Лизинг как метод финансирования: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - изучить такой вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его развитию.
Задачи:
- ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в России отношения по поводу финансовой аренды;
- выявить возможные пробелы в законодательстве либо противоречия одних норм другим;
- познакомиться с основными точками зрения на проблемы лизинга, освещаемыми в литературе, в том числе специализированных журналах, где исследуются практические стороны функционирования экономических институтов;
- попытаться выделить проблемы развития лизинга в России и предложить пути их решения;
- рассмотреть общие тенденции лизинговой деятельности в России путем изучения статей обозревателей или специалистов этой отрасли;
- и, наконец, разобраться в структуре, механизме осуществления лизинга, его сущности и разнообразии форм его существования.

Содержание работы

Введение 3
1 Глава. Теоретические основы лизинга
1.1 Сущность лизинга и его значение в развитии экономики 6
1.2 Виды лизинга 10
1.3 Субъекты лизинга 19
2 Глава. Лизинг в России: проблемы и пути решения
2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России 20
2.2 Проблемы лизинга в России и пути решения 28
2.3 Факторы, сдерживающие развитие лизинга 33
2.4 Налогообложение лизинговой деятельности 36
2.5 Перспективы развития лизинга в России 38
Заключение 42
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

корпоративные финансы.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Пятый период – 2006 - 2007 годы (быстрое расширение рынка).

2006 год ознаменовался приростом объема профинансированных средств на фоне роста российской экономики при поддержке государством развития лизинга, а 2007 год стал самым успешным для российского лизингового рынка, в частности, для такого его крупного сегмента как автомобильный лизинг.

Шестой период – 2008 - 2009 годы.

Кризисные явления в экономике привели  к резкому сокращению рынка лизинга  в России. Большинство лизинговых компаний столкнулось с острой нехваткой  денежных средств, необходимых для  финансирования сделок. Банки, которые являются основным источником финансирования для лизингодателей, резко подняли процентные ставки, а в ряде случаев полностью отказались от предоставления кредитов. Объемы собственных средств лизинговых компаний оказались недостаточными для ведения активной деятельности. С развитием кризиса лизингополучателям становилось все труднее платить лизинговые платежи, что привело к возникновению серьезных просрочек и задолженностей перед лизингодателями.

В первом полугодии 2008 года наблюдался рост количества и объемов заключенных лизинговых сделок, лизинг активно развивался в регионах. Во втором полугодии произошло резкое падение объемов и количества сделок. В первом полугодии 2009 года ситуация оставалась напряженной и только во втором полугодии зафиксировано замедление темпов сокращения объема рынка лизинга. В целом за 2009 год зафиксировано двукратное падение объемов лизинга. Существенно снижался и спрос на услуги лизинга. Число обращений в лизинговые компании сократилось по сравнению с 2008 годом почти на 10%. Основной тенденцией 2009 года является рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, имеющих отношение к государственному капиталу. Сильнее всего пострадал лизинг энергетического оборудования. Падение наблюдалось и в большинстве сегментов сделок с оборудованием, за исключением телекоммуникационного и нефтегазового.

Седьмой период- с 2010 года.

За девять месяцев 2010 года рынок лизинга демонстрирует уверенный рост. Объем нового бизнеса составил 420 млрд.рублей, темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 127%.

Рост спроса на лизинговые услуги наблюдался практически во всех сегментах  рынка, активно росли сегменты автотехники  и строительного оборудования.

Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия. Значительная часть предприятий и организаций проводит консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств.

Для устойчивого развития лизинга  необходима стабильность как финансовая, так и правовая. Но именно в 2009- 2010 годах в дополнение к нестабильности экономики произошли и негативные изменения в правовой базе финансовой аренды. С 2009 года была отменена ускоренная амортизация для 1- 3 групп имущества, а в 2010 году Министерство финансов РФ (Минфин РФ) предложило поставить под сомнение необходимость ускоренной амортизации по всему остальному спектру имущества.

Восьмой период – 2011 год

По прогнозам «Рослизинга», по итогам 2011 года сохранение положительной динамики роста рынка. Темп роста рынка не превысил 40% в год.

Сохранения в первом полугодии динамики роста рынка, это обусловлено высоким уровнем износа основных средств в стране и потребностью в их модернизации. Лизинг дает возможность компаниям, не обладающим достаточными оборотными средствами, получать требуемое оборудование в случаях, когда у них затруднен доступ к источникам прямого банковского кредитования или имеются иные причины, по которым компания не хочет показывать в своем балансе заемные средства. Росту лизингового рынка содействует стабилизирующаяся экономическая ситуация в стране, а соответственно, и стабилизация финансового состояния лизингополучателей; а также смягчение критериев оценки рисков со стороны лизинговых компаний.

Драйверам роста рынка сегменты лизинга железнодорожной техники, лизинг авиатехники, лизинг грузового и легкового автотранспорта. То есть сегменты, относящиеся к транспортной отрасли. Огромная территория нашей страны обуславливает ключевую роль транспорта в развитии всей экономики. Для обеспечения полноценной экономической активности каждого региона задействовано большое количество транспортных средств, которые со временем изнашиваются и требуют модернизации. А наиболее удобным и выгодным способом обновления транспортного парка для предприятий является механизм лизинга. В качестве отдельного нового фактора можно выделить аварию теплохода «Булгария» и крушение самолета в Ярославле. Эти трагедии должны стать импульсом для обширной модернизации речного флота и авиации. Крупные федеральные лизинговые компании стремятся выйти на рынок лизинга легковых автомобилей, поскольку данный вид предметов лизинга является наиболее ликвидным. Соответственно, в этом сегменте рынка можно прогнозировать обострение конкуренции.

Девятый период – 2012 год

Рынок лизинга быстро растет –  почти в два раза быстрее ожиданий лизингодателей (прирост новых сделок за 1 полугодие 2012 года – 34%). Однако дальнейшее развитие может быть ограничено растущими ставками по кредитам (за последние 12 месяцев ставки для заемщиков увеличились среднем на 1-2 п. п.) – как из-за сомнений в макроэкономической стабильности, так и вследствие изменений банковского регулирования. И если на макроэкономику лизинговые компании повлиять не могут, то предпринять меры для соответствия меняющимся требованиям банков им под силу. В частности, избежать повышения процентных ставок им может помочь получение рейтинга кредитоспособности. Прирост новых лизинговых сделок за январь-июнь составил 34%, хотя участники рынка ожидали темпы прироста не выше 20% по итогам всего года. Несмотря на то, что основным локомотивом роста рынка остается железнодорожная техника (на нее пришлось 55% новых сделок), остальные сегменты рынка росли сопоставимыми темпами. Темпы прироста лизинговых сделок в целом по всем сегментам без учета ж/д техники составили 30%.Успешное развитие рынка может быть заторможено обострившимися проблемами фондирования. Нестабильность на рынках стран еврозоны и колебания мировых цен на нефть обусловили повышение стоимости заемного финансирования. Кроме того, компании попадают между двух огней: ужесточение требований ЦБ вынуждает банки повышать дисконты по залогам, а рост конкуренции на лизинговом рынке заставляет лизингодателей снижать размер аванса. В результате лизинговые компании вынуждены вкладывать больше собственных средств в реализуемые сделки.

Ужесточив регулятивные требования к  банкам, Центральный Банк одновременно существенно расширил сферу применения рейтингов кредитоспособности. В борьбе за повышение прозрачности банковской деятельности и для стимулирования вложений в малый бизнес банковские инструкции теперь предусматривают повышенный коэффициент риска по многим группам заемщиков (за исключением стратегических предприятий и кредитов менее 5 млн рублей). В то же время избежать такого коэффициента по кредитам смогут заемщики (в том числе и лизинговые компании), имеющие рейтинг кредитоспособности определенного уровня. В условиях нестабильности на международных рынках капитала большинство отечественных лизингодателей ориентируются на привлечение средств преимущественно внутри страны. Этим можно объяснить отсутствие роста популярности МСФО: число лизинговых компаний, составляющих отчетность по МСФО, в 2011 году не изменилось и составило 34. При этом в предыдущие два года их число сокращалось – в 2009-м их было 37, а в 2008-м – 42.

Динамика сделок в 1 полугодии опережает  прогнозы и позволяет ожидать прироста рынка на уровне 30%. По нашей оценке, темп прироста новых сделок превысит ожидания участников рынка (на начало года они составляли 20%) и достигнет 30%.  

 

Десятый период – 2013 год

Эксперты прогнозируют, что в 2013 году темпы роста рынка лизинга останутся быстрыми - при условии, конечно, что турбулентную мировую экономику не захлестнет волна нового финансового кризиса. 

 

2.2 Проблемы лизинга в России и пути решения

Российское законодательство предусматривает  только один вид лизинговой деятельности - финансовая аренда, который в зависимости от того, резидентами какой страны являются субъекты договора лизинга, подразделяется на внутренний и международный. Данная классификация не отражает все многообразие форм лизинговых отношений, фактически осуществляемых в России и законодательного урегулирования которых желают многие участники лизингового рынка. Однако реализация подобных сделок несет в себе существенные налоговые риски, так как отдельные нормы, содержащие недостаточно четкие определения ряда понятий, трактуются не в пользу лизинговых компаний.

Отрасли, где инновационная активность высока, особенно заинтересованы в оперативном лизинге. К примеру, современное компьютерное оборудование, которое морально устаревает очень быстро, нуждается в замене гораздо раньше истечения срока его физической амортизации. В этом случае лучше оперативного лизинга инструмента стимулирования не придумать.

Насущна также проблема увязки лизингового  законодательства с законодательством  в области охраны и использования  программных продуктов. Современное  высокотехнологичное оборудование, применяемое в различных отраслях экономики (не говоря уже о телекоммуникационном и компьютерном оборудовании), включает программное обеспечение, стоимость которого может быть даже выше стоимости комплектующих (например, при внедрении некоторых автоматизированных систем управления). Однако по законодательству программное обеспечение не относится к основным средствам, что создает трудности при передаче в лизинг соответствующего оборудования.  

Сделки  оперативного лизинга могут быть реализованы в России либо в виде аренды, либо путем создания дополнительного юридического лица, которое для осуществления сделки выступит продавцом оборудования, как того требует Закон о финансовой аренде. В то же время помимо излишних юридических процедур отсутствие законодательного признания оперативного лизинга обусловливает дополнительный налоговый риск для участников сделки. В результате возникают почти непреодолимые законодательные препятствия при оформлении договоров и необходимость поиска способов обойти законодательные тупики. Многие предприниматели предпочитают не использовать оперативный лизинг, а значит, не получают доступа к отличному инструменту модернизации и внедрения современных технологий.

В ряде случаев оперативный лизинг выгоднее и удобнее финансовой аренды. Оперативный лизинг нужен, когда лизингополучатель не хочет или не может позволить себе выкупить предмет лизинга. Оперативный лизинг хорош между лизингодателем и лизингополучателем постоянный клиент может рассчитывать на льготы и преференции. К тому же, ежемесячные платежи по оперативному лизингу могут быть ниже, чем при финансовом, поскольку предмет лизинга не переходит в собственность лизингополучателя. Лизинговая компания впоследствии может реализовать предмет на вторичном рынке, сдать его в оперативный лизинг еще раз. Данная схема особенно полезна для малого и среднего бизнеса. Для предпринимателей оперативный лизинг – это оптимальное решение в случаях, когда необходима срочная аренда того или иного оборудования в отсутствии необходимости его полного выкупа. И тем, что в случае возникновения долговременных отношений.

При дальнейшем совершенствование  российского законодательства о  лизинге целесообразным представляется, прежде всего, правовое признание оперативного лизинга и введение данного понятия  в Закон о финансовой аренде.

Аналогичная ситуация обстоит и с возвратным лизингом. Такая сделка является альтернативой банковскому займу, но более доступной. Однако налоговые органы традиционно усматривают в возвратном лизинге схему ухода от налогов и легализацию доходов, полученных незаконным путем. Ведь имущество «остается на месте» - зато результатом сделки становятся налоговые преимущества ее участников. Это не только появление права на возврат НДС (налог на добавленную стоимость) из бюджета, но и льготы по налогу на прибыль и на имущество. Однако Высший арбитражный суд Российской Федерации в ряде постановлений пришел к выводу, что такие сделки «экономически обоснованы, имеют разумные хозяйственные мотивы и цели для обеих сторон», и поэтому не направлены на необоснованную налоговую экономию. Несмотря на эти решения из-за претензий налоговых органов число сделок по возвратному лизингу существенно сократилось - компании опасаются разбирательств в судах.

Недостатком существующего законодательства в области лизинга считается  также невозможность повторной сдачи имущества в лизинг. Дело в том, что налоговые органы признают сделку лизинговой, а значит, лизинговая компания получит все причитающиеся ей льготы (возможность включения лизинговых платежей в расходы, ускоренная амортизация объекта лизинга, и, как следствие, уменьшение налога на имущество) лишь в том разрыва контракта ей остается либо снова его купить и тогда уже сдавать в аренду, либо кому-то случае, если она покупает объект под заказ конкретного заказчика. В случае продать.

На сегодняшний день самым сложным для лизинговых компаний направлением является лизинг недвижимости. Причем на рынке имеется огромный спрос на данный вид услуг, и у лизинговых компаний есть желание их осуществлять. Единственной проблемой является непроработанная законодательная база, в которой не прописан порядок регистрации прав на недвижимое имущество для случаев лизинговых сделок.

Выгода лизинга недвижимости состоит  в том, что объект переходит в  собственность лизингополучателя  после полного расчета с лизинговой компанией. Это означает, что у предприятий появляется возможность сэкономить на налоге на имущество и налоге на прибыль. Кроме того, НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей, возвращается предприятию.

Совершенствование законодательства в сфере лизинга недвижимости представляется очень важным направлением, поскольку этот инструмент обладает массой преимуществ перед другими способами сделок. В отличие от использования классической аренды объектов недвижимости механизм лизинга позволяет после окончания действия договора лизинга получить недвижимость в собственность по заранее установленной цене. В отличие от договора аренды, в котором арендодатель вправе изменять арендные ставки один раз в год, при заключении лизинговой сделки размеры лизинговых платежей согласовываются на первоначальном этапе и, как правило, не изменяются в течение всего срока лизинга.

В сравнении с ипотечным кредитом преимущества лизинга заключаются  в отсутствии обязательств по залогу, так как имущество находится  на балансе лизингодателя.

Большие сложности возникают с  приобретением в лизинг объектов незавершенного строительства. На практике такие объекты не подлежат передаче в лизинг, поскольку они не могут  быть использованы в предпринимательстве.

Серьезной проблемой для лизинга  зданий и сооружений является непрозрачность этого рынка. Продавцы недвижимости в целях ухода от налогов нередко умышленно занижают стоимость объекта недвижимости. В то же время составить график лизинговых платежей невозможно, не указав реальную стоимость объекта.

Информация о работе Лизинг как метод финансирования: проблемы и пути их решения