Формирование операционного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы явилось исследование организации формирования операционного бюджета на предприятии. Для достижения поставленной цели в курсовой работе изучены:
1. Назначение, цели и функции бюджетирования;
2. Методика составления операционного бюджета в организации.

Содержание работы

Введение
1 Теоретический аспект формирования бюджета предприятия……………….
1.1Понятие и сущность бюджетирования
1.2 Методика формирования операционного бюджета
2 Формирование операционного бюджета ОАО «Тулинская мебельная фабрика» на 2014 год
3 Мероприятия по совершенствованию формирования операционного бюджета ОАО «Тулинская мебельная фабрика»
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

с приложениями.docx

— 78.69 Кб (Скачать файл)

- прогнозный баланс.

Некоторые предприятия считают достаточным составление только одного бюджета: доходов и расходов или движения денежных средств. Однако для эффективного планирования деятельности компании на выходе целесообразно получать все три бюджетные формы. Бюджетом доходов и расходов определяется экономическая эффективность предприятия, в бюджете движения денежных средств непосредственно планируют финансовые потоки, а прогнозный баланс отражает экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. Вряд ли финансовым директорам нужно объяснять, что при отсутствии хотя бы одного из трех бюджетов картина планирования будет неполной.

Все итоговые формы заполняются на основании операционных бюджетов (бюджета продаж, бюджета производства и др.). Нужно отметить, что после составления бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса работа по планированию не заканчивается. Во-первых, полученные данные являются исходными для управленческого анализа, например для расчета коэффициентов. А во-вторых, начинается стадия коррекции, согласований, решения проблемных вопросов. Весь процесс бюджетирования выходит на второй круг, и в результате одна часть количественной информации переходит в категорию «обязательной к исполнению», а другая - в категорию ближайших уточненных планов.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методика формирования операционного бюджета

 

Операционный бюджет включает в себя:

  1. бюджет продаж;
  2. График поступления денежных средств от продаж;
  3. Бюджет запасов готовой продукции;
  4. Бюджет производства
  5. Бюджет прямых затрат на материалы;
  6. Бюджет прямых затрат на оплату труда;
  7. Бюджет общепроизводственных расходов;
  8. Расчет себестоимости реализованной продукции;
  9. Бюджет коммерческих расходов;
  10. Бюджет управленческих расходов;
  11. Бюджет доходов и расходов
  12. Любое планирование в условиях рынка начинается с прогноза продаж. Прогнозирование объема продаж является отправным моментом бюджетирования.

Бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по организации в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода. Это наиболее важный этап бюджетирования, остальные бюджеты зависят в основном от объема реализации продукции.

Планы прямых материальных и трудовых затрат, сметы коммерческих расходов, бюджеты денежных потоков, напрямую связаны с объемом продаж.

При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом служат ожидаемые данные объема продаж предыдущего периода. Эта величина изменяется в текущем году под влиянием целого ряда факторов, которые следует принять во внимание руководством организации. Для этого при подготовке бюджета продаж следует проанализировать:

- цены и объем  реализации каждого вида продуктов  в настоящем и прошедшем периоде;

-  цены конкурентов;

- долю рынка по  сравнению с конкурентами;

- сезонный фактор;

- текущие заказы;

- затраты на рекламу и маркетинг;

- анализ сильных и слабых сторон организации, возможности и опасности.

Бюджет продаж составляется с разбивкой:

- по периодам;

- по видам продукции;

- по географическим  регионам;

- по продавцам;

- по покупателям.

Существует следующая последовательность составления бюджета продаж:

1)   Определение объема продаж каждого продукта  на первый месяц бюджетного периода в натуральном выражении.

2)    Определение возможной цены каждого продукта на первый месяц.

3)   Расчет объема продаж за месяц для каждого продукта - для этого следует умножить цену, установленную для каждого продукта на его количество в натуральном выражении.

4) Определение возможной динамики цен (среднемесячный темп инфляции %) и динамики сбыта (темп среднемесячного роста объема продаж %) на бюджетный период.

5) Определение динамики продаж каждого продукта по месяцам - умножение объема продаж каждого продукта за первый месяц бюджетного периода на соответствующие темпы роста.

6)  Расчет объема продаж за год по каждому продукту - суммирование за все месяцы бюджетного периода значений в каждом месяце.

7) Определение объема продаж по всем продуктам по месяцам бюджетного периода.

  1. После того, как сформирован бюджет продаж необходимо определить денежные поступления от этих продаж. Продукция может быть продана за наличный или безналичный расчет.

Наличный расчет – денежные средства поступают сразу в момент реализации.

Безналичный расчет -  возникает дебиторская задолженность.

В случае предоплаты возникает кредиторская задолженность.

Инкассация, то есть превращение дебиторской задолженности в денежные средства может осуществляться не единовременно. Для планирования этого процесса используют коэффициент инкассации, который определяется по формуле

 

                                                                                                                                ( 1)

 

где ∆ДЗ – изменение дебиторской задолженности в соответствующем периоде, VПр – объем продаж в соответствующем периоде.

Коэффициент инкассации показывает, какая часть отгруженной продукции будет оплачена сразу в месяцы отгрузки, во второй месяц после отгрузки и так далее.

Значение коэффициента определяется на основе анализа погашения ДЗ в предыдущих периодах.

  1. Бюджет производства  и бюджет продаж в количественном выражении не совпадают друг с другом. Они различаются между собой на величину запасов готовой продукции, планирование и использование которых необходимо для бесперебойного хода производственного процесса и процесса реализации продукции.

Бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запасах по видам продукции, по организации в целом и по отдельным бизнесам внутри нее в натуральных и стоимостных показателях. Он может быть объединен с бюджетом производства, входить в его состав.

Бюджет запасов готовой продукции рассчитывается на начало и на конец бюджетного периода. На начало периода величина запасов устанавливается исходя из ожидаемых остатков на конец текущего (отчетного) года и включает:

– фактические или ожидаемые остатки готовых изделий на складе;

– продукцию отгруженную, по которой срок оплаты не наступил;

– продукция, не оплаченная в срок покупателями;

– продукция, находящаяся на ответственном хранении у покупателей.

  1. После того как составлен бюджет продаж, и бюджет запасов готовой продукции начинается подготовка бюджета производства. Он составляется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства, соответствующего подразделения.

На основе бюджета производства определяются затем соответствующие затраты в стоимостных показателях.

Основная цель бюджета производства – обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения потребительского спроса и поддержания на экономически целесообразном уровне величины товарно-материальных запасов.

Решение о структуре производства продукции организация обосновывает прогнозируемым спросом (отраженным в бюджете продаж) и предлагаемым объемом запасов на конец планируемого периода (с учетом ожидаемого запаса).

 

 

 

Общий объем производства для каждого вида продукции определяется по следующей формуле :

 

                                                                            (2)

 

где VП пл – планируемый объем производства, Бпр – бюджет продаж, З к.п. – запас на конец бюджетного периода, З н.п. – запас на начало бюджетного  периода (ожидаемый).

Полный бюджет производства определяется суммированием объема производства по каждому виду продукции в денежных единицах.

На основе бюджета производства составляются бюджеты прямых материальных затрат, бюджет закупок основных материалов, бюджет прямых затрат на оплату труда. Данные этих бюджетов дают возможность выразить стоимостную оценку объема производства, так как она является результатом взаимодействия всех видов используемых ресурсов: материальных, трудовых, финансовых.

  1. Имея данные об объемах производства можно приступить к разработке бюджета прямых материальных затрат.

Бюджет прямых материальных затрат включает три составные части:

- бюджет основных материалов;

- бюджет запасов материалов на начало и конец бюджетного периода;

- бюджет закупок материалов.

Они взаимосвязаны между собой: бюджет основных материалов служит основой бюджета закупок материалов, запасы материалов являются составной частью бюджета закупок, все вместе используются для обоснования производственной программы.

Чтобы составить годовой бюджет прямых материальных производственных затрат необходима следующая информация:

1) объем производства  в единицах;

2) количество материалов, требующихся для изготовления  единицы продукции;

3) стоимость единицы  каждого вида материалов.

С помощью этой информации определяются нормативные прямые материальные затраты на производство единицы продукции, которые, в свою очередь, устанавливают бюджетный уровень прямых материальных затрат и являются основой при разработке бюджета закупок прямых материалов.

Количество материалов, которое необходимо заготовить в бюджетном периоде определяется по следующей формуле:

 

                                                                      (3)

 

где VМ – объем закупок материалов (в натуральном выражении), Рм – расход материалов за период, З к.п. – остаток запасов на конец периода, З н.п. – остаток запасов на начало периода.

Последовательность составления бюджета прямых материальных затрат:

1) Определение наиболее важных видов сырья и материалов, необходимых для производства продукции.

2) Расчет нормы расхода сырья и материалов на единицу подлежащей изготовлению продукции или на весь объем продаж в соответствии с долей прямых материальных затрат.

3) Прогноз изменения в структуре прямых материальных затрат (за счет изменения норм расхода материалов, цен на какие-либо виды сырья и материалов) необходимо скорректировать в соответствующем месяце бюджетного периода.

Информация о работе Формирование операционного бюджета