Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:02, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управлением затрат на предприятии.
В соответствии с целью ставятся такие задачи как:
-изучение основных положений теории управления затратами: базовых понятий и определений, классификаций, основных показателей, используемых при анализе затрат, а также путей оптимизации затрат;
-анализ затрат конкретного предприятия;
-разработка мероприятий затрат и оценка их эффективности.
Разность уровней затрат показывает относительный уровень экономии (перерасхода) затрат и отражает их изменение. 2010 год показал перерасход затрат, так как разность уровней затрат равна 11,02%. В 2011 году данный показатель снижается и составляет 3,47%. Таким образом, за исследуемые года затратоемкость увеличивается.
Индекс суммы затрат в 2010 и в 2011 годах составил 1,34 и 1,19 соответственно. В 2010 году затраты выросли на 34% по сравнению с показателем 2009 года, а в 204 году рост затрат составил 19%. Индекс уровня затрат в 2010 году равен 1,16, а в 2011 году он снизился до 1,04. Таким образом, затратоемкость возросла сначала на 16%, а затем на 4%.
Произведенные расчеты говорят о росте затрат и затратоемкости предприятия. Увеличение может быть вызвано изменением структуры производимой продукции. Например, увеличение удельного веса менее рентабельных видов продукции, у которых выше уровень затрат на рубль продукции, может оказать влияние на затратоемкость. На показатели также оказывают воздействие изменения цен на материалы и тарифы.
Итак, произведенный анализ затрат позволил сформировать следующие выводы, касающиеся затрат на предприятии:
- целом наблюдается увеличение затрат на производство продукции и рост себестоимости. При этом показатель рентабельности производства ocтается на достаточно высоком уровне, но демонстрирует снижение.
-увеличение затрат происходит как по основным, так и по накладным расходам. При этом удельный вес накладных расходов снижается, из чего можно сделать вывод об эффективности проводимых организационных мероприятий на фабрике.
-производство продукции является материалоемким. Удельный вес материалов в 2011 году составляет более 75%.
-несмотря на снижение удельного веса, доля в себестоимости накладных расходов достаточно большая. В 2011 году доля общепроизводственных расходов составила 14%, а доля общехозяйственных расходов равна 4%.
-возрастание таких показателей, как затратоемкость, затрат на руб. товарной продукции говорит о необходимости поиска путей оптимизации затрат для снижения себестоимости.
Таким образом, основной целью управления затратами является поиск путей снижения себестоимости. При выборе и предложении мероприятий по оптимизации затрат необходимо учитывать характер производства и особенности выпускаемой продукции. ППФГ отличается высокой степенью сложности производства. Выпускаемая продукция имеет достаточно строгие требования к качеству и характеристикам. Основные затраты на производство могут быть снижены при сокращении численности персонала, либо при пересмотре норм расхода материалов и т.п. С точки зрения управления затратами на ППФГ, основные затраты являются негибкими для их оптимизации, так как любые изменения по данным статьям могут существенно сказаться на самом процессе производства, а значит и на качестве продукции. По данным статьям затрат в меньшей степени происходят какие-то серьезные изменения, а если происходят, то при допускающих данные изменения условиях производства.
С другой стороны, для предприятия важно найти такой подход к управлению затратами, который бы позволил сокращать их на протяжении долгого времени. Выполнить долгосрочную программу управления затратами можно путем оптимизации накладных расходов. Данные расходы касаются главным образом управленческих и обслуживающих функций, а, следовательно, в меньшей степени влияют на процесс производства и не сказываются на качестве продукции.
Анализ затрат ППФГ показал высокую долю накладных затрат в себестоимости. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы в настоящее время занимают удельный вес около 18%. Данные расходы на предприятии являются наиболее гибкими для управления, роме того, можно найти пути оптимизации, которые позволяет снижать накладные расходы в течении длительного времени. Таким образом, в следующей главе необходимо найти пути для времени. Таким образом, в следующей главе необходимо найти пути для оптимизации именно данного вида затрат, а также рассчитать эффективность предлагаемых мероприятий.
ГЛАВА 3. Пути оптимизации затрат на предприятии
3.1
Инвестиционный проект по
По результатам анализа было выявлено, что наибольший потенциал к снижению имеют накладные расходы предприятия. Данные расходы преимущественно связаны с обслуживанием и управлением основным производством. Ниже приведены некоторые варианты оптимизации накладных затрат.
Выявление возможных
путей оптимизации и
- недостаточный уровень автоматизации сервисных функций, т.е. существует возможность дальнейшей автоматизации работ, снижения доли ручного труда и повышения производительности;
-наличие вспомогательных функций, являющихся непрофильным видом деятельности для фабрики, но реализуемых собственными силами;
-возможность более эффективного использования вспомогательных материалов (обтирочного материала) с точки зрения затрат.
Первая предпосылка связана с применением ручного труда для уборки помещений. В 2006 году был введен в эксплуатацию новый производственный корпус на фабрике. При наличии площадей, пригодных для уборки с помощью машин, большинство работ производится посредством ручного труда. Соответственно проблемой являются высокие затраты по содержанию штатной численности обслуживающего персонала и низкая производительность труда. Для решения этих проблем предлагается инвестиционный проект по дополнительной покупке машин для мытья полов. Использование машин позволит создать экономию на фонде оплаты труда и сократить накладные расходы. Далее будет произведен расчет эффективности предложенного мероприятия.
Из второй предпосылки
следует предложение по передаче
некоторых вспомогательных
Третья предпосылка
основана на возможности применения
обтирочного материала с
Существует возможность замены одноразовых салфеток на многоразовый материал с последующей его стиркой до 6 раз.
Далее рассчитаем эффективность предложенных мероприятий.
Цель проекта: Ввиду наличия больших площадей, пригодных для уборки неручным способом, обеспечение нового производственного корпуса уборочными машинами.
Назначение результатов проекта:
-снижение доли ручного труда при уборке помещений;
-увеличение производительности и более эффективное использование рабочего времени;
-снижение накладных затрат за счет экономии на фонде оплаты труда обслуживающего персонала.
Так как на фабрике уже имеются уборочные машины для данных целей, произведем закупку аналогичных машин. Технические характеристики используемых и предлагаемых для закупки машин приведены в Приложении 5 Для того чтобы определиться с необходимым количеством машин и обслуживающего персонала, рассмотрим характеристики убираемых площадей и данные о производительности.
Таблица 12
Данные о площадях и производительности
Площадь корпуса, м2 |
13 870,0 |
Площадь, пригодная для уборки машинами, м2 |
10 402,5 |
Площадь труднодоступных для машины мест, м2 |
3 467,5 |
Кол-во уборщиц в настоящее время, шт. |
13,0 |
Среднее время на уборку пола уборщицами в день, часов |
4,5 |
Средняя производительность уборщицы, м2/час |
165,0 |
Среднее время работы машины в день, часов |
2,5 |
Средняя производительность машины с учетом простоев м2/час |
1 150,0 |
Как видно из таблицы 12, 3,5 тыс. квадратных метров могут быть убраны только посредством ручной уборки. Принимая во внимание среднюю производительность уборщицы и среднее время на уборку полов, получаем, что необходимое количество уборщиц для мытья труднодоступных мест составляет 5 единиц. При этом все получаемые результаты относительно количества персонала и машин округляются до ближайшего наибольшего целого числа. Аналогичные расчеты проведем относительно количества машин, учитывая время работы одной машины и среднюю производительность с учетом простоев, замены воды и характера убираемых помещений.
Количество машин = 10 402,5 / 1150 / 2,5 = 4 шт.
Таким образом, для обработки данной площади требуется 4 машины. Из расчета, что на одну машину необходим 1 человек, получаем, что для уборки производственного корпуса необходим штат численностью 9 человек. Данное количество персонала учитывает возможные отклонения от численности в штате в связи с возможной болезнью людей и других причин неявки, так как округление производилось в большую сторону, а также ввиду того, что при применении машин ускоряется производительность по уборке пола, увеличивается время на осуществление других работ по уборке помещений.
Планируемый для реализации проект предусматривает покупку уборочных машин в количестве 4 штук и сокращение численности персонала в количестве 4 единиц.
Для расчета эффективности проекта и построения денежного потока, необходимо рассчитать экономию, которая возникает при замене ручного труда машинным. Для этого нужно учесть все расходы на содержание в штате персонала по уборке помещения. Посчитаем, сколько затрат приходится на содержание персонала в количестве 4 единиц, которые предполагается в будущем сократить.
Таблица
Затраты на содержание 4 единиц персонала, руб.
Показатели |
Кол-во, шт. |
Сумма затрат в год на единицу |
Итого |
1.Затраты на оплату труда, в том чмсле: |
4 |
272 583,42 |
1 090 333,68 |
Оклад |
64 440,00 |
||
Надбавки и премии |
152 722,80 |
||
Выплаты социального характера |
29 780,50 |
||
Годовой вознаграждение |
25 640,12 |
||
2. Отчисления на социальные нужды |
329 280,77 | ||
3. Охрана труда |
4 |
1 800,00 |
7 200,00 |
4. Содержание рабочего места и материалы |
40 000,00 | ||
5. Страхование персонала |
4 |
9 570,00 |
38 280,00 |
Итого затраты |
1 505 094,45 |
Затраты на содержание в штате 4 единиц персонала по уборке помещений в год составляют 1 505 094,45 рублей. Эта сумма за вычетом всех затрат, связанных с применением машин, и будет являться положительным денежным потоком, так как представляет coбой возможную экономию.
При сокращении численности персонала следует учесть выплаты работникам, которые обязан осуществить работодатель в соответствии с трудовым кодексом. В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса РФ, при расторжении трудового договора увольняемому работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не более чем в течение 2 месяцев с зачетом выходного пособия. Также это условие распространяется на третий месяц по решению органа службы занятости в случае, если работник обратился в данный орган в двухнедельный срок после увольнения и не был им трудоустроен[4]. При построении денежного потока учтем данные расходы и уменьшим сумму экономии на полученную величину.
Средний месячный заработок четырех единиц персонала составляет 80 934,31 рублей. Так как необходимо учесть все возможные расходы, то рассчитаем размер выходного пособия, а также затраты, в случае не трудоустройства работников в течение 3 месяцев. Полученная сумма составила в расчете на 4 единицы персонала 242 802,92 рублей. Данную сумму учтем в затратах при построении денежного потока в первом году.
Далее определим основные текущие затраты, связанные с содержанием машин на предприятии. Затраты приведены с учетом количества машин в размере 4 единиц.
Таблица 13
Затраты на 4 машины для уборки помещений, руб.
Виды затрат |
Сумма,руб. |
Заряд батарей |
44 000,00 |
Тех.обслуживание |
300 000,00 |
Расходные материалы и прочие затраты |
330 000,00 |
Итого затрат |
674 000,00 |
Составим бюджет
доходов и расходов для
В расчетах был принят срок прогнозирования, равный сроку полезного использования машин, т.е. 5 лет (3 амортизационная группа). Срок полезного использования машин определялся в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, а также исходя из классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Норма амортизации равна 20%. Метод начисления амортизации - линейный. Стоимость одной машины равна 255 ООО рублей. При построении денежных потоков в дальнейшем амортизация не вычитается, так как не сопровождается оттоком денежных средств.
Информация о работе Финансовое состояние предприятия обоснование стратегии его устойчивости