Механизмы фондового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рынка организации часто сталкиваются с различными рисками, что обуславливает наличие определенной иерархии форм и источников финансирования.
Для повышения эффективности производства в условиях развитой экономики особое значение имеет способность предприятий гибко использовать рыночные инструменты и механизмы в процессе финансирования своей хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Фондовый рынок как источник финансовых ресурсов организации 5
1.1 Финансовые ресурсы организации, источники и направления использования 5
1.2 Понятие, механизм и элементы фондового рынка 11
1.3 Ценные бумаги как инструмент привлечения финансовых ресурсов. Факторы привлечения 16
2 Анализ деятельности НК «ЛУКОЙЛ» на фондовом рынке 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации-эмитента 23
2.2 Анализ использования ценных бумаг как инвестиционного инструмента 27
2.3 Мероприятия по улучшению финансового положения НК «ЛУКОЙЛ» через механизм фондового рынка 32
Заключение 36
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

фм.docx

— 304.25 Кб (Скачать файл)

1. Особенности  национальной финансовой системы.  Особенности финансовой системы  накладывают серьезные ограничения  на использование предприятиями  ценных бумаг в качестве инструмента  финансирования своей деятельности. В финансовых системах, где предприятия  ориентируются в первую очередь  на фондовый рынок при привлечении  капитала, именно фондовый рынок  с широким кругом инвесторов, развитой инфраструктурой, разнообразием ценных бумаг и их параметров, сильной законодательной базой и исполнительной властью по защите прав мелких инвесторов способен удовлетворить любые потребности предприятия.

2. Макроэкономическая  ситуация. К числу факторов, оказывающих  влияние на выпуск ценных бумаг,  относят: темп роста реального  ВВП, уровень долгосрочных процентных  ставок, уровень краткосрочных процентных  ставок.

3. Размер  предприятия. Использование или  не использование ценных бумаг  при увеличении размеров предприятия  - это прежде всего вопрос доли  фиксированных затрат в общем  объеме выпуска и размера риска  недооценки ценных бумаг в  процессе первичного размещения, а значит это прежде всего  вопрос стоимости привлечения.  В случае, если размер фиксированных  и переменных затрат, включая  затраты, связанные с риском  недооценки ценных бумаг меньше  разницы между ставкой банковского  кредита и рыночной ставкой  для аналогичных ценных бумаг,  то использование выпуска ценных бумаг целесообразно [4, с.114].

Кроме того, такие источники финансирования как собственные средства, банки  имеют ограниченный размер использования. Поэтому с увеличением размера  предприятия происходит увеличение доли ценных бумаг среди прочих инструментов финансирования инвестиционной деятельности предприятия. Крупное предприятие  вынуждено будет обращаться для  реализации собственных инвестиционных программ к финансовым рынкам, так  как средства, привлекаемые с него, имеют более длительный срок использования  по сравнению с банковскими ресурсами, неограниченный объем предложения  по сравнению с собственными средствами и банковскими кредитами и  более низкую ставку по привлеченным средствам.

4. Экономическая  и политическая стабильность. В странах с нестабильной экономической и политической ситуацией, нечеткой законодательной базой, где только происходит переход от государственной к частной форме собственности, размер контрольного пакета акций очень высок (50 - 75% плюс одна акция) и боязнь потерять контроль над предприятием ведет к тому, что собственники предприятия боятся выпускать не только акции, но и облигации, опасаясь потерять собственность через процедуру банкротства. В этих странах финансирование инвестиционных потребностей предприятий осуществляется за счет зарубежных финансовых рынков посредством синдициированных кредитов, товарных кредитов, выпуска еврооблигаций, а также программ АДР и ГДР. Вторым источником финансирования выступают «карманные» коммерческие банки, которые в случае не возврата кредита или ухудшения финансового положения заемщика не будут требовать банкротства предприятия или досрочного возврата кредита.

5. Структура  капитала предприятия. Структура  капитала является значимым фактором  для стоимости компании. Для каждого  предприятия существует некий  целевой уровень структуры капитала, который, по мнению менеджеров  и собственников, будет максимизировать  стоимость предприятия на долгосрочном  отрезке времени, а также стимулировать  менеджеров предприятия к более  эффективной работе. Ценные бумаги, как инструмент привлечения инвестиционного  капитала, позволяют быстро и  эффективно менять целевую структуру  капитала предприятия в нужном  направлении, используя параметры  ценных бумаг. Соответственно, чем  быстрее приближается структура  капитала к целевой, тем быстрее повышается рыночная стоимость предприятия [10, с. 265].

6. Этап развития  предприятия. Целесообразно выделить  три этапа развития предприятия:  становление, развитие, зрелость. Существует  два источника необходимого финансирования  на первом этапе: кредит в  коммерческом банке и продажа  акций частному инвестору - частное  размещение акций. Частное размещение  акций на данном этапе более  подходит для финансирования  деятельности данного предприятия.  Негативным моментом для учредителей  при выпуске акций выступает  необходимость продажи права  собственности на предприятие,  где они имели контрольный  пакет.

На этапе  развития предприятия финансирование осуществляется за счет заемных средств. Речь идет о частном долге - кредитах банков, финансовых компаний и т.д. со всеми присущими данному инструменту  финансирования недостатками. Характеристики фирмы, совпадающие интересы инвестора  и учредителей-менеджеров, желающих получить рыночный эквивалент имеющихся  у них ценных бумаг, позволяют  думать об осуществлении первичного размещения ценных бумаг среди неограниченного  круга инвесторов. И в конце  данного этапа или в начале третьего - зрелости, предприятие становится публичным.

На этом этапе  инвестор, учредители-менеджеры в  результате увеличения уставного капитала и публичного размещения ценных бумаг  продают все или часть принадлежащих  им акций. Финансирование будет осуществляться за счет частного или публичного долга. При этом, публичному долгу будет отдаваться предпочтение, так как предприятие уже раскрыло информацию о себе широкому кругу инвесторов, купивших акции, но только в случае более низкой процентной ставки.

7. Дивидендная  политика. Большинство менеджеров  предпочитают медленную корректировку  размера дивиденда в зависимости  от прибыли. При этом, нужно отметить, что и для инвесторов такой подход является наиболее предпочтительным, так как позволяет с высокой степенью вероятности прогнозировать будущие доходы, что увеличивает надежность данной ценной бумаги в глазах инвестора. Размер выплачиваемых дивидендов зависит также и от этапа развития предприятия.

8. Способ  размещения ценных бумаг оказывает  воздействие на эффективность  выпуска ценных бумаг, стоимость  их обслуживания и, соответственно, на стоимость компании. Каждому  из этапов развития компании  соответствует свой метод размещение  ценных бумаг. Каждой из целей  выпуска - свой способ размещения.

Одним из главных  факторов, определяющим выбор между  долговыми и долевыми инструментами  выступает готовность существующих акционеров к размыванию собственной доли в уставном капитале. Если акционеры не готовы уменьшать свою долю, то в этом случае выпуск акций становится невозможным.

В случае выбора финансовым менеджером решения о  финансировании с помощью долговых инструментов у него существуют следующие  альтернативы: публичный долг или  частный долг. Критерием выбора для  финансового менеджера выступают  следующие факторы: стоимость обслуживания, степень вмешательства кредиторов во внутренние дела предприятия, уровень  информационной асимметрии, количество ограничений, срок получения финансовых ресурсов, готовность быть информационно  открытой компанией.

Если предприятие  выбрало фондовый рынок как источник финансирования своей инвестиционной деятельности и остановилось на публичном  выпуске облигаций, то следующим  этапом выступает определение параметров выпускаемых ценных бумаг.

Параметры ценных бумаг зависят от целевого сегмента инвесторов, на который они рассчитаны, и ситуации на финансовом рынке. К  основным параметрам относят: срок обращения, ставка дохода, гарантии погашения  и выплаты дохода. К параметрам, определяющим целевую группу инвесторов, относят: форма дохода, периодичность  выплаты дохода, вид обеспечения, наличие оговорок об отзыве и досрочном  погашении и т.д. При подборе  параметров облигаций необходимо найти  разумный компромисс между надежностью  ценной бумаги для инвестора и  ее доходностью. В случае же, если предприятие  остановилось на выпуске акций как  инструмента привлечения необходимого инвестиционного капитала, то на первом этапе надо выбрать тип акции - привилегированная или обыкновенная. В случае, если выпуск обыкновенных акций не влечет за собой угрозы смены владельца контрольного пакета, то выпуск обыкновенных акций является более предпочтительным инструментом [15, с.32].

 

2 Анализ деятельности НК «ЛУКОЙЛ» на фондовом рынке

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации-эмитента

 

НК "ЛУКОЙЛ" - это первая российская вертикально-интегрированная нефтяная компания, работающая по принципу «от нефтяной скважины до бензоколонки». Компания была создана в 1991 г. в форме концерна на базе трех крупнейших нефтегазодобывающих предприятий Западной Сибири – «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз» и «Когалымнефтегаз», которые впоследствии дали название «ЛУКОЙЛ». В дальнейшем «ЛУКОЙЛ» включил в себя другие нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, сбытовые, нефтехимические, транспортные и другие предприятия нефтяного бизнеса.

С 1995 г. расширяется  деятельность компании в Европейской  части России. В ее состав входят добывающие объединения: «ЛУКОЙЛ-Пермнефть», «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнефть», «ЛУКОЙЛ – Астраханьнефть», «ЛУКОЙЛ –Калининградморнефть». После проведения залоговых аукционов в нефтяной промышленности наступает череда переделов собственности. Компании, получившие на руки части бывшей государственной собственности, начали собственную деятельность по купле-продаже имеющихся активов добывающих, перерабатывающих и сбытовых предприятий. Так образовывались новые структурные подразделения ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний). С этого момента возможно проследить, каким образом происходила трансформация их территориальной структуры. Был ли преобладающим для данного предприятия набор территориально не связанных активов - расположенных вразнобой лакомых кусков нефтяного пирога, либо определяющим становилось выстраивание новых предприятий в рамках чёткой региональной стратегии.

Для НК «ЛУКОЙЛ» была характерна стройная система новых приобретений. Стратегическим регионом для холдинга провозглашается Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. С 1998 г. «ЛУКОЙЛ» контролирует более 50% акций АО «Архангельскгеолдобыча» (АГД), которое владеет 29 лицензиями на добычу нефти и газа на территории Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Калининградской области. Затем устанавливается контроль над основной нефтяной компанией Севера Европейской части России – «Коми-ТЭК». Таким образом, в настоящее время компания владеет уже тремя НПЗ в Европейской России.

В ходе преобразования «ЛУКОЙЛа» в ОАО в его уставный капитал были внесены контрольные пакеты акций 18 крупнейших нефтяных предприятий из Тюмени, Волгограда, Перми и др.

Уже в 1994г. прошел начальный этап приватизации НК (выкуп  акций за ваучеры) и начались первые торги акциями «ЛУКОЙЛа» на вторичном рынке. По его итогам государству достались 45% акций компании. В апреле 1995г. первый президент России Борис Ельцин подписал указ, позволяющий проводить вторичные эмиссии акций в нефтяной отрасли для обмена на акции дочерних компаний, что впоследствии привело к размыванию доли государства. С этого времени разными путями государственный пакет в «ЛУКОЙЛе» начал постепенно сокращаться. Последние принадлежащие государству 7,6% акций компании были проданы на аукционе осенью 2004г. американской ConocoPhillips за 1,98 млрд долл.

ConocoPhillips, владевшая 20% акций «ЛУКОЙЛа», вошла в капитал компании уже после размещения ее акций на Лондонской фондовой бирже, которое состоялось в 2002г. Тогда же была раскрыта структура акционерного капитала ЛУКОЙЛа и было официально объявлено, что компания контролируется менеджментом - командой управленцев, которая сформировалась в процессе ее приватизации и не претерпела сильных изменений.

Однако до размещения в Лондоне ЛУКОЙЛ прошел долгий путь создания вертикально-интегрированной  нефтяной компании (ВИНК), в ходе которого было приобретено большинство ее добывающих и нефтеперерабатывающих мощностей. Еще с середины 90-х ЛУКОЙЛ начал активно развивать зарубежное направление в своем бизнесе. Впервые компания вышла на иностранный рынок в 1994г., купив 10% участия в азербайджанском проекте на Каспии «Азери-Чираг-Гюнешли» (впоследствии был продан). В 1995г. ЛУКОЙЛ стал участником проектов Мелейя (Египет) и Кумколь (Казахстан). На следующий год компания приобрела 5% участия в международном проекте «Шах-Дениз» в Азербайджане, а еще через год купила долю в крупнейшем казахстанском проекте «Карачаганак». Также компания вышла на зарубежный фондовый рынок, начав торговлю американскими депозитарными расписками (ADR) в 1996г.

Сегодня в  собственности «ЛУКОЙЛа» семь крупных и два мини – НПЗ. Из них на территории России расположены четыре крупных завода - в Перми, Волгограде, Ухте, Нижнем Новгороде. Остальные три находятся в Румынии, Болгарии и на Украине. Кроме того, компании принадлежит 49% акций нефтеперерабатывающего комплекса ISAB в Италии и 45% акций нефтеперерабатывающего завода Total Raffinaderij Nederland (TRN) в Голландии.

«ЛУКОЙЛ» - единственная частная российская нефтяная компания, в акционерном капитале которой доминируют миноритарные акционеры. Так 20% «ЛУКОЙЛа» принадлежали американской ConocoPhilips. Еще 20,6% компании прямо или косвенно владеет бессменный президент «ЛУКОЙЛа» в течение многих лет Вагит Алекперов, 9,27% - принадлежат вице-президенту компании Леониду Федуну. Владельцем еще около 2% является Внешэкономбанк. Остальные акции находятся в собственности физических лиц и в свободном обращении. Но это по официальным данным, а по неофициальным - В.Алекперов контролирует компанию через различные структуры, в том числе зарубежные. Оба руководителя заявляют, что и в дальнейшем свои свободные средства будут вкладывать в акции ЛУКОЙЛа. Уставный капитал НК «ЛУКОЙЛ» составляет 21 млн 264 тыс. 081 р. 37,5 коп. и разделен на 850 млн 563 тыс. 255 обыкновенных акций.

По состоянию  на конец 2008 года уставный капитал Компании состоял из 850,6 млн акций, на 68,0% которых были выпущены депозитарные расписки. Акционерами компании являются более 50 тыс. физических и юридических лиц по всему миру.

Чистая прибыль  «ЛУКОЙЛа» по US GAAP за 2011г. составила 10,357 млрд долл. по сравнению с 9,006 млрд долл. годом ранее (+15%). Выручка от реализации в 2011г. зафиксирована на уровне 133,65 млрд долл. Добыча товарных углеводородов группы «ЛУКОЙЛ» в 2011г. снизилась на 3,1% и составила 1,073 млн барр. н.э./сут. В том числе суточная добыча нефти выросла на 2,7% - до 1,97 млн барр. в сутки. Вообще же в 2011г. компания добыла 781 млн барр нефтяного эквивалента. Запасы углеводородов ЛУКОЙЛа по состоянию на 1 января 2012г. по стандартам SEC составляли 29,623 млрд барр. нефтяного эквивалента, в том числе 23,602 млрд барр. нефти и 36,125 трлн куб. футов газа [18].

Информация о работе Механизмы фондового рынка