эффективной системе управления предприятием и позволяет видеть будущее хозяйствующего субъекта: материальные потоки, структуру затрат, финансовые потоки и т.д. Утвержденный бюджет формирует и организует работу подразделений в соответствии с выбранными целями предприятия, повышает ритмичность протекающих в ней процессов.
Бюджетирование в совокупности с учетом по центрам ответственности и нормативным учетом повышает эффективность информационного обеспечения управления на предприятии. Качество показателей бюджетов становиться выше, если в основу их расчета положены не приблизительные данные, а нормативные расчеты. Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов является информационной базой анализа исполнения бюджетов.
Организация бюджетирования включает создание финансовой структуры управления предприятием по центрам ответственности и распределение ответственности за показатели, которые формируют бюджетные статьи.
Таким образом, организация бюджетирования на предприятии включает в себя следующие мероприятия:
- разработка структуры
генерального бюджета
- проектирование финансовой структуры управления;
- закрепление ответственности за бюджетами и их статьями;
- разработка бюджетной
политики, включая методические
и организационно-технические
- разработка положений и регламентов бюджетирования;
- создание специализированной
структуры и закрепление
1.2 Разработка структуры
генерального бюджета
Структура генерального бюджета предприятия включает в себя взаимосвязанную систему финансовых и операционных бюджетов.
Основными финансовыми бюджетами предприятия являются:
- бюджет доходов и расходов;
- бюджет движения денежных средств;
- бюджет баланса.
Операционные бюджеты поддерживают финансовые и включают в себя различный состав блоков:
- бюджет продаж;
- бюджет производства;
- бюджет закупок;
- бюджет запасов товарно-
После формирования принципов
структуры операционного и
Проектирование и утверждение финансовой структуры управления на основе центров ответственности. Разработка финансовой структуры управления необходима для разграничения полномочий в части составления конкретных бюджетов менеджерами звеньев системы управления предприятием и закрепления ответственности за их выполнением. Данный вопрос связан с организацией учета по центрам ответственности. Финансовая структура - это иерархическая система центров финансовой ответственности, которым придается определенный статус. Центр финансовой отчетности может быть образован на базе подразделения предприятия, группы подразделений или части подразделения.
Закрепление ответственности за бюджетами. Для закрепления ответственности за формированием, исполнением, учетом и контролем бюджетных статей рекомендуется применять методику матричных проекций: наложение видов бюджетов и бюджетных статей на организационные звенья финансовой структуры формирует таблицу закрепления ответственности.
В результате производится
детальная проверка связей между
всеми компонентами. В результате
создаются Положение о
1.3 Разработка бюджетной политики
Определение политики бюджетирования и регламентация бюджетных форм и процедур может проводиться в специальных положениях или в специальной главе учетной политики предприятия.
Методологический раздел
бюджетной политики формируется
с целью выработки и
- методы оценки имущества;
- методы оценки и принципы
формирования плановой
- методы отражения дебиторской и кредиторской задолженности;
- принципы планирования выручки от продаж и т.д.
В бюджетной политике определяются основные методы и процедуры для составления и контроля стратегического и текущего бюджетов. Например, выбирается метод бюджетирования, последовательность процедур по составлению бюджетов, временной период и т.д.
Бюджетирование может осуществляться методом фондирования, последовательного бюджетирования, а также с использованием записей на счетах. На российских предприятиях наиболее распространен метод последовательного бюджетирования. Таким образом, бюджетирование как часть финансового планирования является важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности.
2. Виды бюджетов
Составной частью управленческого учета является бюджетирование, которое связано с формированием информации для постановки целей деятельности организации, с созданием информации об ожидаемых доходах, расходах, активах, обязательствах и анализом выполнения этих целей. Центральное звено бюджетирования составляет бюджет.
Бюджет- это количественное выражение планов текущей деятельности и развития предприятия в натуральном и стоимостном выражении. Бюджет представляет собой плановый документ установленной формы с соответствующей структурой статей на определенный период времени. Целесообразность, чтобы формы бюджетов и бухгалтерских отчетов совпадали, так как это повышает эффективность контроля за их исполнением.
Существуют различные виды бюджетов:
- статистические;
- гибкие;
- операционные.
2.1 Статистический бюджет
- это твердый план, в
котором доходы и расходы
Статистический бюджет отражает факт полученного результата. Такой вид бюджета используется для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статистический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия используя статистический бюджет невозможно. Поэтому на практике чаще всего используется гибкий бюджет.
2.2 Гибкий бюджет
предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов. Такой вид бюджетов представляет более объективные данные для анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных обстоятельств.
2.3 Операционные бюджеты
поддерживают финансовые бюджеты и включают в зависимости от отраслевой принадлежности различный состав блоков. Информация, которая содержится в данном виде бюджета, используется для оперативного управления деятельностью ряда подразделений предприятия: производства снабжения, логистики и т.д.
3. Основные принципы разработки бюджетов предприятия
Составление бюджета в
любой организации имеет
3.1 Организационный аспект составления бюджетов
Одним из важнейших принципов
формирования и представления руководству
бюджетов является принцип своевременности.
При составлении бюджета
- администраторы бюджета - финансисты, отвечающие за бюджетный процесс в целом;
- консалидаторы - финансовые и функциональные специалисты, отвечающие за бюджетирование на уровне функциональных подразделений и \ или региональных структур;
- планировщики - рядовые сотрудники, отвечающие за отдельные участки учета и планирования.
Составление бюджета в иерархической организационной среде может производиться при помощи двух основных подходов - сверху вниз (исходя из целевых параметров, намеченных руководством) и снизу вверх (при формировании подразделениями свих планов). Во многих организациях применяется комбинированный подход, когда определяются общие цели, вытекающие из стратегии компании и рыночных прогнозов (сверху вниз), а затем уже составляется реальный бюджет (снизу вверх).
Другой важной задачей является доведение составляющих бюджет сотрудников информации о целях разработки бюджетов. Иначе возможна ситуация, когда информацию о целях бюджетирования имеет только высшее руководство. В этом случае качество составляемых бюджетов значительно падает, так как сотрудники, занимающиеся бюджетированием, не понимают, каков будет конечный результат их работы.
3.2 Технический аспект составления бюджетов
Успешность и своевременность составления бюджетов зависит от того, в какой программной среде они составляются.
Обычно составление бюджета выполняется при помощи электронных таблиц, в которых заносятся данные по каждому подразделению. Если имеются различные версии бюджета, а также необходимо отображать фактические прогнозные данные по его выполнению, то в этом случае каждое подразделение будет представлено несколькими таблицами вместо одной.Такая ситуация остается приемлемой, пока отделов, которые участвуют в разработке бюджета, мало. Затем ситуация может усложниться за счет увеличения объема информации, в результате чего увеличивается вероятность ошибки в несколько раз, возникает проблема числового контроля данных, полученных от других работников. Данную проблему можно решить с помощью программного обеспечения, которое имеет следующие характеристики: