Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 08:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика финансового менеджмента в банках второго уровня, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банка и снижения риска при совершении банковских операций.
Для достижения поставленной цели нам необходимо поставить следующие задачи:
• рассмотреть содержание финансового менеджмента коммерческого банка, его роль и функции;
• изучить место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке;
• проанализировать финансовые результаты АО «Казкоммерцбанк»;
• выяснить какие существуют пути совершенствования финансового менеджмента в банках второго уровня в Республике Казахстан
Введение………………………………………………………………….........3
1 Содержание финансового менеджмента, его роль и функции…………...5
1.1 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке…..5
1.2 Основные принципы и функции коммерческих банков РК……........7
1.3 Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка ……..11
2 Анализ финансового менеджмента АО « Казкоммерцбанк"………....14
2.1 Общая характеристика деятельности АО « Казкоммерцбанк"….14
2.2 Анализ финансовых результатов АО «Казкоммерцбанк»………16
2.3 Система управления в финансовом менеджменте коммерческого
Банка…………………………………………………………………………..20
3. Пути совершенствования финансового менеджмента в банках второго уровня в Республике Казахстан……………………………………………..23
3.1 Совершенствование управления банковскими рисками………........23
3.2 Приемы финансового менеджмента………………………………..28
Заключение……………………………………………………………….......30
Список использованных источников…………………………………….....31
Процентные расходы за 2009 год снизились по сравнению с 2008 годом на 0,8% (или на 1,5 млрд. тенге) в результате небольшого спада средних объемов процентных обязательств Банка на 0,3% и их стоимости с 7,58% за 2008 год до 7,53% за 2009 год. Так, средний объем процентных обязательств Банка за 2009 год составил 2376 млрд. тенге в сравнении с 2385 млрд. тенге за 2008 год.
В структуре процентных расходов наибольшую долю продолжают занимать расходы по средствам клиентов и по выпущенным Банком долговым ценным бумагам. Их доля за 2009 год увеличилась до 45,9% и 42,8% в сравнении с 39,9% и 39,9% за 2008 год соответственно. Рост произошел за счет снижения доли расходов по займам и средствам, полученным от банков. Так, доля расходов по средствам от банков за 2009 год снизились до 8,4% по сравнению с 15,4% за 2008 год.
Процентные расходы по выпущенным долговым ценным бумагам (в том числе по субординированному долгу) за 2009 год выросли на 4,7 млрд. тенге или на 6,5% по сравнению с расходами за 2008 год. Рост произошел за счет увеличения средних объемов ценных бумаг, выпущенных в обращение и субординированного долга, которые выросли в результате девальвации национальной валюты в феврале 2009 года с 813 млрд. тенге в среднем за 2008 год до 840 млрд. тенге в среднем за 2009 год. В долларовом выражении их средний объем снизился на 15,7%. [4]
Таблица 6
Процентные расходы
Процентные расходы |
Доходы, млн.тг. |
Изменение |
Средние активы, приносящие % доход | |||
2009 год |
2008 год |
млн.тг. |
% |
средние объемы (млрд.тг) |
сред.% доходность | |
Процентные расходы по выпущенным долговым ценным бумагам и субординированному долгу |
76928 |
72251 |
4677 |
6,47 |
840 |
9,2 |
Проценты по займам и средствам банков и РЕПО |
15123 |
27989 |
-12866 |
-45,97 |
279 |
5,4 |
Процентные расходы по счеиам клиентов и РЕПО |
82435 |
72288 |
10147 |
14,04 |
1168 |
7,1 |
Процентные расходы по другим обязательствам |
4504 |
8139 |
-3635 |
-44,66 |
89 |
5,2 |
Дивиденды по привилегированным акциям |
747 |
598 |
149 |
24,92 |
||
Итого процентных расходов |
179737 |
181265 |
-1528 |
-0,84 |
2376 |
7,58 |
Рассматривая отдельно процентные расходы по субординированному долгу, хотелось бы отметить, что они выросли за отчетный период на 3,1 млрд. тенге или на 29,2%. Банк провел 31 июля и 3 августа 2009 года на сумму 965 млн. тенге. Облигации выпущены в рамках третьего выпуска первой облигационной программы Банка (общая сумма программы составляет 30 млрд. тенге).
Сумма процентных расходов по счетам клиентов увеличились за 12 месяцев 2009 года на 14,0% (на 10,1 млрд. тенге) и составила 82,4 млрд. тенге по сравнению с 72,3 млрд. тенге за 12 месяцев 2008 года. Рост обусловлен увеличением среднего объема средств клиентов на 20,2% за 12 месяцев 2009 года в сравнении со средним объемом за 12 месяцев 2008 года, что главным образом я вилось результатом размещения средств ФНБ «Самрук – Казына» в рамках антикризисной программы правительства Республики Казахстан, хотя идет уменьшение средней стоимости данных обязательств с 7,4% до 7,1% соответственно.
За 2009 год процентные расходы
по займам и средствам банков снизились
на 46,0% и составили 15,1 млрд. тенге
за 2008 год. Это объясняется снижением
в течение 2009 года среднего объема заимствований
от банков и финансовых институтов
на 38,8% (на 176,7 млрд. тенге) в сравнении
со средними объемами за 2008 год. Столь
значительное снижение средних объемов
привлечений в сравнении со средним
объемом привлечений в 2008 году, связанно
с тем, что ближе к концу 2008
года Банк произвел крупные плановые
погашения синдицированных
В течение 1 полугодия 2009 года
Банк совершил досрочное погашение
программы секьюритизации на сумму
950 млн. долларов США, что в итоге
привело к существенному
2.3 Система управления
в финансовом менеджменте
Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:
- управляемой, или объекта управления;
- управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.
Процесс трансформации денежных
средств в системе финансового
менеджмента коммерческого
Таблица 7
Блоки устойчивости коммерческого банка
Финансовая устойчивость банка |
1. Программирование банка
на основе финансово- |
2. Мониторинг и анализ
деятельности банка, |
3. Текущая оценка экономических
выгод, операционно- |
Организационная устойчивость банка |
4. Планирование деятельности
банка: маркетинговая |
5. Организационное построение
банка (линейная, дивизионная, матричная
структура; ориентация на |
6. Управление человеческим
капиталом: мотивация, |
Функциональная устойчивость банка |
7. Специализация банка |
8. Универсализация банка |
Коммерческая устойчивость банка |
9. Продуктовая политика
банка и функционально- |
10. Финансовый менеджмент
клиентуры банка и его |
Капитальная устойчивость банка |
11. Кредитно-инвестиционная политика банка |
12. Эмиссионно-учредительская и фондовая политика банка |
Трехмерный классификатор
финансового менеджмента в
1. Фронтальный блок представляет
собой систему управления по
разработке комплексных
2. Верхний блок представляет
собой набор операционных
3. Правый блок представляет
собой разработку
Итак, финансовый менеджмент
реализует сложную систему
3. Пути совершенствования финансового менеджмента в банках второго уровня в Республике Казахстан
3.1 Совершенствование управления банковскими рисками
Казахстанские коммерческие
банки, как субъект рыночной экономики,
в своей деятельности неизбежно
сталкиваются с риском. Воздействие
внутренних и внешних факторов экономической
среды, в которой функционируют
кредитные институты, непредсказуемость
результатов работы банков, заставляет
уделять внимание качеству управления
риском банковской деятельности. В
силу специфики банковского бизнеса,
риск является обязательным и непременным
условием. Любая банковская операция
или в целом составные части
банковского дела на практике связаны
с угрозами потерь, которые в одних
случаях можно предсказать
Система управления банковскими рисками - это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.
Эта система управления может
быть описана на основе разных критериев.
Исходя из видов банковских рисков,
в этой системе можно выделить
блоки управления кредитным риском,
риском несбалансированной ликвидности,
процентным, операционным, потери доходности,
а также комплексные блоки, связанные
с рисками, возникающими в процессе
отдельных направлений
Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.
Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.
Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.
Наконец, в аспекте организации
процесса управления рисками рассматриваемая
система предполагает выделение
следующих элементов
- субъекты управления;
- идентификация риска;
- оценка степени риска;
- мониторинг риска.
Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы.
Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческих банках