Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 01:36, курсовая работа
В современных условиях рынка организации часто сталкиваются с различными рисками, что обуславливает наличие определенной иерархии форм и источников финансирования.
Для повышения эффективности производства в условиях развитой экономики особое значение имеет способность предприятий гибко использовать рыночные инструменты и механизмы в процессе финансирования своей хозяйственной деятельности.
Введение 3
1 Фондовый рынок как источник финансовых ресурсов организации 5
1.1 Финансовые ресурсы организации, источники и направления использования 5
1.2 Понятие, механизм и элементы фондового рынка 11
1.3 Ценные бумаги как инструмент привлечения финансовых ресурсов. Факторы привлечения 16
2 Анализ деятельности НК «ЛУКОЙЛ» на фондовом рынке 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации-эмитента 23
2.2 Анализ использования ценных бумаг как инвестиционного инструмента 27
2.3 Мероприятия по улучшению финансового положения НК «ЛУКОЙЛ» через механизм фондового рынка 32
Заключение 36
Список использованных источников 38
Чистая прибыль ЛУКОЙЛа по US GAAP за 2012г. составила 11,004 млрд долл. (рост на 6,2% по сравнению с аналогичным показателем 2011г.) Выручка от реализации в 2012г. зафиксирована на уровне 139,171 млрд долл. (+4,1% по сравнению с 2011г.) Чистая прибыль ЛУКОЙЛа по РСБУ в 2012г. снизилась на 10,2% и составила 217,807 млрд р., при этом выручка нефтяной компании выросла на 13,7% до 39,906 млрд р. Существенный рост чистой прибыли объясняется главным образом ростом цен на углеводороды в 2012г. по сравнению с 2011г., а снижение выручки - переходом на новую схему реализации нефти в группе «ЛУКОЙЛ» – эти функции перешли к дочерним обществам [19].
В марте 2010г. американская нефтяная корпорация ConocoPhillips, владеющая 20% акций НК «ЛУКОЙЛ», сообщила о своем намерении продать 10% акций «ЛУКОЙЛа» на открытом рынке в течение двух лет. В свою очередь президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов сообщил, что его компания пока не планирует воспользоваться правом преимущественного выкупа своих акций у американского партнера. Затем, в августе 2010 г. компания потратила на приобретение примерно 8 процентов своих акций 3,44 миллиарда долларов. В сентябре этого же года "ЛУКОЙЛ" совместно с группой инвесторов выкупил еще около 5 процентов своих акций за 2,38 миллиарда долларов. Оставшийся пакет был продан Conoco на открытом рынке в феврале 2011 г.
Сегодня акции ОАО «ЛУКОЙЛ» являются одним из наиболее ликвидных и привлекательных инструментов российского фондового рынка, а также активно торгуются на зарубежных рынках – на ЛФБ, ряде бирж Германии и на внебиржевом рынке США. ЛУКОЙЛ успешно реализует одну из основных стратегических задач – повышение своей акционерной стоимости и обеспечение комфортного доступа к рынку капитала.
Акции компании торгуются на Лондонской фондовой бирже, в Нью-Йорке, а также на российских торговых площадках – ММВБ-РТС.
инвестиционный финансовый
Данный параграф посвящен активности ОАО «ЛУКОЙЛ» на фондовом рынке за последние несколько лет и, в частности, за 2012 г. На основе данного параграфа будут выработаны мероприятия по увеличению эффективности эмиссионной активности ОАО «ЛУКОЙЛ».
2010 год стал годом консолидации рынка акций ОАО «ЛУКОЙЛ». После вызванного мировым финансовым кризисом существенного падения стоимости акций Компании в 2008 году (-53,6%) и значительного роста капитализации в 2009 году (+76,3%). В 2010 году, по мере выхода мировой экономики из острой фазы кризиса, акции Компании вступили в период стабилизации. Основными торговыми площадками в России для акций Компании по-прежнему являлись ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» (далее — ММВБ) и ОАО «Фондовая биржа «РТС» (далее — РТС).
Одним из основных факторов, во многом определявшим динамику цены акций Компании в 2010 году, стало давление на фондовый рынок информации об изменениях в составе крупных акционеров Компании (выход компании ConocoPhillips из состава акционеров ОАО «ЛУКОЙЛ»). Помимо этого, влияние на динамику акций Компании оказали подготовка Правительством РФ изменений налогового законодательства для всей нефтегазовой отрасли, а также устойчивый умеренно-повышательный тренд на рынке нефти в течение всего отчетного года.
Кроме внешних факторов, на цену акций оказывали влияние внутрикорпоративные. Так, в 2010 году были проведены мероприятия по повышению эффективности деятельности и наращиванию свободного денежного потока, начата добычи нефти на шельфе Каспийского моря, успешно реализованы проекты в Западной Африке, Ираке и Узбекистане). Результаты деятельности Компании заслужили высокую оценку у экспертов отрасли и являются залогом роста капитализации ОАО «ЛУКОЙЛ» в будущем.
По итогам 2012 года цена акций ОАО «ЛУКОЙЛ» на ММВБ выросла на 17,5% (по результатам торгов на ММВБ) и составила 2000,2 р. на конец отчетного периода (рис. 2). Акции «ЛУКОЙЛа» вошли в число лидеров роста российского нефтегазового сектора, однако по-прежнему остаются недооцененными в сравнении с российскими и международными аналогами.
В 2012 году годовой объем торгов составил более 76 млрд долл. Это было обусловлено тем, «ЛУКОЙЛ» начал реализацию новой стратегии на 2012-2021гг., обуславливающую обратных выкуп акций и открытость перед инвесторами. На конец 2012 г. капитализация компании составила 56 млрд долл. Также, к концу 2012 г. более 87% аналитиков рекомендовали акции ОАО «ЛУКОЙЛ» к покупке, что является индикатором эффективной экономической стратегии. Важно заметить, что акции «ЛУКОЙЛа» остаются базовым инструментом для производных ценных бумаг на срочном фондовом рынке. Так, фьючерсные и опционные контракты на поставку акций ОАО «ЛУКОЙЛ» являются одним из основных инструментов секции срочного рынка РТС.
Источник: www.lukoil.ru.
Рисунок 2 – динамика цены акций «ЛУКОЙЛА» в 2012 г., р.
Наблюдается рост объемов торговли депозитарными расписками на акции Компании на Лондонской фондовой бирже. Депозитарные расписки торговались также на внебиржевом рынке США, на биржах Лондона, Франкфурта, Мюнхена, Штутгарта. На конец 2012 года общее количество депозитарных расписок (АДР), выпущенных на обыкновенные акции, было эквивалентно 538,9 млн акций (63,34% от уставного капитала Компании). Объем торгов АДР составил 53 млрд долл. АДР, выпущенных на акции ОАО «ЛУКОЙЛ», по итогам 2012 года заняли второе место по объему торгов среди АДР иностранных компаний, котируемых на Лондонской фондовой бирже в системе ЮВ (15,3% совокупного среднемесячного объема торгов в данной системе).
Таким образом, АДР «ЛУКОЙЛа» стали одним из наиболее ликвидных инструментов на Лондонской фондовой бирже депозитарных расписок компаний-эмитентов стран Восточной Европы.
Облигации на 200 млн долл. были выпущены по цене, равной 102,44% от их номинальной стоимости, в результате чего их доходность к погашению составляет 5,80%.
Источник: www.lukoil.ru.
Рисунок 3 – Объемы торгов АДР в 2012 г., млрд долл.
В конце 2010 года группа «ЛУКОЙЛ» осуществила выпуск и размещение двух выпусков еврооблигаций. В ноябре 2010 года было завершено размещение выпуска еврооблигаций Компании на 1 млрд долл. со сроком погашения в 2020 году. Облигации были выпущены одновременно двумя траншами в рамках одного выпуска. Облигации на 800 млн долл. были выпущены по цене, равной 99,08% от их номинальной стоимости, с доходностью к погашению 6,25% годовых.
В декабре 2010 года ОАО «ЛУКОЙЛ» завершило размещение не субординированных необеспеченных конвертируемых еврооблигаций со сроком погашения в июне 2015 года. Облигации выпущены на сумму 1,5 млрд долл. с доходностью 2,625% годовых.
Компания «ЛУКОЙЛ» в 2012 году приложила максимум усилий для сохранения и наращивания своей акционерной стоимости. Были увеличены операционные показатели, велась жесткая политика по сдерживанию капитальных затрат, в результате чего Компании удалось достичь рекордно высокого показателя свободного денежного потока. Это позволило Компании сохранить свою инвестиционную привлекательность в условиях нестабильности мировой финансовой системы.
В декабре 2010 г. компания Группы выпустила необеспеченные конвертируемые облигации стоимостью 1,5 млрд долл. США с купонной доходностью 2,625% годовых и погашением в июне 2015 г. Облигации были размещены по номинальной стоимости. Облигации конвертируются в АДР Компании (одна АДР равна одной обыкновенной акции Компании), курс обмена составляет 73,7087 долл. США за АДР. Держатели облигаций имеют право конвертировать облигации в АДР Компании в период с 40-го дня после даты выпуска и до 6-го торгового дня перед датой погашения. Эмитент имеет право погасить облигации после 31 декабря 2013 г.
В ноябре 2010 г. компания Группы выпустила два транша неконвертируемых облигаций общей стоимостью 1 млрд долл. США с купонной доходностью 6,125% годовых и погашением в 2020 г. Первый транш общей стоимостью 800 млн долл. США был размещен по цене 99,081% от номинальной стоимости с итоговой доходностью 6,250%. Второй транш общей стоимостью 200 млн долл. США был размещен по цене 102,44% от номинальной стоимости с итоговой доходностью 5,80%. Оба транша имеют полугодовой купон.
В ноябре 2009 г. компания Группы выпустила два транша неконвертируемые облигаций общей стоимостью 1,5 млрд долл. США. Первый транш общей стоимостью 900 млн долл. США с купонной доходностью 6,375% годовых был размещен со сроком погашения 5 лет по цене 99,474% от номинальной стоимости облигаций с итоговой доходностью 6,500%. Второй транш общей стоимостью 600 млн долл. США с купонной доходностью 7,250% годовых был размещен со сроком погашения 10 лет по цене 99,127% от номинальной стоимости облигаций с итоговой доходностью 7,375%. Оба транша имеют полугодовой купон.
В декабре 2006 г. Компания выпустила 14 млн штук неконвертируемых облигаций номинальной стоимостью 1 000 р. за облигацию. 8 млн облигаций было размещено со сроком обращения 5 лет и ставкой купона 7,10% годовых, 6 млн облигаций — со сроком обращения 7 лет и ставкой купона 7,40% годовых. Облигации были размещены по номинальной стоимости и по ним выплачивается полугодовой купон.
В июне 2007 г. компания Группы выпустила неконвертируемые облигации общей стоимостью 1 млрд долл. США. Облигации общей стоимостью 500 млн долл. США были размещены на срок 10 лет с купонной доходностью 6,356% годовых. Остальные облигации были размещены на срок 15 лет с купонной доходностью 6,656% годовых. Все облигации были размещены по номинальной стоимости и по ним выплачивается полугодовой купон.
В декабре 2011 г. Компания выпустила 10 млн штук биржевых облигаций номинальной стоимостью 1 000 р. за облигацию. Они были размещены по номинальной стоимости на срок 1 092 дня. Облигации имеют 182-дневный купон и купонную доходность 9,20% годовых.
В августе 2011 г. Компания выпустила 25 млн штук биржевых облигаций номинальной стоимостью 1 000 р. за облигацию. Они были размещены по номинальной стоимости на срок 1 092 дня. Облигации имеют 182-дневный купон и купонную доходность 13,35% годовых.
В результате проведенного анализа в предыдущем параграфе, можно отметить, что нефтяная компания в связи с трудностями на мировом рынке все равно остается прибыльной за счет своей отраслевой принадлежности. Однако на данный момент тенденции привлечения инвесторов ведет к снижению из-за неустойчивости мировой экономики. В последние месяцы на мировых фондовых рынках сформировался четкий понижательный тренд - мировая экономика, по общему мнению экспертов, вступила в неустойчивую фазу. На этом фоне инвесторы стараются не рисковать, теряя интерес к акциям и другим подобным активам. В этих условиях большинство компаний отложили или вовсе отменили планы по выходу на IPO на самых различных биржах, в том числе и сама НК «ЛУКОЙЛ». Но, когда экономика станет более стабильной, после проведения IPO компания станет публичной, отчётность — ясной и прозрачной, что будет вызывать доверие у инвесторов к компании.
Проведение IPO требует больших расходов, которые зависят от объема эмиссии. К примеру, расходы банка ВТБ при проведении IPO приближаются к 4 млрд р. (154 млн долл.), или 23% от объема эмиссии ценных бумаг по номинальной стоимости, как говорится в проспекте эмиссии акций банка. При этом 750 млн р. из них будет потрачено на проведение рекламных и маркетинговых мероприятий. Сбербанк же выделил на организацию IPO 280 млн р., или 2,7% от объема эмиссии ценных бумаг по номинальной стоимости.
При проведении IPO обычно компания несет от 2 до 9% объема эмиссии.
У рассматриваемой НК «ЛУКОЙЛ» планируемый объем эмиссии акций может составить 1 млрд долл. при учете нестабильной экономической ситуации. Следовательно, расходы на проведение IPO могут составить до 90 млн долл. или 2,7 млрд р. Большая часть средств (80%) — примерно 2 млрд. р. — компания может потратить на оплату услуг андеррайтеров, консультантов, принимающих участие в подготовке и проведении эмиссии ценных бумаг. Потенциальными организаторами IPO «ЛУКОЙЛ» могут выступать банки Goldman Sachs, «Альфа-банк», «Ренессанс Капитал» и другие инвестиционные банки. Около 700 млн р., или 20% от общей суммы расходов на организацию IPO, компания «ЛУКОЙЛ» может направить на рекламу размещаемых ценных бумаг, проведение исследования рынка ценных бумаг, организацию встреч с инвесторами и road-show. Цифра может быть завышена по причине того, что стоимость одной минуты на федеральных каналах порой доходит до 50 тыс. долл.
В настоящее время регистрирующий орган обязывает российские компании, относящиеся к группе предприятий стратегического значаения (участвующих в добыче нефтегазовых природных ресурсов) и выходящие на IPO, 95% выпущенных акций размещать в России. Оставшиеся 5% акций эмитенты могут продавать за рубежом.
Для международного рынка рекомендуемый объем IPO составляет от 100 млн долл. США, то есть примерно от 3 млрд р.
Проведение
мероприятия первоначального
В российских реалиях наличие большого количества инвесторов после проведения IPO будет служить также в некоторой степени защитой от противоправных действий государства и потенциальных рейдеров.
В рамках IPO компания также сможет осуществлять и дополнительные эмиссии, что позволит увеличить уставный капитал компании (21,264 млн р.) на сумму выпуска дополнительного количества акций.
Таким образом, IPO позволяет компании значительно улучшить свое финансовое положение на рынке, привлечь дополнительный капитал, а также способствует развитию производства.
В случае публичного выпуска облигаций, принимая во внимание все вышеизложенные факторы, хотелось бы порекомендовать эмитенту следующие параметры ценных бумаг, ориентированных на российского инвестора: