Виды налогового
планирования могут классифицироваться,
в частности, по следующим основаниям.
- В зависимости от формы предпринимательской
деятельности:
- Налоговое планирование деятельности
индивидуальных предпринимателей;
- Налоговое планирование деятельности
организаций.
- В соответствии со стадией хозяйственной
деятельности различают:
- Налоговое планирование на
стадии создания и организации бизнеса
(выбор формы предпринимательской деятельности,
выбор территории ведения бизнеса, выбор
системы налогообложения и т.д.);
- Налоговое планирование на
стадии развития бизнеса;
- Налоговое планирование в процессе
полномасштабной хозяйственной деятельности;
- Налоговое планирование на
стадии ликвидации бизнеса.
- Исходя из объемов хозяйственной
деятельности, возможно выделить:
- Налоговое планирование малого
бизнеса;
- Налоговое планирование среднего
бизнеса
- Налоговое планирование крупного
бизнеса;
- Налоговое планирование в интегрированных
структурах (холдинги, корпорации).
- В зависимости от объектов налогового
планирования следует различать:
- Налоговое планирование деятельности
организаций (индивидуального предпринимателя)
в целом;
- Налоговое планирование структурных
подразделений (филиалов, представительств
и иных территориально обособленных подразделений).
- Исходя из направленности масштабов
налогового планирования, следует выделить:
- Стратегическое налоговое планирование,
т.е. налоговое планирование всей деятельности
организации (индивидуального предпринимателя)
на продолжительный период;
- Оперативное (текущее) налоговое
планирование, т.е. налоговое планирование
отдельной хозяйственной операции либо
совокупности взаимосвязанных хозяйственных операций [4].
Таким образом,
можно сделать вывод, что налоговое планирование
представляет собой целенаправленные
действия налогоплательщика, направленные
на уменьшение его налоговых обязательств.
При
использовании налогового планирования
следует соблюдать следующие
правила: следует избегать статус
резидента в стране получения
наибольших доходов; активы перемещать
в форме капиталов; большее внимание
следует уделять правилам расчета
облагаемого дохода, а не налоговым
ставкам; по возможности использовать
отсрочку налогов.
Налоговое
планирование может быть классифицировано
по следующим критериям: в зависимости
от формы предпринимательской деятельности;
в соответствии со стадией хозяйственной
деятельности; исходя из объемов хозяйственной
деятельности; в зависимости от объектов
налогового планирования; исходя из направленности
масштабов налогового планирования.
1.2 Принципы, этапы и элементы
налогового планирования
На настоящий
момент в экономической литературе лежат
следующие модели поведения хозяйствующих
субъектов.
- Уклонение от уплаты налогов
(tax avasion) как способ уменьшения налоговых платежей, носящий криминальный характер, т.е. в результате которого может наступить уголовная ответственность. В рамках данной модели могут использоваться, в частности, следующие методы: незаконное использование налоговых льгот; несвоевременная уплата налогов; сокрытие доходов; сокрытие других объектов налогообложения; грубое нарушение правил бухгалтерского или налогового учета; фальсификация учетных данных; непредставление или несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, или их уничтожение и т.д. В Республике Беларусь ответственность за такие деяния предусмотрена статьей 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
- Обход налогов (tax avoidance). В данном случае минимизация налогового бремени достигается путем осуществления такой деятельности, которая в соответствии с законодательством не подлежит
налогообложению, либо хозяйствующий
субъект освобожден от уплаты налогов,
однако при этом изыскивается любая легальная
возможность не платить налоги или платить
их в меньшем объеме. В рамках данной модели
могут быть использованы и незаконные
методы, в частности, нерегистрация своей
деятельности или неведение учета объектов
налогообложения.
- Стандартный метод (standard method), при котором организация уплачивает все причитающиеся налоги и сборы, не проводя какие-либо предварительные расчеты, прогнозы.
- Налоговое планирование (tax planning, при котором организация проводит активную политику, направленную на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ней целей любыми не противоречащими законодательству методами.
При осуществлении
налогового планирования налоговому менеджеру
необходимо руководствоваться следующими
принципами.
- Принцип индивидуальности, заключающийся
в том, что в процессе налогового планирования
необходимо учитывать индивидуальные
особенности организации, а также возможности,
предоставляемые законодательством в
каждом конкретном случае.
- Принцип презумпции невиновности налогоплательщика, в соответствии с которым плательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не буде доказана. Данный принцип сформулирован в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.
- Принцип разумности, заключающийся
в том, что любые действия налогоплательщиков
в рамках налогового планирования должны
быть обоснованы с практической и экономической
точки зрения и не должны ставить единственной
целью минимизацию налоговых платежей.
- Принцип комплексного использования
законодательства при налоговом планировании.
- Принцип системного расчета
налоговой экономии и убытков, заключающийся
в сопоставлении эффекта налоговой экономии
в результате реализации налогового планирования
и затрат на его осуществление.
- Принцип профессионализма и
оперативности, связанный с необходимостью
составления документов, используемых
при налоговом планировании, а также корректировки
процедуры налогового планирования с
целью учета в кратчайшие сроки вносимых
в действующее законодательство изменений [5, с. 106-107].
При осуществлении налоговой
оптимизации должно уделяться пристальное
внимание документальному оформлению
операций.
Процесс налогового планирования
состоит из нескольких взаимосвязанных
между собой этапов, которые не следует
рассматривать как четкую и однозначную
последовательность действий, обязательно
гарантирующих снижение налоговых обязательств.
Это связано с тем, что в налоговом планировании
сочетаются элементы науки и искусства
аналитика.
На практике обычно выделяют
4 этапа (стадии) налогового планирования.
1 стадия. Принятие решения о
наиболее выгодном с точки зрения налогового
планирования расположении самого предприятия,
его руководящих органов, филиалов, дочерних
и зависимых обществ для оптимизации налогов
исходя из целей деятельности предприятия
и особенностей налогового режима отдельных
стран.
Различия в налоговых режимах
между странами помогают уйти от налогообложения
с использованием принципа «неограниченной
налоговой ответственности»
2 стадия. Выбор организационно-правовой
формы юридического лица и
его внутренней структуры с
учетом характера и целей деятельности
и соответствия режима налогообложения
с его гражданско-правовой ответственностью
по обязательствам.
3 стадия. Текущее налоговое
планирование.
Текущее налоговое планирование
состоит из следующих элементов:
- Использование налоговых освобождений
и льгот по основным налогам с учетом изменения
налогового законодательства с целью
оперативного реагирования на эти изменения,
включая реорганизацию предприятия;
- Использование оптимальных
договоров при прогнозировании и определении
налогооблагаемого дохода и показателей
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия, планирования сделок, опосредствующих
предпринимательскую деятельность организации;
- Разработка учетной политики
для целей оптимизации налогообложения.
Все перечисленные
факторы учитываются при моделировании
налогового бремени хозяйствующего субъекта
на оптимальном для него уровне в зависимости
от этапа развития предприятия и целей,
стоящих перед ним.
4 стадия.
На данной стадии принимаются
решения по наиболее рациональному
размещению активов и прибыли
и по проблемам инвестирования
и аккумулирования средств, так
как правильное размещение прибыли
и капитала позволяет получить
дополнительные налоговые льготы,
а в отдельных случаях –
обеспечить возврат части уплаченных
налогов.
На практике
этапы налогового планирования можно
использовать в совокупности или в отдельности
в зависимости от того, создается ли предприятие
или уже действует. В дополнение к четырем
основным стадиям можно добавить стадию
формирования целей и задач предприятия
в начале его организации и стадию контроля,
анализа и оценки эффективности налогового
планирования [6, с.126].
Налоговое планирование включает в себя
следующие элементы.
- Налоговый календарь, предназначенный
для четкого прогнозирования и контроля
правильности исчисления и соблюдения
сроков уплаты в бюджет требуемых налогов,
а также предоставления отчетности в целях
недопущения нарушений сроков отчетности,
влекущих штрафные санкции.
- Стратегия оптимизации налоговых
обязательств, в соответствии с которой разрабатывается
четкий план реализации;
- Контроль дебиторской задолженности:
недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам
за отгруженную продукцию или оказанные
услуги;
- Контроль состояния бухгалтерского
учета и отчетности для получения оперативной,
объективной информации о хозяйственной
деятельности в целях адекватного налогового
планирования;
- Налоговые льготы и организация
сделок;
- Рациональное размещение активов
и прибыли организации [2].
Таким образом,
можно сделать вывод, что при осуществлении
налогового планирования необходимо руководствоваться
следующими принципами: принцип индивидуальности;
принцип презумпции невиновности налогоплательщика;
принцип разумности; принцип комплексного
использования законодательства; принцип
системного расчета налоговой экономии
и убытков; принцип профессионализма и
оперативности.
Выделяют
следующие стадии налогового планирования:
- Принятие решения о наиболее
выгодном с точки зрения налогового планирования
размещении самого предприятия;
- Выбор организационно-правовой
формы юридического лица;
- Текущее налоговое планирование;
- Принятие решений по наиболее
рациональному размещению активов.
Налоговое
планирование включает следующие элементы:
налоговый календарь; стратегия оптимизации
налоговых обязательств; контроль дебиторской
задолженности; контроль состояния бухгалтерского
учета и отчетности; налоговые льготы;
рациональное размещение активов.
Независимо
от того использует ли организация налоговое
планирование, обязанностью любого юридического
лица является уплата налогов государству,
которые формируются в бюджеты, используемые
государством для выполнения своих функций.
2. АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ
И ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Налоговые платежи Республики
Беларусь за 2011 год
По итогам
2011 года доходы консолидированного бюджета
составили 85,6 трлн. руб. и увеличились
по сравнению с 2010 годом на 75,6 % (в реальном
выражении – на 14,6 %). Отношение доходов
консолидированного бюджета к ВВП составило
31,2 % (в 2010 году – 29,7 % ВВП).
Основная
доля доходов консолидированного бюджета
(около 90 %) формировалась за счет налоговых
поступлений. За 2011 год в бюджет поступило
73,4 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению
с 2010 годом поступления увеличились на
63,7 % (в реальном выражении – на 6,9 %). Формирование
налоговых доходов за 2011 год на 92,3 % обеспечено
поступлениями налога на добавленную
стоимость (36,1 %); налоговых доходов от
внешнеэкономической деятельности (20,6
%); налога на прибыль (11,8 %); подоходного
налога (12,7 %); акцизов(7,6 %); налогов на собственность
(3,5 %). Изменение структуры налоговых доходов
по сравнению с 2010 годом вызвано, главным
образом, увеличением в 2011 году доли налоговых
доходов от внешнеэкономической деятельности
(+ 7,7 п. п.), подоходного налога (+ 0,7п. п.).
В разрезе
основных доходных источников бюджета,
налоговые поступления в 2011 году составили:
по налогу на добавленную стоимость 26,5
трлн. руб. (прирост поступлений к 2010 году
53,3 %, в реальном выражении – 0,1 %); по налоговым
доходам от внешнеэкономической деятельности
15,1 трлн. руб. (прирост 162,2 %, в реальном
выражении – 71,1 %); по налогу на прибыль
8,7 трлн. руб. (прирост 55,7 %, в реальном выражении
–1,6 %); по подоходному налогу 9,3 трлн. руб.
(прирост 73,1 %, в реальном выражении –13,0
%); по акцизам 5,6 трлн. руб. (прирост 28,7 %,
в реальном выражении снижение на 16,0 %);
по налогам на собственность 2,5 трлн. руб.
(прирост 37,8 %, в реальном выражении снижение
на 10,1 %)[7].