Лизинг как метод финансирования: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - изучить такой вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его развитию.
Задачи:
- ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в России отношения по поводу финансовой аренды;
- выявить возможные пробелы в законодательстве либо противоречия одних норм другим;
- познакомиться с основными точками зрения на проблемы лизинга, освещаемыми в литературе, в том числе специализированных журналах, где исследуются практические стороны функционирования экономических институтов;
- попытаться выделить проблемы развития лизинга в России и предложить пути их решения;
- рассмотреть общие тенденции лизинговой деятельности в России путем изучения статей обозревателей или специалистов этой отрасли;
- и, наконец, разобраться в структуре, механизме осуществления лизинга, его сущности и разнообразии форм его существования.

Содержание работы

Введение 3
1 Глава. Теоретические основы лизинга
1.1 Сущность лизинга и его значение в развитии экономики 6
1.2 Виды лизинга 10
1.3 Субъекты лизинга 19
2 Глава. Лизинг в России: проблемы и пути решения
2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России 20
2.2 Проблемы лизинга в России и пути решения 28
2.3 Факторы, сдерживающие развитие лизинга 33
2.4 Налогообложение лизинговой деятельности 36
2.5 Перспективы развития лизинга в России 38
Заключение 42
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

корпоративные финансы.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

 

2.5 Перспективы развития лизинга в России   

Для сохранения положительной динамики показателей российского рынка лизинга необходима экономическая и политическая стабильность в стране.

Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться  его последствия. Значительная часть  предприятий и организаций проводит консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности, сложности с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового состояния клиентов сдерживают сегодня дальнейшее развитие рынка лизинга.

В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации по всем группам имущества. Это означает в данном случае лишение договоров лизинга имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в результате убытков от увеличения налоговой нагрузки из-за невозможности ускоренного списания затрат. Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность ускоренной амортизации, пока оценить трудно. Заинтересованной стороной такой отмены могут быть Минфин и Федеральная налоговая служба РФ, предполагая повышение налоговых сборов. Минфин расценивает в качестве двойной выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. Также появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения. Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.

В настоящее время отмена повышающих коэффициентов к норме амортизации  при лизинге противоречит курсу  страны на модернизацию экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств модернизации бизнеса. Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг - практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.

 Высокая степень износа основных  фондов в России означает необходимость  поддержки механизма лизинга государством. Безусловно, развитие государственных программ и лизинговых компаний - это очень правильный инструмент экономической и промышленной политики. Но не менее важно сохранить и простимулировать рыночный сектор лизинга.

Минэкономразвития планирует внести изменения в Закон о финансовой аренде. В частности, поправками предполагается упростить порядок изъятия предмета лизинга, узаконить повторный лизинг, а также ввести понятие лизинга для физических лиц. Ожидается, что новации в законодательстве приведут к росту рынка. За счет узаконивания вторичного лизинга рынок увеличится, так как по сути это альтернатива кредитованию под залог основных средств, но с меньшими рисками для кредитора. Также изменения порядка взыскания позволят снизить затраты лизинговых компаний, что сделает более доступными их услуги. По проекту Минэкономразвития поправки упрощают процедуру возврата предмета лизинга, если клиент неоднократно нарушит условия договора, тогда лизинговой компании достаточно только исполнительной подписи нотариуса, чтобы изъять предмет лизинга.

Минусов от планируемых законодательных  поправок также достаточно. Изменения  процесса изъятия предмета лизинга - процедура, предлагаемая взамен существующей, по своей специфике несколько сложнее, чем та, что есть сейчас, это приведет к росту издержек лизингодателей. Что касается повторного лизинга, то  возможные поправки открывают поле для широкой трактовки лизинга, превращая его в некий механизм аренды, то есть переведет лизинг из инвестиционного вида деятельности, действующего на особых условиях, в сферу аренды или проката. Это может послужить поводом к отмене существующих налоговых преференций для лизингополучателей и сведет к нулю все преимущества лизинга как средства обновления основных средств.

В среднесрочном периоде рынок лизинга для малого бизнеса будет расти, но устойчивость этого роста остается под вопросом в связи с недостатком у государства финансовых средств для стимулирования и преобразования экономики и инертностью бизнеса.

На фоне неблагоприятных изменений инвестиционного климата, общего сокращения деловой активности государственное вмешательство и регулирование рынка лизинговых услуг может сыграть стабилизирующую роль. Есть два пути такого регулирования. Первый - связан общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот и привилегий всем его участникам. Здесь могут использоваться разнообразные формы и методы, они включают и налоговые, и финансовые, и административные рычаги. К этой же группе следует отнести и общие меры стимулирования инвестиционной активности, которые опосредованно повлияют и на лизинговую деятельность. Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно ориентированных лизинговых компаний, то есть он связан с селективной поддержкой отдельных участников рынка. Именно этот вариант по существу и реализуется. Такая форма поддержки со стороны государства представляется оправданной и объяснимой в сложившихся обстоятельствах, она во многом соответствует существующим традициям. Однако она не может оказать существенного стимулирующего воздействия на рынок в перспективе. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно ориентированными. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций.

Прогнозируют, что лизинговой отрасли  в ближайшие несколько лет  будут свойственны следующие  основные черты:

- укрепление позиций компаний с государственным участием;

- уход с рынка части мелких  лизинговых компаний;

- появление новых участников  лизингового рынка, в том числе  с иностранным участием;

- обострятся проблемы с возмещением  НДС;

- в структуре сделок возрастет  роль государственных учреждений и крупных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лизинг традиционно рассматривают  с двух точек зрения, экономической, как вид инвестиционной деятельности, и правовой, как вид гражданского договора. Официальное определение  лизинга или как его еще называют финансовой аренды дано в Законе о финансовой аренде: «лизинг -  это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга – это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) или арендодателем (лизингодателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование».

Экономическое значение лизинга обусловлено  его сущностью и заключается  в том, что путем привлечения  финансовых ресурсов со стороны субъекты хозяйственной деятельности, не обладающие собственными свободными и достаточными денежными средствами, могут обновлять свой парк производственного оборудования (основных средств), обеспечивая тем саамы рост производительности труда, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг). Таким образом, лизинг- это инструмент модернизации экономики в масштабах всей страны.

В России на законодательном уровне признан только один вид лизинга - финансовая аренда, которая в зависимости от состава субъектов сделки, их принадлежности к той или иной стране, подразделяется на международный и внутренних лизинг. Однако такая классификация не вполне отражает все многообразие процессов и форм лизинговых операций, проводимых в настоящий момент на территории нашей страны. Многие участники лизингового бизнеса заявляют о необходимости узаконивания таких видов лизинга как оперативный и возвратный. Более детальной проработки требует лизинг недвижимого имущества в части регистрации сделок с лизинговым имуществом. Также следует рассмотреть вопрос о возможности физических лиц пользоваться услугами лизинга. Сейчас ГК РФ предусматривает использование лизингового имущества только в предпринимательской деятельности, исключая из категории пользователей обычных граждан, приобретающих имущество для личных, бытовых нужд. По мнению экспертов, включение в лизинг граждан смогло бы обеспечить стабильный рост таких секторов лизинга как автотранспорт и жилая недвижимость.

Субъектами лизинга или участниками  лизинговой деятельности являются лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик, производитель) и необязательная сторона лизинговой сделки, но возможная - страховщик. Ими могут быть как юридические, так и физические лица, за исключением некоторого условия, указанного выше.

В ходе изучения объекта контрольной работы был выявлен целых ряд факторов, препятствующих развитию лизинга в России. К основным из них и наиболее часто освещаемых относятся проблемы недостаточности правового регулирования финансовой аренды (частично о них было сказано выше) и проблемы налогообложения. Что касается первых, то в целом их можно охарактеризовать как несоответствие норм потребностям рынка в урегулировании вновь возникших форм лизинговых операций. Закон достаточно узко понимает категорию лизинга и оставляет без внимания все многообразие процессов в данной сфере гражданско-правовых взаимоотношений. Так, отсутствие требований к сроку действия договора финансовой аренды приводит к налоговым рискам и рискам лизингополучателя лизингодателя в отношении возврата выкупной стоимости имущества в случае досрочного расторжения договора. Вторая проблема и, пожалуй, самая насущная для лизингового бизнеса - это проводимая государством политика по отмене налоговых преференций в целях уравнения условий для ведения бизнеса для разных видов бизнеса, что не совсем  соотносится с политикой масштабной модернизации экономики страны.

Таким образом, назрела необходимость  системных изменений в существующее законодательство о финансовой аренде, приведение его в соответствие с  существующими реалиями экономики  и потребностями участников лизингового  рынка. Возможно заимствование опыта зарубежных стран, где институт лизинга развит гораздо сильнее и имеет более длительную историю существования, нежели в России. В отношении налоговой политики, следует признать поспешность выводов чиновников о прекращении необходимости в поддержании данного вида деятельности, поскольку потенциал лизинга только начинают понимать субъекты предпринимательской деятельности. Уровень переоснащения промышленного оборудования желает лучшего. Подобные кардинальные изменения требуют учета мнения общественности и детального анализа всех возможных последствий, а не одностороннего их понимание как вариант пополнения государственной казны.

В перспективе для сохранения положительной динамики показателей российского рынка лизинга необходима экономическая и политическая стабильность в стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Горизинтов Д.В. Правовые и налоговые аспекты лизинга в России и проблемы, связанные с изменениями в налоговом законодательстве [Электронный ресурс]: leasinginfo.ru.

  1. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге [Электронный ресурс] : [принята 28 мая 1988 г.] // Консультант Плюс: справ.правовая система. Законодательство.

  1. Корняков К. Лизинговые сделки: выгоды и проблемы [Электронный ресурс] : ИКС Виртуальная таможня.

  1. Корпоративные финансы и инвестирование: переводное издание/Р. Пайк, Б. Нил; (пер. с англ. Е Ковачевой, В. Кузина, Е. Сохранского). – 4-е изд. – СПб.(и др.): Питер, 2006

  1. Корпоративные финансы. Теория, методы и модели управления: учеб. – метод. Пособие/Ю.И. Юшко.- Минск: ФУАинформ, 2006 – 575с.

  1. Корпоративные финансы: (пособие)/Д.А.Шевчук. – М.:ГроссМедиа: Российский Бухгалтер,2008. – 222с.

  1. Корпоративные финансы: учеб. Пособие для вузов/В.В. Бочаров – Спб.: Питер, 2008. – 271с.

  1. Перспективы развития лизинга в России [Электронный ресурс] : Весь Лизинг- информационный портал. - 27.12.2007. - Режим доступа: http://www.allleasing.ru/pravo/perspektivy_razvitiya_lizinga_v_rossii_2007-11-28-4-14.htm.- 22.11.2010.

  1. Преимущества лизинга [Электронный ресурс] : all-leasing.ru. - Режим доступа: http://www.all-leasing.ru/info/advantage.php.- 06.01.2011.

  1. Ретуев А.В. Перспективы развития финансового лизинга в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Корпоративный менеджмент. - 11.12.2003. - Режим доступа:

  1. Российская Федерация. Кодексы. Гражданский кодекс Российской Федерации, Электронный ресурс Консультант Плюс: справ.правовая система. Законодательство.

  1. Российская Федерация. Кодексы. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая [Электронный ресурс] Консультант Плюс: справ.правовая система. Законодательство.

  1. Российская Федерация. Законы. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс] Консультант Плюс: справ.правовая система. Законодательство.

  1. Теория корпоративных финансов: учеб./Л.С. Тарасичев, П.И. Гребенщиков, А.И.Леусский; С.-Петерб. Гос. Ун-т экономики и финансов (ФИНЕК). – М.: Высшее образование, 2008. – 237с

Информация о работе Лизинг как метод финансирования: проблемы и пути их решения