Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:04, курсовая работа
Финансовый менеджмент – это специфическая система управления денежными потоками, движением материальных ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений организации.
Финансовый менеджмент включает в себя:
разработку и реализацию финансовой политики фирмы с применением различных финансовых инструментов;
принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации;
информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности фирмы;
оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций; оценку затрат на капитал; финансовое планирование и контроль;
организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.
Введение 4
1. Операционный финансовый анализ 6
1.1 Дифференциация издержек производства 6
1.2 Основные показатели операционного финансового анализа 8
1.3 Факторы, оказывающие влияние на порог рентабельности 11
1.4 Анализ чувствительности прибыли 15
1.5 Первичный операционный экспресс-анализ 19
1.6 Углубленный операционный экспресс-анализ 25
2. Структура источников средств предприятия 27
3. Торговый кредит 31
4. Стоимость капитала 33
5. Политика финансирования оборотных активов 37
5.1 Стратегии финансирования оборотного капитала 37
5.2 Влияние стратегий финансирования оборотного капитала на рентабельность собственных средств 39
6. Дебиторская задолженность и кредитная политика 43
6.1 Анализ дебиторской задолженности 43
6.2 Анализ последствий изменений кредитной политики 47
7. Прогнозирование денежного потока 50
Заключение 52
Библиографический список 55
Рисунок 1.8 – График кривых безразличия
Таблица 1.16 – Определение компенсирующего процентного изменения объема реализации при изменении анализируемых факторов
Факторы |
Компенсирующие %-ные изменения объема реализации при изменении фактора на: | |||||||||||
-12 |
-10 |
-8 |
-6 |
-4 |
-2 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 | |
Цена |
-36,14 |
-28,41 |
-21,51 |
-15,31 |
-9,71 |
-4,63 |
4,24 |
8,13 |
11,72 |
15,04 |
18,12 |
20,98 |
Зперем |
12,70 |
10,81 |
8,84 |
6,78 |
4,63 |
2,37 |
-2,49 |
-5,10 |
-7,85 |
-10,74 |
-13,80 |
-17,03 |
Зпост |
9,77 |
8,14 |
6,51 |
4,88 |
3,26 |
1,63 |
-1,63 |
-3,26 |
-4,88 |
-6,51 |
-8,14 |
-9,77 |
Наибольшее изменение объема вызовет изменение цены. Например, при падении цены на 12% для сохранения исходной прибыли, равной 945 тыс. руб., объем необходимо поднять на 36,14%, а при увеличении на 12%, объем необходимо будет снизить на 20,98%. Для переменных затрат наоборот, при их падении на 12%, объем необходимо снизить на 12,7%, а при их увеличении поднять на 17,03%. При изменении постоянных затрат на 12% объем необходимо увеличить или уменьшить на 9,77% в зависимости от увеличения или уменьшения этих затрат.
Разработка наиболее прибыльного и рентабельного ассортимента выпускаемой продукции может проводиться с помощью углубленного операционного анализа.
Сущностью данного анализа является разделение совокупных постоянных затрат предприятия на прямые и косвенные объединения прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами.
В качестве критерия выбора наиболее выгодной продукции может выступать промежуточная валовая маржа – результат от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат, занимающая среднее положение между валовой маржой и прибылью. Желательно, чтобы она покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.
Таблица 1.17 – Расчет основных показателей углубленного анализа
Показатель |
Формула |
Значение |
Порог безубыточности |
ПБшт=Зпрям.пост/ВМед |
25,65 |
Пбруб=Зпрям.пост/кВМ |
6 411,50 | |
Порог рентабельности |
ПРшт=Зпрям.пост+Зкосв.пост/ |
36,64 |
ПРруб=Зпрям.пост+Зкосв.пост/ |
9 159,29 | |
Период времени покрытия затрат (мес.) |
t=12мес*ПБшт/Q |
6,84 |
t=12мес*ПРшт/Q |
9,77 | |
Промежуточная валовая маржа |
прВМ=ВМ-Зпр.пост; ВМ=ВМед*ПБед |
2 187,00 |
Из приведенной таблицы видно, что порог безубыточности равен 6411,5 тыс. руб. (26,65 тыс. шт.), то есть при данной выручке от реализации (объеме продаж) покрываются переменные и прямые постоянные затраты.
Порог рентабельности равен 9159,29 тыс. руб. (36,64 тыс. шт.), при данной выручке от реализации (объеме продаж) покрываются переменные, прямые постоянные и отнесенная на данный товар величина косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от реализации данного товара равна нулю.
Косвенные постоянные затраты начнут покрываться в конце 6 месяца, а прибыль предприятие начнет получать с конца 9 месяца.
Промежуточная валовая маржа,
рассчитанная на порог безубыточности,
равна 2187. Промежуточная маржа положительна,
следовательно, предприятию не рекомендуется
исключать данный товар из ассортимента.
Капитал предприятия любой формы собственности и вида деятельности по источникам формирования разделяется на собственный и заемный.
Увеличение доли заемного финансирования
может приводить к росту
Таблица 2.1 – Исходные данные
НРЭИ, тыс.руб. |
Актив, тыс.руб. |
Годовые расходы за пользование заемным капиталом, % |
466 |
1220 |
10 |
Таблица 2.2 – Структура источников средств предприятия, тыс.руб.
Показатель |
Предприятие | ||||
A |
B |
C |
D |
E | |
Собственные средства |
1220 |
1037 |
976 |
854 |
671 |
Доля заемного капитала, % |
0 |
15 |
20 |
30 |
45 |
Заемные средства |
0 |
183 |
244 |
366 |
549 |
Всего |
1220 |
1220 |
1220 |
1220 |
1220 |
ЭФР=(1 – СН)*(ЭР – СРСП)*ЗС/СС
где СН – ставка налога на прибыль,
ЭР – экономическая
СРСП – средняя расчетная ставка процента по заемным средствам, %
ЗС – заемные средства, руб.
СС – собственные средства, руб.
ЭР = НРЭИ / Актив *100%
Сила воздействия финансового рычага измеряется плечом финансового рычага, определяемого соотношением заемных и собственных средств предприятия или его структурой капитала.
Силу воздействия финансового
рычага может характеризовать и
отношение процентного
Величина данного показателя может определяться по одной из следующих формул:
(2.3)
где СВФР – сила воздействия финансового рычага
ЧП –темп изменения чистой прибыли(или чистой прибыли на акцию)
НРЭИ – темп изменения нетто-результата эксплуатации инвестиций, %
С категорией финансового рычага очень
тесно связано понятие
Политика заимствования должна быть направлена на определение наилучшего соотношения между риском и ожидаемым доходом. Знание механизма воздействия финансового рычага на Рсс позволяет целенаправленно управлять устойчивым ростом капитала, его стоимостью и структурой.
Точка, в которой экономическая рентабельность активов равна средней расчетной ставке процента, называется точкой перелома или критическим (пороговым) значением НРЭИ.
Критическое НРЭИ – это такое значение прибыли, при котором Рсс одинакова, как в случае привлечения ЗС, так и в случае использования только СС.
(2,5)
где крит.НРЭИ – критическое значение нетто-результата эксплуатации
инвестиций, т.р.
СП – ставка процента, %
А – активы предприятия, т.р.
НРЭИ крит. = (1220*10%)/100%=122 тыс. руб.
В условии дано, что НРЭИ = 466 тыс. руб. Из этого следует, что предприятие в результате своей деятельности перешло критическое НРЭИ и ему целесообразно в данной ситуации привлекать заемный капитал, т. к. появляется положительный ЭФР и рентабельность увеличивается.
Из таблицы 2.2 видно, что сила воздействия финансового рычага по мере увеличения доли заемных средств по НРЭИисх. растет, а вместе с ним возрастает финансовый риск, который и зависит от структуры капитала. При изменении структуры капитала в сторону увеличения доли заемных средств возрастает значение чистой рентабельности собственных средств. Финансовый риск отражает потери, связанные с обслуживанием долга.
Таблица 2.2 – Изменение рентабельности собственного капитала в зависимости от различной структуры источников
Показатели |
НРЭИА |
НРЭИБ |
НРЭИС |
НРЭИД |
НРЭИЕ |
Нетто-результат эксплуатации инвестиций, тыс.руб. |
466 |
466 |
466 |
466 |
466 |
Проценты за кредит, тыс.руб. |
0 |
18,3 |
24,4 |
36,6 |
54,9 |
Налогооблагаемая прибыль, тыс.руб. |
466 |
447,7 |
441,6 |
429,4 |
411,1 |
Налог на прибыль, тыс.руб. |
93,2 |
89,54 |
88,32 |
85,88 |
82,22 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
372,8 |
358,16 |
353,28 |
343,52 |
328,88 |
Чистая рентабельность собственных средств, % |
30,56 |
34,54 |
36,20 |
40,22 |
49,01 |
Эффект финансового рычага, % |
- |
3,98 |
5,64 |
9,67 |
18,46 |
Сила воздействия финансового рычага, % |
1,0000 |
1,0409 |
1,0553 |
1,0852 |
1,1335 |
Сила воздействия финансового рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения НРЭИ. Также с ростом доли заемных средств растет и чистая рентабельность собственных средств. Однако за счет роста финансовых расходов происходит снижение чистой прибыли предприятия. При использовании предприятием заемного капитала, оно имеет более высокий потенциал развития, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства. Если же предприятие использует только собственный капитал, оно имеет наивысшую финансовую устойчивость, однако ограничивает темпы своего развития.
Рисунок 2.1 – Зависимость чистой рентабельности собственных средств от структуры капитала
Из графика, изображенного на рисунке 2.1 видно, что с увеличением доли заемного капитала эффект финансового рычага растет, т.е. предприятия получают все большую прибыль от привлечения заемного капитала. Параллельно с ЭФР растет чистая рентабельность собственных средств, которая показывает, сколько прибыли приходится на один рубль собственных средств. Это говорит о том, что для предприятия использование заемного капитала является прибыльным.
Рисунок 2.2 – Формирование эффекта финансового рычага
Предприятию целесообразно привлекать заемный капитал, т.к. предприятие перешло критический НРЭИ, равный 122 тыс.руб.
Из графика видно, что предприятие А, доля заемных средств у которого равна 0, имеет самую низкую чистую рентабельность СС, а предприятие Е, у которого доля ЗС равна 45%, имеет наибольшую чистую рентабельность СС. Однако у него и выше финансовый риск, который отражает потери, связанные с обслуживанием долга. Степень финансового риска зависит от структуры капитала. При ее изменении в сторону увеличения доли заемных средств возрастает значение чистой рентабельности собственных средств, либо чистой прибыли на акцию.
Многие предприятия производят закупки у других предприятий в кредит. Этот долг учитывается в виде кредиторской задолженности по товарным операциям (задолженность перед поставщиками, подрядчиками за товары, работы, услуги).
Кредиторская задолженность
В современных экономических
Информация о работе Дебиторская задолженность и кредитная политика