Лизинг и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:23, реферат

Описание работы

Еще до кризиса требование залога или поручительства могло быть включено в лизинговый договор, если в лизинг оформлялось низколиквидное оборудование. Ведь в случае разрыва договора и возвращения такого имущества лизинговой компании его было бы очень трудно продать. Вот лизингодатель и страховался.
Сегодня же использование упомянутых страховых механизмов практикуется все шире, даже если в лизинг оформляется ликвидное имущество вроде автотранспорта или дорожной техники. С помощью этой страховки лизингодатель пытается искусственно повысить благонадежность клиента.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Сущность лизинга………………………………………………………
Разновидности лизинга………………………………………………..
Процесс становления лизинговых отношений в России …………….
Проблемы лизинга в России и пути решения
4.1 Правовое регулирование лизинга…………………………………..
Перспективы развития лизинга в стране……………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………
Практическое задание……………………………………………………

Файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 69.89 Кб (Скачать файл)

«Проблемы недобросовестности, но уже со стороны лизинговых компаний, возникли после отмены лицензирования этого вида деятельности. Продавцы (поставщики, производители) уже не могут отделить лизинговую компанию от псевдолизинговой, которая на самом деле, может, и не занимается лизингом, и, соответственно, это затрудняет предоставление ими скидок и отсрочек настоящим лизинговым компаниям».

Еще одним проблемным моментом является следующий: в соответствии со ст.665 ГК РФ лизингополучатель вправе самостоятельно выбрать объект лизинга  и сообщить о нем лизингодателю либо оставить выбор лизингового имущества на усмотрение лизингодателя. На практике возникает вопрос, каким образом лизингополучатель может воспользоваться принадлежащим ему правом выбора, если реализация этого права тем или иным субъектом правоотношений влечет различные правовые последствия. Заключая договор финансового лизинга, в котором указан определенный без участия лизингополучателя объект лизинга или продавец, пользователь тем самым соглашается на предложенные лизингодателем условия договора. Фактически выбор продавца товара и объекта лизинга произвел лизингодатель, лизингополучатель же лишь согласился с ним.

«Согласно четвертому абзацу п.1 ст.4 Закона о финансовой аренде продавец может одновременно выступать в  качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. Данная правовая норма отличается рядом  недостатков:

- прежде всего, представляется  юридически некорректной формулировка "в пределах одного лизингового  правоотношения", поскольку лизинговое  правоотношение является сложным,  комплексным правоотношением, в  состав которого входит ряд  самостоятельных правоотношений  или гражданско-правовых договоров,  включая договоры лизинга, купли-продажи,  оказания сервисных услуг и  другие;

- рассматриваемая правовая  норма вступает в серьезные  противоречия с положениями ст.670 ГК РФ, закрепляющими ответственность  продавца по договору лизинга.  Согласно абзацу второму п.1 ст.670 ГК РФ в отношениях с продавцом  арендатор (лизингополучатель) и  арендодатель (лизингодатель) выступают  как солидарные кредиторы, которые  вправе предъявить к должнику (продавцу) солидарные требования. Норма  абзаца четвертого п.1 ст.4 Закона исключает возможность привлечения продавца (лизингополучателя) к ответственности за неисполнение обязательств по договору купли-продажи;

- в предложенной законодателем  конструкции лизингополучатель  является субъектом договора  лизинга, которому во владение  и пользование передается имущество,  приобретенное лизингодателем в  собственность у продавца по  договору купли-продажи. Продавец  является третьим лицом по  отношению к сторонам договора  лизинга;

- продавец является субъектом  договора купли-продажи, заключенного  лизингодателем в пользу третьего  лица (лизингополучателя). По данному  договору продавец (должник) обязан  перед лизингодателем (кредитором) выполнить обязательство по передаче  товара (предмета лизинга) лизингополучателю  (третьему лицу). Согласно п.2 ст.10 Закона о финансовой аренде при осуществлении лизинга лизингополучатель (продавец, кредитор в договоре купли-продажи) вправе предъявить непосредственно продавцу (должнику в договоре купли-продажи) предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством и договором купли-продажи, заключенным между продавцом (лизингополучателем) и лизингодателем. Однако в соответствии с п.1 ст.4 Закона при исполнении договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем, в обязательстве по передаче товара третьему лицу продавец (должник) и лизингополучатель (кредитор) совпадают в одном лице. Согласно ст.413 ГК РФ обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице;

- продавец, исполняя договор  купли-продажи, обязан передать  лизингодателю (покупателю) имущество  в собственность, то есть к  покупателю переходят все три  правомочия собственника - правомочия  владения, пользования и распоряжения. Продавцу (лизингополучателю) от  лизингодателя переходят два  правомочия - правомочие владения  и пользования. При этом продавец, передавая правомочия собственника, является не только субъектом договора купли-продажи, но и субъектом договора лизинга (лизингополучателем), что противоречит общеправовым нормам».

Наличие данной нормы в  Законе позволяет недобросовестным участникам гражданско-правового (коммерческого) оборота злоупотреблять правом.

В Законе о финансовой аренде предусматриваются меры государственной  поддержки лизинговой деятельности. Ими могут быть:

- предоставление инвестиционных  кредитов для реализации лизинговых  проектов;

- финансирование из федерального  бюджета и предоставление государственных  гарантий для реализации лизинговых  проектов;

- создание залоговых фондов  для обеспечения банковских инвестиций  в лизинг с использованием  государственного имущества; 

- предоставление в законодательном  порядке налоговых и кредитных  льгот лизинговым компаниям для  создания благоприятных экономических  условий их деятельности;

- предоставление лизингодателям  для стимулирования обновления  машин и оборудования дополнительно,  наряду с применением механизма  ускоренной амортизации, права  списания в качестве амортизационных  отчислений от 35 процентов первоначальной  стоимости основных фондов, срок  службы которых более чем три  года, в первый год их эксплуатации;

- создание фонда государственных  гарантий по экспорту при осуществлении  международного лизинга отечественных  машин и оборудования.

Однако прямого действия они не имеют, а нормативные акты по ним не изданы. Поэтому в каждом отдельном случае для получения  государственной поддержки приходится обращаться в Правительство РФ. Для  примера приведем ряд таких постановлений  Правительства РФ:

- Постановление Правительства  РФ от 02.04.2009г. №295 «О предоставлении  субсидий организациям рыбохозяйственного комплекса на возмещение части затрат на уплату…лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008- 2010 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях»;

- Постановление Правительства  РФ от 26.06.2002г. №466 «О порядке  возмещения российским авиакомпаниям  части затрат на уплату лизинговых  платежей за воздушные суда  российского производства, полученные  ими от российских лизинговых  компаний по договорам лизинга,…»;

- Постановление Правительства  РФ от 27.04.1999г. №467 «О мерах по  государственной поддержке лизинга  сельскохозяйственной техники и  оборудования».

 

 

5.Перспективы развития лизинга в стране

 

Для сохранения положительной  динамики показателей российского  рынка лизинга необходима экономическая  и политическая стабильность в стране.

Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще  довольно длительный период будут ощущаться  его последствия. Значительная часть  предприятий и организаций проводит консервативную политику в части  осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это  обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования  лизинговой деятельности, сложности  с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового  состояния клиентов сдерживают сегодня  дальнейшее развитие рынка лизинга.

В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал «Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации  по всем группам имущества. Это означает в данном случае лишение договоров  лизинга имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему  обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в  результате убытков от увеличения налоговой  нагрузки из-за невозможности ускоренного  списания затрат. Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность  ускоренной амортизации, пока оценить  трудно. Заинтересованной стороной такой  отмены могут быть Минфин и Федеральная  налоговая служба РФ, предполагая  повышение налоговых сборов. «Минфин  расценивает в качестве двойной  выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. Также появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения» . Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.

В настоящее время отмена повышающих коэффициентов к норме  амортизации при лизинге противоречит курсу страны на модернизацию экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств  модернизации бизнеса. Кроме того, для  малого и среднего бизнеса лизинг—  практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.

Высокая степень износа основных фондов в России означает необходимость  поддержки механизма лизинга  государством. Безусловно, развитие государственных  программ и лизинговых компаний—  это очень правильный инструмент экономической и промышленной политики. Но не менее важно сохранить и простимулировать рыночный сектор лизинга.

«Минэкономразвития планирует внести изменения в Закон о финансовой аренде. В частности, поправками предполагается упростить порядок изъятия предмета лизинга, узаконить повторный лизинг, а также ввести понятие лизинга для физических лиц». Ожидается, что новации в законодательстве приведут к росту рынка. За счет узаконивания вторичного лизинга рынок увеличится, так как по сути это альтернатива кредитованию под залог основных средств, но с меньшими рисками для кредитора. Также изменения порядка взыскания позволят снизить затраты лизинговых компаний, что сделает более доступными их услуги. По проекту Минэкономразвития поправки упрощают процедуру возврата предмета лизинга, если клиент неоднократно нарушит условия договора, тогда лизинговой компании достаточно только исполнительной подписи нотариуса, чтобы изъять предмет лизинга.

Минусов от планируемых законодательных  поправок также достаточно. Изменения  процесса изъятия предмета лизинга— процедура, предлагаемая взамен существующей, по своей специфике несколько сложнее, чем та, что есть сейчас, это приведет к росту издержек лизингодателей. Что касается повторного лизинга, то возможные поправки открывают поле для широкой трактовки лизинга, превращая его в некий механизм аренды, то есть переведет лизинг из инвестиционного вида деятельности, действующего на особых условиях, в сферу аренды или проката. Это может послужить поводом к отмене существующих налоговых преференций для лизингополучателей и сведет к нулю все преимущества лизинга как средства обновления основных средств.

«В среднесрочном периоде  рынок лизинга для малого бизнеса  будет расти, но устойчивость этого  роста остается под вопросом в  связи с недостатком у государства  финансовых средств для стимулирования и преобразования экономики и инертностью бизнеса».

На фоне неблагоприятных  изменений инвестиционного климата, общего сокращения деловой активности государственное вмешательство  и регулирование рынка лизинговых услуг может сыграть стабилизирующую  роль. Есть два пути такого регулирования. Первый — связан общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот и привилегий всем его участникам. Здесь могут использоваться разнообразные формы и методы, они включают и налоговые, и финансовые, и административные рычаги. К этой же группе следует отнести и общие меры стимулирования инвестиционной активности, которые опосредованно повлияют и на лизинговую деятельность. Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно ориентированных лизинговых компаний, то есть он связан с селективной поддержкой отдельных участников рынка. Именно этот вариант по существу и реализуется. Такая форма поддержки со стороны государства представляется оправданной и объяснимой в сложившихся обстоятельствах, она во многом соответствует существующим традициям. Однако она не может оказать существенного стимулирующего воздействия на рынок в перспективе. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно ориентированными. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций.

Прогнозируют, что лизинговой отрасли в ближайшие несколько  лет будут свойственны следующие  основные черты:

- укрепление позиций компаний  с государственным участием (напрямую, любо через материнский банк);

- уход с рынка части  мелких лизинговых компаний;

- появление новых участников  лизингового рынка, в том числе  с иностранным участием (например, стран Азии);

- объем рынка лизинга  в 2011 году вырастет примерно  на 15 - 20%, по сравнению с показателями 2010 года. В дальнейшем тенденция  роста сохраниться, но не большими  темпами, по 30% в год;

- обострятся проблемы  с возмещением НДС;

- в структуре сделок  возрастет роль государственных  учреждений и крупных компаний.

 

 

Заключение

 

Лизинг традиционно рассматривают  с двух точек зрения, экономической, как вид инвестиционной деятельности, и правовой, как вид гражданского договора. Официальное определение  лизинга или как его еще  называют финансовой аренды дано в  Законе о финансовой аренде: «лизинг - это совокупность экономических  и правовых отношений, возникающих  в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением  предмета лизинга. Договор лизинга  – это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность  указанное арендатором (лизингополучателем) или арендодателем (лизингодателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю  это имущество за плату во временное  владение и пользование».

Информация о работе Лизинг и его разновидности