Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:15, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение анализа дебиторской задолженности и методов ее взыскания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие долга и дебиторской задолженности
2. Изучить основные методы анализа дебиторской задолженности
3. Раскрыть основные методы взыскания дебиторской задолженности на досудебной и судебной стадиях.
Введение ……………………………………………………………………. 3
1.1 Сущность и понятие дебиторской задолженности ………………………...4
1.2 Методы анализа дебиторской задолженности…………….……………… 10
1.3 Методы управления и взыскания дебиторской задолженности…………13
Заключение …………………………………………………………………. 34
Литература …………………………………………………………………..35
Действенным методом систематизации дебиторской задолженности является ведение ее реестра, уделяя особое внимание просроченной задолженности. Одной из основных задач организации является недопущение перехода дебиторской задолженности из категории текущей в категорию просроченной, а из нее – в безнадежную. Именно для этого и ведется реестр.
Продажа товаров, работ, услуг в кредит, с одной стороны, позволяет увеличивать объем продаж, но, с другой стороны, увеличивает как объем дебиторской задолженности, так и риск неплатежей. Так как компания производит значительное вложение средств в результате предоставления кредита клиентам, то ей требуется определенная кредитная политика. Основные показатели, определяющие кредитную политику:
Если условия работы компании на рынке требуют обязательного предоставления покупателям отсрочки платежа по отгруженной продукции, нередко это влечет за собой риск несвоевременного возврата денежных средств и возникновения убытков. Снизить подобные риски можно, заключив договор страхования дебиторской задолженности.
В мировой практике существует вид страхования commercial credit insurance, то есть дословно его можно перевести как «страхование коммерческих кредитов». В России же такую услугу называют и страхованием кредитных рисков, и кредитным страхованием, и страхованием коммерческих рисков, и страхованием финансовых рисков при сделках коммерческого кредитования, и страхованием коммерческих, торговых, товарных кредитов. Кроме того, этот термин трактуют и как страхование дебиторской задолженности.
Согласно ст. 929, 933 ГК РФ страхование дебиторской задолженности – это страхование «риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов – предпринимательский риск». В отечественной практике под страхованием дебиторской задолженности чаще всего понимают «страхование имущественных интересов страхователя, связанных с риском возникновения непредвиденных расходов (убытков) при осуществлении им предпринимательской деятельности в результате неисполнения контрагентом страхователя обязательств по возврату коммерческого кредита».
К преимуществам использования страхования можно отнести повышение финансовой независимости компании.
Страховым случаем признается просрочка покупателем платежа по оплате поставленных товаров или его банкротство.
Организация обязана в течение месяца сообщить страховой компании о возникновении просроченной дебиторской задолженности по застрахованным покупателям, а также направить письменное требование о компенсации убытков и их детальное описание.
Страховой компанией не компенсируются:
С момента возникновения просрочки платежа в обязанности организации-продавца входит регулярное напоминание покупателю о необходимости погасить свои обязательства (письменно или по телефону), выезд представителей в офис контрагента и проведение переговоров о возможных способах и сроках погашения долга. Аналогичные действия в отношении застрахованного контрагента осуществляют представители страховой компании. Если по истечении 180 дней с момента возникновения просрочки платежа (период ожидания) дебиторская задолженность не погашена, то страховой случай считается наступившим и страховая компания выплачивает страховое возмещение.
Нередко в страховую компанию поступают заявления от организаций, застраховавших свою дебиторскую задолженность, с просьбой не предпринимать никаких мер в отношении того или иного контрагента, просрочившего платеж, и страховые компании, как правило, в таких случаях не возражают. Однако если в итоге такой контрагент не оплатит товар, то страховое возмещение не будет выплачено.
Если контрагент признается банкротом, то страховой случай считается с момента вынесения арбитражным судом одного из следующих решений:
Даже после выплаты страхового возмещения у компании остается право требования по обязательствам (дебиторской задолженности) покупателя в размере установленной в договоре франшизы.
Данный вид управления дебиторской задолженностью весьма распространен в Европе, но не пользуется спросом в России.
Важнейшей составляющей политики взыскания долгов и в целом управления дебиторской задолженностью во всем мире является использование факторинга, по средствам привлечения факторинговой компании. В этом случае банк-фактор сам проверит платежеспособность и репутацию покупателей, возьмет на себя управление рисками по поставкам. Банк так же может помочь компании грамотно построить лимитную и тарифную политику.
Факторинг – это комплекс услуг для компаний, торгующих с предоставлением отсрочки платежа. Услуга заключается в том, что факторинговая компания за некоторую плату (в виде определенного процента от суммы долга) берет на себя всю работу по взысканию дебиторской задолженности. Это трёхсторонний договор, по которому факторинговая компания частично оплачивает товар или услугу продавцу сразу по факту поставки, а остальную часть по мере взыскания долга. А компания-покупатель перечисляет деньги не поставщику, а факторинговой компании. Поэтому факторинговая компания помогает продавцу сохранять большую часть денег в обороте, и соответственно, берет на себя все кредитные риски, которые неизбежно возникают при товарном кредитовании.
К тому же факторинговая компания оказывает целый ряд сопутствующих услуг, которые дополняют финансирование и, по сути, содействуют развитию торгового бизнеса компании именно на этапе продаж.
Основная задача факторинга – обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.
Участниками факторинговой сделки являются:
Факторинг осуществляется следующим образом:
Стоимость услуг банка-фактора состоит из следующих элементов:
Классификацию видов факторинга можно произвести на основе нескольких критериев:
В управлении финансами компании факторинг выполняет различные функции.
Предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день – это основная функция. Таким образом финансирование в рамках факторинга избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности.
Административное управление дебиторской задолженностью. Эта функция проявляется в том, что факторинг позволяет клиенту избавиться от рутиной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминания дебиторам о задержке платежей. Обычно банк или факторинговая компания по первому требованию поставщика предъявляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей.
Оценка платежеспособности покупателей поставщика. Факторинговые компании аккумулируют информацию о платежной системе компании. Помимо этого они могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика.
Страхование рисков, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок, из-за чего у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.
Стимулирование ускорения оборачиваемости оборотных средств поставщика, в первую очередь дебиторской задолженности.
Как следствие, компаниям не нужно иметь собственных специалистов, занимающихся возвратом долгов.
Использование факторинга позволяет компаниям:
Специфической формой кредитования внешнеэкономических торговых операций, суть которой заключается в покупке у кредитора долга на безоборотной основе, является форфейтинг.
Форфейтинговые операции банка (форфетирование, форфейтинг) - это покупка банком долгов его клиентов, выраженных в оборотных ценных бумагах, получение права требовать у должников удовлетворения по таким ценным бумагам и реализация такого права.
Информация о работе Методы взыскания дебиторской задолженности