Методы взыскания дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение анализа дебиторской задолженности и методов ее взыскания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие долга и дебиторской задолженности
2. Изучить основные методы анализа дебиторской задолженности
3. Раскрыть основные методы взыскания дебиторской задолженности на досудебной и судебной стадиях.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3
1.1 Сущность и понятие дебиторской задолженности ………………………...4
1.2 Методы анализа дебиторской задолженности…………….……………… 10
1.3 Методы управления и взыскания дебиторской задолженности…………13
Заключение …………………………………………………………………. 34
Литература …………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая 1 глава(второй вариант).docx

— 103.32 Кб (Скачать файл)

Действенным методом систематизации дебиторской задолженности является ведение ее реестра, уделяя особое внимание просроченной задолженности. Одной из основных задач организации является недопущение перехода дебиторской задолженности из категории текущей в категорию просроченной, а из нее – в безнадежную. Именно для этого и ведется реестр.

Продажа товаров, работ, услуг в кредит, с одной стороны, позволяет увеличивать объем продаж, но, с другой стороны, увеличивает как объем дебиторской задолженности, так и риск неплатежей. Так как компания производит значительное вложение средств в результате предоставления кредита клиентам, то ей требуется определенная кредитная политика. Основные показатели, определяющие кредитную политику:

  1. срок предоставления кредита – период времени, в течении которого клиенты должны оплатить купленный товар. Большинство компаний, устанавливая сроки по коммерческим кредитам, ориентируются на предложения конкурентов.
  2. цена коммерческого кредита, при установлении которой нужно руководствоваться не только затратами, связанными с его предоставлением, но и стратегическими целями компании и рыночными условиями. Минимальную стоимость коммерческого кредита можно определить как доход от альтернативного варианта безрискового размещения денежных средств. Существует и другой подход, согласно которому организация должна кредитовать покупателей по ставке, превышающей средневзвешенную стоимость этой организации.
  3. стандарты кредитоспособности – минимальная финансовая устойчивость, которой должны обладать клиенты для получения возможности отсрочки платежа, и размеры допустимых сумм кредита, предоставляемых различным категориям клиентов. Для каждого клиента или партнера на основании проведенного анализа и экспертной оценки необходимо установить предельную сумму кредита. При этом должен быть налажен контроль за непревышением установленного лимита. Все отгрузки товара, выполнение работ и оказание услуг должны прекращаться при достижении предельной суммы кредита, установленного для компании.
  4. политика сбора платежей – определяется степенью лояльности по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, с точки зрения предоставления кредита вновь;
  5. скидки, предоставляемые за оплату в более ранние сроки (эти льготы включают сумму скидки и период, в течении которого ими можно воспользоваться).

Если условия работы компании на рынке требуют обязательного предоставления покупателям отсрочки платежа по отгруженной продукции, нередко это влечет за собой риск несвоевременного возврата денежных средств и возникновения убытков. Снизить подобные риски можно, заключив договор страхования дебиторской задолженности.

В мировой практике существует вид страхования commercial credit insurance, то есть дословно его можно перевести как «страхование коммерческих кредитов». В России же такую услугу называют и страхованием кредитных рисков, и кредитным страхованием, и страхованием коммерческих рисков, и страхованием финансовых рисков при сделках коммерческого кредитования, и страхованием коммерческих, торговых, товарных кредитов. Кроме того, этот термин трактуют и как страхование дебиторской задолженности.

Согласно ст. 929, 933 ГК РФ страхование дебиторской задолженности – это страхование «риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов – предпринимательский риск». В отечественной практике под страхованием дебиторской задолженности чаще всего понимают «страхование имущественных интересов страхователя, связанных с риском возникновения непредвиденных расходов (убытков) при осуществлении им предпринимательской деятельности в результате неисполнения контрагентом страхователя обязательств по возврату коммерческого кредита».

К преимуществам использования страхования можно отнести повышение финансовой независимости компании.

Страховым случаем признается просрочка покупателем платежа по оплате поставленных товаров или его банкротство.  

Организация обязана в течение месяца сообщить страховой компании о возникновении просроченной дебиторской задолженности по застрахованным покупателям, а также направить письменное требование о компенсации убытков и их детальное описание.

Страховой компанией не компенсируются: 

  • убытки по отгрузке товаров с рассрочкой платежа застрахованным покупателям сверх установленных кредитных лимитов; 
  • убытки, которые могут быть погашены при проведении взаимозачета;  
    невыплаченные пени и штрафы, начисленные в соответствии с договором поставки за просрочку платежа. 

С момента возникновения просрочки платежа в обязанности организации-продавца входит регулярное напоминание покупателю о необходимости погасить свои обязательства (письменно или по телефону), выезд представителей в офис контрагента и проведение переговоров о возможных способах и сроках погашения долга. Аналогичные действия в отношении застрахованного контрагента осуществляют представители страховой компании. Если по истечении 180 дней с момента возникновения просрочки платежа (период ожидания) дебиторская задолженность не погашена, то страховой случай считается наступившим и страховая компания выплачивает страховое возмещение. 

Нередко в страховую компанию поступают заявления от организаций, застраховавших свою дебиторскую задолженность, с просьбой не предпринимать никаких мер в отношении того или иного контрагента, просрочившего платеж, и страховые компании, как правило, в таких случаях не возражают. Однако если в итоге такой контрагент не оплатит товар, то страховое возмещение не будет выплачено.

Если контрагент признается банкротом, то страховой случай считается с момента вынесения арбитражным судом одного из следующих решений: 

  • о введении процедуры финансового оздоровления компании-покупателя; 
  • о признании покупателя банкротом и открытии конкурсного производства; 
  • о заключении мирового соглашения между покупателем и его кредиторами. 

Даже после выплаты страхового возмещения у компании остается право требования по обязательствам (дебиторской задолженности) покупателя в размере установленной в договоре франшизы.

Данный вид управления дебиторской задолженностью весьма распространен в Европе, но не пользуется спросом в России.

Важнейшей составляющей политики взыскания долгов и в целом управления дебиторской задолженностью во всем мире является использование факторинга, по средствам привлечения факторинговой компании.  В этом случае банк-фактор сам проверит платежеспособность и репутацию  покупателей, возьмет на себя управление рисками по поставкам. Банк так же может помочь компании грамотно построить лимитную и тарифную политику.

Факторинг – это комплекс услуг для компаний, торгующих с предоставлением отсрочки платежа. Услуга заключается в том, что факторинговая компания за некоторую плату (в виде определенного процента от суммы долга) берет на себя всю работу по взысканию дебиторской задолженности. Это трёхсторонний договор, по которому факторинговая компания частично оплачивает товар или услугу продавцу сразу по факту поставки, а остальную часть по мере взыскания долга. А компания-покупатель перечисляет деньги не поставщику, а факторинговой компании. Поэтому факторинговая компания помогает продавцу сохранять большую часть денег в обороте, и соответственно, берет на себя все кредитные риски, которые неизбежно возникают при товарном кредитовании.

К тому же факторинговая компания оказывает целый ряд сопутствующих услуг, которые дополняют финансирование и, по сути, содействуют развитию торгового бизнеса компании именно на этапе продаж.

Основная задача факторинга – обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.

Участниками факторинговой сделки являются:

  • банк-фактор (факторинговая компания) – покупатель неоплаченного должником требования;
  • первоначальный кредитор – клиент банка (компания-поставщик), продавший товар своему контрагенту в кредит или с рассрочкой платежа;
  • дебитор – компания (должник), получившая от продавца отсрочку платежа.

Факторинг осуществляется следующим образом:

  1. Клиент осуществляет поставку товара дебитору, оформляя товарный кредит или рассрочку платежа соответствующими документами.
  2. Клиент переуступает фактору право требования дебиторской задолженности, продавая долговые обязательства покупателя.
  3. Фактор авансом выплачивает клиенту часть образовавшейся дебиторской задолженности ( до 90% от суммы поставленного товара).
  4. Фактор предъявляет дебитору долговые требования к оплате при наступлении указанного срока платежа.
  5. Дебитор переводит фактору деньги за поставку товара.
  6. Фактор выплачивает клиенту остаток дебиторской задолженности за исключением процентов и комиссии за дополнительные услуги.

Стоимость услуг банка-фактора состоит из следующих элементов:

  • Комиссионная плата за обслуживание. Она взымается за проведение расчетных операций самостоятельно, без участия клиента; за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учет, страховаться от сомнительных долгов.
  • Рассчитывается как процент от суммы счетов-фактур или валюты векселя.
  • Плата за предоставление средств в кредит (процент) – сумма вознаграждения банка-фактора за покупку платежных требований (срочных или просроченных).

Классификацию видов факторинга можно произвести на основе нескольких критериев:

  1. По месту проведения сделки:
    1. внутренний – стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны;
    2. международный – поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах.
  2. По информированности дебиторов о факторинговом обслуживании:
    1. открытый – покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки;
    2. закрытый – покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.
  3. По наличию у банка-фактора права обратного требования к клиенту:
    1. с правом регресса – фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся с должника, однако в случае невозможости взыскания с должника сумм в полном объеме клиент, переуступивший такой «недоброкачественный» долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства;
    2. без права регресса – фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся с должника. В данном случае фактор полностью принимает на себя риск неплатежа и при невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме потерпит убыдки.
  4. по объему предоставляемых услуг:
    1. традиционный – поставщики пользуются только основными услугами по факторингу, что предполагает сбор, страхование и финансирование дебиторской задолженности;
    2. универсальный – предоставляется постоянным клиентам и предполагает полную защиту их интересов.
  5. По периодичности обслуживания:
    1. регулярный – поставщик всегда переуступает банку долги своих клиентов;
    2. разовый – поставщик обращается к факторингу только в случае необходимости немедленного получения средств, это разовая операция, клиент не обязан всегда переуступать долги своих клиентов.

В управлении финансами компании факторинг выполняет различные функции.

Предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день – это основная функция. Таким образом финансирование в рамках факторинга избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности.

Административное управление дебиторской задолженностью. Эта функция проявляется в том, что факторинг позволяет клиенту избавиться от рутиной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминания дебиторам о задержке платежей. Обычно банк или факторинговая компания по первому требованию поставщика предъявляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей.

Оценка платежеспособности покупателей поставщика. Факторинговые компании аккумулируют информацию о платежной системе компании. Помимо этого они могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика.

Страхование рисков, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок, из-за чего у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.

Стимулирование ускорения оборачиваемости оборотных средств поставщика, в первую очередь дебиторской задолженности.

Как следствие, компаниям не нужно иметь собственных специалистов, занимающихся возвратом долгов.

Использование факторинга позволяет компаниям:

  • повысить ликвидность дебиторской задолженности;
  • ликвидировать кассовые разрывы;
  • застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа покупателям;
  • развить отношения с существующими покупателями и привлечь новых;
  • расширить долю на рынке.

Специфической формой кредитования внешнеэкономических торговых операций, суть которой заключается в покупке у кредитора долга на безоборотной основе, является форфейтинг.

Форфейтинговые операции банка (форфетирование, форфейтинг) - это покупка банком долгов его клиентов, выраженных в оборотных ценных бумагах, получение права требовать у должников удовлетворения по таким ценным бумагам и реализация такого права.

Информация о работе Методы взыскания дебиторской задолженности