Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:51, курсовая работа
Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – определить роль и налогового планирования и оптимизации налогообложения на предприятии.
В соответствии с целью данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогового планирования и определить их роль в финансовой системе государства;
провести анализ налоговых поступлений в бюджет;
определить методы оптимизации платежей.
Информация об исполнении уточненного плана государственного бюджета 2011 года в области налоговых поступлений отображена в таблице 2.1.
Таблица
2.1 Исполнение уточненного плана государственного
бюджета в области налоговых поступлений,
Показатели |
Уточненный план на 2011 год |
Исполнено за январь-декабрь 2011 года |
В % к уточненному годовому плану |
Налог на добавленную стоимость |
25494,3 |
26498,5 |
103,9 |
Налог на прибыль |
8243,0 |
8688,9 |
105,4 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
14456,5 |
15146,9 |
104,8 |
Акцизы |
5470,2 |
5599,5 |
102,4 |
Составлено автором.
Из данной таблицы видно, что все налоговые поступления за 2011 год превысили ожидаемые уточненным планом государственного бюджета значения. Налог на добавленную стоимость составил 103,9 % уточненного годового плана, налог на прибыль 105,4 %, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 104,8 %, акцизы 102,4 % уточненного годового плана [8].
В структуре консолидированного бюджета 63,4 % составляют доходы республиканского бюджета и 36,6 % доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.
За 2011 год в республиканский бюджет поступило 54,2 трлн. руб., что на 79,0 % больше 2010 года (в реальном выражении – на 16,8 %).Налоговые доходы республиканского бюджета за 2011 год составили 44,6 трлн. руб. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 60,2 % (в реальном выражении – на 4,6 %). Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимают налог на добавленную стоимость (34,5 %), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (28,0 %), акцизы (10,3 %), налог на прибыль (5,2 %).
Доходы местных бюджетов в 2011 году составили 48,4 трлн. руб., что в номинальном выражении на73,5 % больше, чем за 2010 год (в реальном выражении на 13,3 %). Основными источниками доходов местных бюджетов в 2011 году являлись поступления по подоходному налогу (19,2 % от всех доходов), налогу на добавленную стоимость (16,1 %), налогу на прибыль (12,1 %), налогам на собственность (5,3 %), а также безвозмездные поступления из республиканского бюджета (35,4 %). В 2011 году наблюдался прирост собственных доходных поступлений местных бюджетов по сравнению с 2010 годом (в номинальном и реальном выражении): по г. Минску – 90,0 % (в реальном выражении – 58,7 %); по Брестской области – 57,4 % (в реальном выражении – 37,5 %); по Витебской области – 56,6 % (в реальном выражении – 36,9 %); по Гомельской области – 64,6 % (в реальном выражении – 42,2 %); по Гродненской области – 58,4 %(в реальном выражении – 38,1 %); по Минской области – 66,0 % (в реальном выражении – 43,1 %); по Могилевской области – 67,3 % (в реальном выражении – 43,9 %). Значительный рост доходов местных бюджетов по сравнению с прошлым годом в основном обусловлен изменениями в бюджетном законодательстве (в 2011 году весь налог на прибыль, уплачиваемый коммунальными и негосударственными организациями, зачислялся в местные бюджеты), ростом налогооблагаемой прибыли, а также налоговой базы по подоходному налогу [7].
2.2 Налоговые платежи Республики Беларусь за 2012 год
По предварительным итогам 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 158,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2011 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 15,9 %. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,0 % ВВП (в 2011 году – 28,8 % ВВП).
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) формируется за счет налоговых поступлений. За 2012 год в бюджет поступило 138,0 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления в реальном выражении возросли на 18 %. Формирование налоговых доходов за 2012 год на 91,5 % обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (32,9 %),налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,5 %), налога на прибыль (14,2 %),подоходного налога (14,0 %), акцизов (8,1 %), налогов на собственность (3,8 %). Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2011 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2012 году доли налога на прибыль (+2,4 п. п.) за счет произведенной доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли 2011 года, а также уплатой налога по прогнозируемой прибыли.
В разрезе основных доходных источников бюджета налоговые поступления в 2012 году составили: по налогу на добавленную стоимость 45,5 трлн. руб. (увеличение к 2011 году в реальном выражении на 7,8 %); по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 25,5 трлн. руб. (увеличение на 5,6 %); по налогу на прибыль 19,5 трлн. руб. (увеличение на 41,2 %); по подоходному налогу 19,3 трлн. руб. (увеличение на 30,3 %); по акцизам 11,2 трлн. руб. (увеличение на 25,5 %); по налогам на собственность 5,2 трлн. руб. (увеличение на 27,8 %) [7].
Информация об исполнении уточненного плана государственного бюджета на 2012 год в области налоговых поступлений представлена в таблице 2.2
Таблица
2.2 Исполнение уточненного плана государственного
бюджета в области налоговых поступлений.
Показатели |
Уточненный план на 2012 год |
Исполнено за январь-декабрь 2012 года |
В % к уточненному годовому плану |
Налог на добавленную стоимость |
45645,5 |
45456,9 |
99,6 |
Налог на прибыль |
19305,9 |
19534,6 |
101,2 |
Налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности |
25826,3 |
25474,9 |
98,6 |
Акцизы |
11014,2 |
11190,7 |
101,6 |
Составлено автором
Из данной таблицы видно, что не все позиции уточненного плана в области налоговых поступлений были исполнены на 100 %. Поступления налога на добавленную стоимость составило 99,6 %, а налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности 98,6 %. Однако поступления по налогу на прибыль составили 101,2 %, а от акциз 101,6 % [8].
В структуре консолидированного бюджета 60,4 % составляли доходы республиканского бюджета и 39,6 % доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом. По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.
По предварительным данным за 2012 год в республиканский бюджет поступило 95,2 трлн. руб. доходов, что на 10,3 % (в реальном выражении) больше, чем в 2011 году. Налоговые доходы республиканского бюджета за 2012 год составили 80,3 трлн. руб. По сравнению с 2011 годом поступления увеличились на 13,1 %. Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимают налог на добавленную стоимость (33,9 %), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (26,8 %), акцизы (11,8 %), налог на прибыль (5,8 %).
Доходы местных бюджетов, по предварительным данным, в 2012 году составили 91,1 трлн. руб., что в реальном выражении на 18,3 % больше, чем в 2011 году. Основными источниками доходов местных бюджетов в 2012 году явились поступления по подоходному налогу (21,2 % от всех доходов), налогу на прибыль (15,4 %) налогу на добавленную стоимость (14,4 %), налогам на собственность (5,7 %), неналоговые доходы (5,2 %), а также безвозмездные поступления из республиканского бюджета (31,5 %).
В 2012 году наблюдался рост собственных доходных поступлений (в реальном выражении) местных бюджетов по сравнению с 2011 годом на: г. Минск – 26,1 %; Брестская область – 21,4 %; Витебская область – 37,5 %; Гомельская область –21,5 %; Гродненская область – 18,9 %; Минская область – 31,9 %; Могилевская область – 16,7 % [7].
2.3 Налоговые платежи Республики Беларусь за январь-сентябрь 2013 года
По итогам 9 месяцев 2013 года доходы консолидированного бюджета составили 139,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,7 % в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,7 % ВВП (в январе-сентябре 2012 года – 30,6 % ВВП).
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2013 года в бюджет поступило 122,7 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 1,1%.
Формирование налоговых доходов за 9 месяцев 2013 года на 92,9 % обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (33,1 %), подоходного налога (15,9 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (14,7 %), налога на прибыль (14,6 %), акцизов (10,0 %), налогов на собственность (4,6 %).
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 9 месяцами 2012 года вызвано, главным образом, снижением в 2013 году доли налогов от внешнеэкономической деятельности (на 3,4 п.п.) за счет снижения темпов роста ввозных таможенных пошлин, ростом доли подоходного налога (на 2,4 п.п.) за счет роста заработной платы, ростом доли акцизов (на 2,0 п.п.) за счет увеличения их ставок, а также уменьшением доли налога на прибыль (на 1,5 п.п.) за счет снижения темпов роста прибыли в экономике.
В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в январе-сентябре 2013 года составили (изменение в реальном выражении к соответствующему периоду 2012 года): по налогу на добавленную стоимость 40,6 трлн. руб. (увеличение на 5,3 %); по подоходному налогу 19,5 трлн. руб. (увеличение на 18,5 %); по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 18,0 трлн. руб. (сокращение на 18,1 %); по налогу на прибыль 17,9 трлн. руб. (сокращение на 8,5 %); по акцизам 12,3 трлн. руб. (увеличение на 27 %); по налогам на собственность 5,6 трлн. руб. (увеличение на 18,3 %) [7].
Информация об исполнении уточненного плана государственного бюджета на 2013 год за 9 месяцев представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Исполнение уточненного годового плана государственного бюджета на 2013 год за январь-сентябрь 2013 года. В млрд. руб.
Показатели |
Уточненный план на 2013 год |
Исполнено за январь-октябрь 2013 года |
В % к уточненному годовому плану |
Налог на добавленную стоимость |
59035,2 |
40605,0 |
68,8 |
Налог на прибыль |
27952,2 |
17885,7 |
64,0 |
Налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности |
29809,2 |
17988,2 |
60,3 |
Акцизы |
16434,0 |
12319,4 |
75,0 |
Составлено автором
За январь-сентябрь 2013 года поступление НДС составило 40,6 трлн. рублей, или 68,8 % уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 17,9 трлн. рублей, или 64,0 % уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 12,3 трлн. рублей, или 75,0 % уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 18,0 трлн. рублей, или 60,3 % уточненного годового плана [8].
2.4 Проект бюджета Республики Беларусь на 2014 год.
Меры налоговой политики. В области налоговой политики в 2014 году будет сохраняться преемственность в достижении ранее поставленных базовых целей и задач, направленных на придание устойчивости формированию доходной базы бюджета.
В этих целях при формировании бюджета на 2014 год предлагается:
1. Сохранить действующие ставки по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
2. Ввести аналог транспортного налога, взимаемого в других странах с владельцев транспортных средств, – государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
3. Увеличить ставки акцизов на:
Информация о работе Налоговое планирование и оптимизация налогообложения на предприятии