Финансовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить финансовую политику предприятия и оценить направления ее совершенствования.
Объектом исследования в данной работе являются результаты финансовой деятельности ОАО «Навашинский хлеб».
На основании поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансовой политики организации;
2.Изучить организацию финансовой политики на ОАО «Навашинский хлеб» и оценить ее эффективность;
3.Сделать выводы о возможных направлениях совершенствования финансовой политики предприятия.

Файлы: 1 файл

готово.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

 

За период 2010-2011 гг. чистая прибыль ОАО «Навашинский хлеб»  выросла на 28,5%. Это подтверждает правильность выбранной политики фирмы: высокое качество производимой продукции при освоении новых видов и сортов изделий, разработка и освоение новых технологий производства с учетом спроса и вкуса потребителей. Также велась работа по организации сбыта продукции через крупные сетевые магазины.

Таблица 9.2.

Оценка состава и  структуры доходов ОАО «Навашинский хлеб»:

Показатели

Январь-декабрь 2010

Январь-декабрь 2011

Абсолютное

изменение

(+/-)

Темп изменения,%

Сумма,т.р.

Уд.вес,%

Сумма,т.р.

Уд.вес,%

Выручка

289181

96,9

345669

96,4

+ 56488

119,5

% к получению

953

0,3

1853

0,5

+ 900

194,4

Прочие доходы

8290

2,7

11089

3,1

+ 2799

133,8

Итого

298424

100

358611

100

+ 60187

120,2


 

Таблица 9.3.

Оценка состава и  структуры расходов ОАО «Навашинский хлеб»:

Показатели

Январь-декабрь 2010

Январь-декабрь 2011

Абс.

изменение

(+/-)

Темп изменения,%

Сумма,т.р.

Уд.вес,%

Сумма,т.р.

Уд.вес,%

Себестоимость

259310

92,0

312866

91,93

+ 53556

120,7

Коммерческие расходы

253

0,09

248

0,07

- 5

98,0

Прочие расходы

16504

5,86

18321

5,38

+ 1817

111,0

Налог на прибыль

5714

2,03

8208

2,41

+ 2494

143,6

Изменение отложенных налоговых активов

20

0,01

-672

0,20

- 692

-

Прочее

-

-

-

-

-

-

Итого

281801

100

340315

100

+ 58514

120,8


 

Таблица 9.4.

Оценка рентабельности ОАО «Навашинский хлеб»:

Показатели

Способ расчета

Январь-декабрь 2010

Январь-декабрь 2011

Абсолютное изменение(+/-)

Рентабельность продукции

Прибыль от продаж/

Себестоимость

*100

11,4

10,4

- 1,0

Рентабельность продаж

Прибыль от продаж

/Выручка

*100

10,2

9,4

- 0,8

Рентабельность активов (капитала)

Чистая прибыль/

Ср.величина активов*100

8,5

9,7

+ 1,2

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль/

Ср.величина СК*100

9,3

10,8

+ 1,5


 

Рентабельность продукции  уменьшилась в 2011 году по сравнению  с 2010 годом на 1 п.п. Это произошло  за счет того, что рост себестоимости  продукции опередил рост прибыли  от продаж.

Рентабельность продаж уменьшилась на 0,8 п.п. Таким образом на каждый рубль выручки прибыли было получено на 0,08 руб. меньше. Увеличение чистой прибыли на 28,5% обеспечило рост рентабельности активов на 1,2 п.п.

Рентабельность собственного капитала увеличилась на 1,5 п.п., в 2011 году с каждой единицы вложенных собственниками средств было получено 10,8 руб. прибыли. Для сравнения в 2010 году этот показатель составил 9,3 руб.

Рентабельность собственного капитала – показатель эффективности  деятельности. Исходя из этого можно  сделать вывод, что деятельность ОАО «Навашинский хлеб» является эффективной.

Показатели деловой  активности предприятия ОАО «Навашинский хлеб» приведены в таблице 10.

Таблица 10.

Оценка деловой активности ОАО «Навашинский хлеб».

Показатели

Способ расчета

Январь-декабрь 2010

Январь-декабрь 2011

Абсолютное изменение

(+/-)

К-т оборачиваемости оборотных  активов (в оборотах)

Выручка от продаж/Среднегодовая стоимость  ОА

2,87

2,90

+ 0,03

К-т оборачиваемости запасов (в  оборотах)

Выручка от продаж/Среднегодовая стоимость З

11,32

12,82

+ 1,5

К-т оборачиваемости дебиторской  задолженности (в оборотах)

Выручка от продаж/Среднегодовая стоимость  ДЗ

5,18

5,68

+ 0,5

К-т оборачиваемости кредиторской задолженности (в оборотах)

Выручка от продаж/Среднегодовая стоимость  КЗ

24,81

23,52

- 1,29

К-т оборачиваемости собственного капитала (в оборотах)

Выручка от продаж/Среднегодовая стоимость  СК

1,83

1,97

+ 0,14

Период оборачиваемости оборотных  активов (в днях)

Кол-во дней в периоде*Среднегодовая  ст-ть ОА / Выручка от продаж

125

124

- 1

Период оборачиваемости запасов (в днях)

Кол-во дней в периоде*Среднегодовая  ст-ть запасов / Выручка от продаж

32

28

- 4

Период оборачиваемости ДЗ (в  днях)

Кол-во дней в периоде*Среднегодовая  ст-ть ДЗ / Выручка от продаж

70

63

- 7

Период оборачиваемости КЗ (в днях)

Кол-во дней в периоде*Среднегодовая  ст-ть КЗ / Выручка от продаж

14

15

+ 1


 

Согласно анализу бухгалтерской  отчетности ОАО «Навашинский хлеб»  предприятие за 2009 – 2011 гг. увеличило  выручку от продажи продукции  на 56488 тыс.руб., несмотря на то, что себестоимость продукции увеличилась на 53556 тыс.руб., а стоимость имущества и собственных средств предприятия увеличилась на 43628 тыс.руб. и 16836,5 тыс.руб. соответственно. Изменения данных показателей в анализируемом периоде сказались на изменении показателей деловой активности предприятия.

Наиболее заметные изменения  произошли в оборачиваемости  запасов: она увеличилась на 1,5 оборота (оборачиваемость в днях соответственно снизилась на 4 дня), а также в  оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия: она увеличилась на 0,5 оборота ( оборачиваемость в днях снизилась на 7 дней). Оборачиваемость же кредиторской задолженности уменьшилась на 1,29 оборота  оборачиваемость в днях увеличилась на 1 день). Изменение показателей деловой активности предприятия свидетельствует о ее увеличении.

 

 

 

 

 

3. Направления  совершенствования финансовой политики

ОАО «Навашинский хлеб».

Мероприятия по повышению  эффективности финансовой политики предприятия включают выработку  научнообоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долгосрочные периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии [10, 57].

Концепции организации  финансовой деятельности предприятия  строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования  финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой  налоговой и денежно-кредитной  политики государства многие предприятия  вынуждены проводить линию на выживание. Она выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами предприятий и фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований и рентабельностью производств; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и др.

Исходя из анализа  финансового состояния ОАО «Навашинский хлеб» в период с 2009 по 2011 годы, можно сделать ввод:

- произошло значительное  увеличение чистой прибыли - чистая  прибыль увеличилась на 28,5% (с  14 735 тысяч рублей показатель вырос  до 18 938 тысяч рублей), что является  положительным фактором и подтверждает  правильность выбранного Обществом курса по улучшению финансовых результатов;

- на каждый рубль, вложенный в основные средства в целом, в 2011 году было выпущено продукции на сумму 6,97 рублей (показатель фондоотдачи), что на 0,18 рублей больше, чем в предыдущем 2010 году;

- ОАО «Навашинский хлеб» увеличило выпуск продукции на 19,5%, вместе с тем на 20,6% увеличилась себестоимость товарной продукции, что связано с увеличением затрат;

- произошло увеличение  собственных средств предприятия,  но также и увеличение заемных:  наибольший удельный вес в структуре источников средств занимают собственные источники – 89,2%. На предприятии имеются также заемные средства, которые представляют собой в основном кредиторскую задолженность – 8,0%. Более половины объема кредиторской задолженности составляют обязательства перед поставщиками за товары, работы и услуги;

- произошло увеличение  показателей платежеспособности  предприятия. Коэффициент абсолютной  ликвидности увеличился в 3 раза, а промежуточный коэффициент  покрытия и общий коэффициент  покрытия в 2 раза;

- чистая прибыль ОАО  «Навашинский хлеб» выросла на 28,5%. Это подтверждает правильность  выбранной политики фирмы: высокое качество производимой продукции при освоении новых видов и сортов изделий, разработка и освоение новых технологий производства с учетом спроса и вкуса потребителей.

Однако в 2011 году имели  место и отрицательные результаты деятельности:

- за 2009 – 2011 гг. увеличился  объем дебиторской задолженности  на 19,5%. Это говорит о том, что  уменьшился возврат долгов предприятию  за реализованную продукцию;

- показатель финансового рычага увеличивается, это означает, что доля заемного капитала увеличивается;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами на ОАО «Навашинский хлеб» ежегодно уменьшался на 0,01, что свидетельствует о том, что часть оборотных активов была сформирована за счет заемных средств.

- рентабельность продаж  уменьшилась на 0,8 п.п. Таким образом  на каждый рубль выручки прибыли  было получено на 0,08 руб. меньше.

Это связано и с  рисками, которым подвержено предприятие [20, 2]:

Отраслевые риски:

  • повышение тарифов на энергоресурсы, что повлияет на увеличение себестоимости;
  • рост цен на сырье, что также отразиться на увеличении себестоимости продукции.

       Конкурентные  риски:

  • консолидация хлебопекарного рынка;
  • создание новых небольших производств (в супермаркетах, специализированных кондитерских) еще более обостряют конкуренцию.

      Риски,  связанные с деятельностью общества:

  • риск сокращения спроса в связи с ежегодным снижением среднесуточного потребления хлеба;

Разработка путей совершенствования  финансовой политики ОАО «Навашинский хлеб» должна включать следующие основные звенья:

  1. разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;
  2. выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период и на ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений по основным фондам и др.);
  3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способ финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и финансовых активов и т.д.).

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими задачами которой являются:

а) максимизация прибыли как источника экономического роста;

б) оптимизация структуры  и стоимости капитала, обеспечение  финансовой устойчивости и деловой  активности предприятия;

в) достижение финансовой открытости предприятия для инвесторов и кредиторов;

г) использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью финансового лизинга, проектного финансирования;

При разработке эффективной  системы управления финансами постоянно  возникают проблемы гармонизации развития интересов предприятия, наличия  достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности.

Информация о работе Финансовая политика предприятия