Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:51, курсовая работа
Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – определить роль и налогового планирования и оптимизации налогообложения на предприятии.
В соответствии с целью данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогового планирования и определить их роль в финансовой системе государства;
провести анализ налоговых поступлений в бюджет;
определить методы оптимизации платежей.
По остальным позициям ставки акцизов будут проиндексированы в пределах 20 %, как это предусмотрено Планом совместных действий Правительства и Национального банка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики.
4. В целях выравнивания ресурсных возможностей местных бюджетов и устранения зависимости их доходов от конъюнктуры внешнего рынка и его влияния на результаты работы предприятий, предусматривается полное зачисление в республиканский бюджет налога на прибыль, уплачиваемого республиканскими предприятиями, а также организациями с преобладающей долей государства.
Законопроектом установлены нормативы отчислений доходов в бюджеты бюджетной системы Беларуси, не закрепленные Бюджетным кодексом, которые отнесены к основным показателям республиканского бюджета:
Расчет доходов бюджета произведен с учетом налоговых расходов (категориальных налоговых льгот, носящих постоянный характер), которые на 2014 год оцениваются в сумме 30781,7 млрд. белорусских рублей, что составляет 15 % к доходам консолидированного бюджета и 4,3 % к ВВП. Основные суммы налоговых расходов формируются за счет льгот по налогу на добавленную стоимость (59,1 %).
Формирование доходов. С учетом изложенных подходов, доходы консолидированного бюджета на 2014 год определены в сумме 205138,8 млрд. руб. (рост – на 7,4 % к ожидаемому исполнению 2013 года).
Общая сумма доходов по проекту республиканского бюджета на 2014 год запланирована в объеме 128493,2 млрд. руб. (рост – на 18,9 % к ожидаемому исполнению 2013 года). Из них сумма поступлений без учета средств государственных целевых бюджетных фондов составляет 126153,1 млрд. руб. (рост – на 19,7 %).
В структуре доходов консолидированного бюджета прогнозируется поступление: налоговых доходов в сумме 183833,9 млрд. руб. (89,6 % от доходов и 25,9 % к ВВП), неналоговых доходов – 20999,4 млрд. руб. (10,2 и 3 % соответственно), безвозмездных поступлений – 305,5 млрд. руб.(0,1 и 0,04% соответственно).
Основная доля доходов приходится на НДС (32,4 % от общего объема), подоходный налог (15,1 %), доходы от внешнеэкономической деятельности (12,7 %), акцизы (11,1 %), налог на прибыль, уплачиваемый организациями (9,2 %).
Доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в 2014 году в бюджет (инновационных фондов, фонда национального развития), оцениваются в сумме 3419,9 млрд. руб. (или на 19,5 % ниже уровня 2013 года). Без учета средств указанных фондов доходы консолидированного бюджета определены в сумме 201718,9 млрд. руб. (рост на 8 % к ожидаемому исполнению 2013 года), или 28,5 % к ВВП (оценка за 2013 год – 30,2 % к ВВП).
Расчет налога на добавленную стоимость в консолидированном бюджете на 2014 год произведен, исходя из установленных порядка уплаты и ставки налога в размере 20 %, динамики поступлений за текущий год, а также с учетом прогнозных темпов роста ВВП в 2014 году. Поступления НДС в консолидированном бюджете прогнозируются в сумме 66424,8 млрд. руб. и увеличатся по сравнению с ожидаемым исполнением 2013 года на 12,3 %. Объем поступлений республиканского бюджета по налогу на добавленную стоимость запланирован на 2014 год в сумме 45833,1 млрд. руб., темп роста к оценке 2013 года составил 110,7 %.
При расчете налога на прибыль учтен переход на ежеквартальную уплату данного налога исходя из фактической прибыли и ставки налога 18 %. С учетом изменения порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, прогноза роста прибыли до налогообложения поступления данного доходного источника в консолидированном бюджете на 2014 год уменьшатся на 11,8 % против ожидаемого исполнения за текущий год и составят 18772,3 млрд. руб. Налог на прибыль, направляемый в республиканский бюджет по нормативам отчислений, указанным в законопроекте, прогнозируется в сумме 7825,8 млрд. руб. или с ростом к ожидаемой оценке 2013 года на 46,9 %.
На 2014 год поступления подоходного налога в бюджеты областей и г. Минска оцениваются в сумме 30899,5 млрд. руб. (рост – на 13,4 %) и определены с учетом сложившейся динамики поступлений и прогнозного темпа роста фонда заработной платы.
Поступления акцизов в 2014 году определены в сумме 22734,2 млрд. руб., или 130,9 % к ожидаемому исполнению 2013 года.
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности запланированы в проекте республиканского бюджета на 2014 год в сумме 26057,8 млрд. руб. (рост к текущему году – на 10,4 %). Формирование указанных доходов осуществлялось исходя из сложившейся динамики поступлений, прогноза на 2014 год по росту курса евро и доллара, объемов экспорта и импорта, а также установленного порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза. Основной частью налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности являются ввозные таможенные сборы (пошлины) – 15694,0 млрд. руб. (60,2 %), которые увеличатся на 1790,9 млрд. руб. (12,9 %).
Налоги на собственность, зачисляемые в бюджеты областей и г. Минска, прогнозируются в сумме 5018,6 млрд. руб. без учета предоставленного права местным органам власти устанавливать повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога и налога на недвижимость. Налог на недвижимость организаций и физических лиц составит 3365,6 млрд. руб., земельный налог – 1547,9 млрд. руб.[9, с. 6].
Таким образом,
можно сделать вывод, что налоговые платежи
являются главной статьей доходов бюджета
и с точки зрения государства выгодно
увеличивать налоги. Однако, для поддержания
предпринимательской активности государство
позволяет использовать налоговые льготы,
а также использовать налоговое планирование
для уменьшения налогового бремени.
3 МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ
НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Перспективная налоговая оптимизация предусматривает выбор наиболее приемлемой с точки зрения налогообложения правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, в которых участвует данный субъект предпринимательской деятельности, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых обязательств налогоплательщика.
Налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции.
Общие методы оптимизации налогообложения.
Данный метод основывается на использовании в целях налогообложения такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний – имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня – позволяет экономить на прямых налогах.
Данный метод предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования данного метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита – из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.
Данный метод заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор). При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту – повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.
Данный метод предусматривает проведение системно-аналитической работы по выбору контрагентов, вида договора, порядка выполнения договорных условий и их оплаты. Даже сам вид договора влияет на налоговые последствия сделки.
Данный метод предусматривает использование организацией всех доступных данному типу формы собственности налоговые льготы в соответствии с законодательством.
Помимо общих методов оптимизации налогообложения, существуют специальные методы оптимизации. К ним относятся.
Данный метод базируется на замене операции, которая предусматривает обременительное налогообложение на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.
Данный метод основывается на методе замены отношений. Только в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько. Метод разделения отношений применятся в случаях, когда полная замена отношений не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.
Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемой базы, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки платежа позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период. Это позволяет экономить оборотные средства.
Данный метод преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность организации.
При оптимизации налогообложения следует четко прослеживать грань между собственно оптимизацией и уклонением от налогов. Следует также понимать, что схема оптимизации налогообложения не может быть универсальной. Она является лишь шаблоном, идеей, а разработка готового плана оптимизации может производиться только на ее основе с учетом реальных условий, в которых находится экономический субъект [10].
Классический налоговый план должен включать в себя следующие разделы:
1. Построение
схемы исчисления налогов (в соответствии
с выбранной системой
2. Определение совокупных налоговых издержек.
3. Расчет
финансового результата
4. Составление налогового календаря, отражающего обязательства предприятия по уплате налогов.
Оптимизационный налоговый план должен отличаться от классического налогового плана наличием следующих дополнительных разделов:
1. Разработка
календарного плана
2. Построение
схемы исчисления налогов (в соответствии
с выбранной системой
3. Определение совокупных налоговых издержек.
4. Определение дополнительных издержек, связанных с реализацией налоговой схемы.
5. Расчет
финансового результата
Информация о работе Налоговое планирование и оптимизация налогообложения на предприятии