Методы взыскания дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение анализа дебиторской задолженности и методов ее взыскания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие долга и дебиторской задолженности
2. Изучить основные методы анализа дебиторской задолженности
3. Раскрыть основные методы взыскания дебиторской задолженности на досудебной и судебной стадиях.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3
1.1 Сущность и понятие дебиторской задолженности ………………………...4
1.2 Методы анализа дебиторской задолженности…………….……………… 10
1.3 Методы управления и взыскания дебиторской задолженности…………13
Заключение …………………………………………………………………. 34
Литература …………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая 1 глава(второй вариант).docx

— 103.32 Кб (Скачать файл)

2. Условия расчетов с  покупателями и заказчиками. Чем  более льготные условия расчетов  предоставляются покупателям (увеличение  сроков, снижение требований по  оценке надежности дебиторов), тем  выше остатки дебиторской задолженности.

3. Политика взыскания  дебиторской задолженности. Чем  активнее компания во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше «качество» дебиторской задолженности.

4. Платежная дисциплина  покупателей. Объективной причиной, определяющей платежную дисциплину  покупателей и заказчиков, следует  назвать общее экономическое  состояние тех отраслей, к которым  они относятся.

5. Качество анализа дебиторской  задолженности и последовательность  в использовании его результатов. При удовлетворительном состоянии  аналитической работы  в компании должна быть сформирована информация о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью организации.

 

 

 

 

1.2 Методы анализа дебиторской  задолженности 

Основными задачами анализа дебиторской задолженности являются:

  • проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе организации сумм дебиторской задолженности;
  • проверка финансовой дисциплины и соблюдения правил расчетов;
  • проверка наличия оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;
  • проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания;
  • проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел и проверка порядка организации, взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;
  • разработка рекомендаций по снижению дебиторской задолженности и упорядочению расчетов.

Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и продолжают в разрезе отдельных статей: определяют долю дебиторской задолженности в оборотных активах, анализируют ее структуру, определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение года, оценивают динамику этого показателя и проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики неоправданной (сомнительной) задолженности.

Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используют следующие показатели:

  • коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

,

где Вр – выручка от реализации;

 – средняя  величина дебиторской задолженности.

Этот показатель отражает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организацией. Если при расчете показателя выручка от реализации считается по переходу права собственности, то увеличение показателя означает сокращение продаж в кредит, а снижение — увеличение объема предоставляемого кредита;

  • период погашения дебиторской задолженности:

 ,

где Т – длительность периода;

 – коэффициент оборачиваемости ДЗ.

Период погашения рассчитывается для определения срока, за который кредиторы расплачиваются с дебиторами. Чем выше этот показатель, тем выше риск неуплаты по счетам;

  • доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств:

,

где  – удельный  вес дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств (%);

ДЗ – дебиторская задолженность;

ОС – основные средства.

 Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств определяется для анализа финансового положения организации. Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества организации;

  • доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности:

;

 

где СЗ – сомнительная задолженность;

ДЗ – дебиторская задолженность.

Этот показатель характеризует качество дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.

Так же для анализа дебиторской задолженности используют расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность и сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.

Сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, рассчитывается по формуле:

,

где – планируемый объем реализации продукции в кредит;

 – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

 – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

 – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность, рассчитывается по формуле:

,

где – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

 – дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

 – текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

 – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

 Сопоставление дебиторской  и кредиторской задолженности  — один из этапов анализа  дебиторской задолженности, позволяющий  выявить причины ее образования. Многие аналитики считают, что  если кредиторская задолженность  превышает дебиторскую, то организация  рационально использует средства, т.е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота. Бухгалтеры с ними не согласны, потому что кредиторскую задолженность организация обязана погашать независимо от состояния дебиторской задолженности.

С целью определения конкретных причин образования сомнительной дебиторской задолженности проводится внутренний анализ суммы этой задолженности по дебиторам и срокам возникновения, основанный на оперативных данных бухгалтерского отчета.

Заключительный этап анализа — принятие управленческих решений и проведение мероприятий по управлению дебиторской задолженности.

 

 

1.3 Методы управления и взыскания дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность, как в России, так и в странах с развитой рыночной экономикой часто составляет значительную часть активов. Поэтому от эффективности управления  этими активами во многом зависит эффективность работы компании.

Под влиянием конкуренции компаниям часто приходится продавать свои товары в кредит и соглашаться на отсрочку платежей. При этом продукция отправляется покупателю, запасы сокращаются, а дебиторская задолженность увеличивается. Затем, когда будет произведена оплата товара, компания получит денежные средства и дебиторская задолженность сократится. Поддержание дебиторской задолженности требует затрат, но предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объёма реализации.

Если оплата товара производится немедленно -  прибыль получается реально, если же товар продан в кредит, то прибыль лишь числится на балансе, фактически ее же не существует до того момента, пока оплата не будет произведена. Увеличение объема сделок в кредит, в том числе и с ненадежными клиентами, производится для того, чтобы в финансовой отчетности отразился более выгодный уровень прибыли. Это может временно повысить рыночную цену акции, но только до тех пор, пока такие действия не приведут к снижению реальной прибыли. Поэтому состояние дебиторской задолженности требует контроля.

Целью управления дебиторской задолженностью является своевременный возврат должником долга кредитору. Целесообразно выделять и подцели (задачи) управления дебиторской задолженностью в зависимости от этапов данного процесса.

Основные задачи управления дебиторской задолженностью:

1. На этапе профилактики возникновения проблемных долгов – не допустить проблемного клиента к сотрудничеству с кредитором, исключить экономические, правовые и прочие риски, связанные с возможным невозвратом долга.

2. На этапе сопровождения долга – вести учет, контроль и документальное обеспечение своевременного возврата долга, а также осуществлять предупреждение невозврата долга.

3. На этапе взыскания  долга – обеспечить взыскание в пользу кредитора невозвращенного в срок долга.

Существуют преддоговорные меры, позволяющие уменьшить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности.

Чтобы снизить риск, необходимо проанализировать имеющуюся информацию о потенциальном партнере или клиенте.

Встреча с представителями данной компании и возможность получения ответов на такие вопросы, как год основания, уставный капитал, виды деятельности, клиенты и партнеры компании, поможет сформировать первоначальное мнение о статусе и надежности компании. Другим источником информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т. д.

Некоторые компании обращаются также к конкурентам интересующей их компании. Такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной. Сегодня существует достаточно большое число компаний, которые ведут свою деятельность в сфере сбора, анализа информации и формирования единой базы данных по юридическим лицам из различных регионов. Отчеты этих компаний содержат регистрационные и банковские данные, информацию об учредителях юридического лица, его руководстве, финансовые и балансовые данные, сведения о привлечении данной организации к судебным разбирательствам или нахождении в «черном списке» неплательщиков.

Полученная информация о потенциальном партнере должна быть подвергнута тщательному анализу для принятия оптимального решения по условиям будущего сотрудничества.

Основными источниками информации для анализа финансового положения организации являются бухгалтерский баланс и формы бухгалтерской отчетности (например, «Отчет о прибылях и убытках»), а также данные текущего бухгалтерского и управленческого учета. При этом анализируются платежеспособность организации, тенденции в изменении дебиторской задолженности, ликвидность, показатели собственного капитала, финансовой устойчивости, фонды и активы компании. Кроме того, должна быть проанализирована платежная мораль потенциального клиента. Платежная мораль – это четкое и своевременное выполнение организацией своих платежных обязательств. Зачастую неоплата счета вызвана не только отсутствием ресурсов у компании, но и установленной руководством политикой оплаты счетов, которая не всегда соответствует принципам пунктуальности оплат.

Политику управления дебиторской задолженностью часто называют политикой по отношению к покупателям продукции.

На размер дебиторской задолженности влияют различные факторы, в том числе рыночная конъюнктура, масштаб хозяйственной деятельности организации, существующая система взаиморасчетов с клиентами, платежная дисциплина клиентов, качество и последовательность работы с этой задолженностью. Все эти факторы обязательно должны учитываться при формировании кредитной политики. Только правильно организованная аналитическая работа с дебиторской задолженностью может вывести отношения организации и ее дебиторов из состояния неразберихи. Отношения с дебиторами должны быть систематизированы.

Существуют следующие основные методы систематизации дебиторской задолженности. Необходимо сформировать рейтинг кредитоспособности клиентов, из которого также было понятно, насколько каждый клиент важен для организации. Критерием рейтинга кредитоспособности клиентов должен стать уровень риска непогашения задолженности. Этот критерий в свою очередь определяется кредитной историей клиента.

При формировании рейтинга необходимо учитывать следующие факторы, характеризующие масштаб сотрудничества в прошлом:

  • общий стаж сотрудничества с клиентом;
  • среднемесячный объем продаж или стоимость услуг, оказываемых клиенту;
  • скорость оборота дебиторской задолженности клиента;
  • суммы и сроки просроченной дебиторской задолженности;
  • оценку значимости клиента для организации (ее может подготовить менеджер, который отвечает за работу с ним).

Учитывая рейтинг кредитоспособности клиентов, следует определить критерии предоставления кредита, в том числе сроки отсрочки возвращения кредита, размер и порядок предоставление скидок, форму штрафных санкций.

Одним из основных методов систематизации дебиторской задолженности является составление ее классификации по различным основаниям: по должникам, срокам, основаниям возникновения задолженности и т.д.

Классификация имеющейся дебиторской задолженности и оценка ее структуры необходимы в следующих целях:

  • определить группу VIP-клиентов, которые обеспечивают организации наибольшую прибыль, и терять которых нежелательно;
  • определить группу злостных неплательщиков, у которых можно требовать погашения долга;
  • выяснить среднюю просроченность задолженности, длительность ее существования;
  • определить виды продукции или виды услуг, т.е. направления собственного бизнеса, которые наиболее обременены долгами.

Информация о работе Методы взыскания дебиторской задолженности