Налоговое планирование и оптимизация налогообложения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – определить роль и налогового планирования и оптимизации налогообложения на предприятии.
В соответствии с целью данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
 раскрыть сущность налогового планирования и определить их роль в финансовой системе государства;
 провести анализ налоговых поступлений в бюджет;
 определить методы оптимизации платежей.

Файлы: 1 файл

курсовая с изменениями.docx

— 75.72 Кб (Скачать файл)

По остальным позициям ставки акцизов будут проиндексированы в пределах 20 %, как это предусмотрено Планом совместных действий Правительства и Национального банка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики.

4. В целях  выравнивания ресурсных возможностей местных бюджетов и устранения зависимости их доходов от конъюнктуры внешнего рынка и его влияния на результаты работы предприятий, предусматривается полное зачисление в республиканский бюджет налога на прибыль, уплачиваемого республиканскими предприятиями, а также организациями с преобладающей долей государства.

Законопроектом установлены нормативы отчислений доходов в бюджеты бюджетной системы Беларуси, не закрепленные Бюджетным кодексом, которые отнесены к основным показателям республиканского бюджета:

  • от налога на прибыль, уплачиваемого организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 % и более акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, а также организациями, являющимися участниками холдингов, в уставных фондах управляющих компаний которых 50 % и более акций (долей) находятся в республиканской собственности и переданы республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, в управление, получаемого на территории соответствующей области и г Минска, в доход республиканского бюджета – в размере 100 %;
  • от налога на добавленную стоимость, получаемого на территории Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета – в размере 69 %, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска – 31 %, в том числе в бюджет Брестской области – 4,56 %; Витебской – 3,94 %; Гомельской – 4,68 %, Гродненской – 3,47 %, Минской – 4,59 %, Могилевской области – 3,53 %, в бюджет г. Минска – 6,23 %.

Расчет доходов бюджета произведен с учетом налоговых расходов (категориальных налоговых льгот, носящих постоянный характер), которые на 2014 год оцениваются в сумме 30781,7 млрд. белорусских рублей, что составляет 15 % к доходам консолидированного бюджета и 4,3 % к ВВП. Основные суммы налоговых расходов формируются за счет льгот по налогу на добавленную стоимость (59,1 %).

Формирование доходов. С учетом изложенных подходов, доходы консолидированного бюджета на 2014 год определены в сумме 205138,8 млрд. руб. (рост – на 7,4 % к ожидаемому исполнению 2013 года).

Общая сумма доходов по проекту республиканского бюджета на 2014 год запланирована в объеме 128493,2 млрд. руб. (рост – на 18,9 % к ожидаемому исполнению 2013 года). Из них сумма поступлений без учета средств государственных целевых бюджетных фондов составляет 126153,1 млрд. руб. (рост – на 19,7 %).

В структуре доходов консолидированного бюджета прогнозируется поступление: налоговых доходов в сумме 183833,9 млрд. руб. (89,6 % от доходов и 25,9 % к ВВП), неналоговых доходов – 20999,4 млрд. руб. (10,2 и 3 % соответственно), безвозмездных поступлений – 305,5 млрд. руб.(0,1 и 0,04% соответственно).

Основная доля доходов приходится на НДС (32,4 % от общего объема), подоходный налог (15,1 %), доходы от внешнеэкономической деятельности (12,7 %), акцизы (11,1 %), налог на прибыль, уплачиваемый организациями (9,2 %).

Доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в 2014 году в бюджет (инновационных фондов, фонда национального развития), оцениваются в сумме 3419,9 млрд. руб. (или на 19,5 % ниже уровня 2013 года). Без учета средств указанных фондов доходы консолидированного бюджета определены в сумме 201718,9 млрд. руб. (рост на 8 % к ожидаемому исполнению 2013 года), или 28,5 % к ВВП (оценка за 2013 год – 30,2 % к ВВП).

Расчет налога на добавленную стоимость в консолидированном бюджете на 2014 год произведен, исходя из установленных порядка уплаты и ставки налога в размере 20 %, динамики поступлений за текущий год, а также с учетом прогнозных темпов роста ВВП в 2014 году. Поступления НДС в консолидированном бюджете прогнозируются в сумме 66424,8 млрд. руб. и увеличатся по сравнению с ожидаемым исполнением 2013 года на 12,3 %. Объем поступлений республиканского бюджета по налогу на добавленную стоимость запланирован на 2014 год в сумме 45833,1 млрд. руб., темп роста к оценке 2013 года составил 110,7 %.

При расчете налога на прибыль учтен переход на ежеквартальную уплату данного налога исходя из фактической прибыли и ставки налога 18 %. С учетом изменения порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, прогноза роста прибыли до налогообложения поступления данного доходного источника в консолидированном бюджете на 2014 год уменьшатся на 11,8 % против ожидаемого исполнения за текущий год и составят 18772,3 млрд. руб. Налог на прибыль, направляемый в республиканский бюджет по нормативам отчислений, указанным в законопроекте, прогнозируется в сумме 7825,8 млрд. руб. или с ростом к ожидаемой оценке 2013 года на 46,9 %.

На 2014 год поступления подоходного налога в бюджеты областей и г. Минска оцениваются в сумме 30899,5 млрд. руб. (рост – на 13,4 %) и определены с учетом сложившейся динамики поступлений и прогнозного темпа роста фонда заработной платы.

Поступления акцизов в 2014 году определены в сумме 22734,2 млрд. руб., или 130,9 % к ожидаемому исполнению 2013 года.

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности запланированы в проекте республиканского бюджета на 2014 год в сумме 26057,8 млрд. руб. (рост к текущему году – на 10,4 %). Формирование указанных доходов осуществлялось исходя из сложившейся динамики поступлений, прогноза на 2014 год по росту курса евро и доллара, объемов экспорта и импорта, а также установленного порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза. Основной частью налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности являются ввозные таможенные сборы (пошлины) – 15694,0 млрд. руб. (60,2 %), которые увеличатся на 1790,9 млрд. руб. (12,9 %).

Налоги на собственность, зачисляемые в бюджеты областей и г. Минска, прогнозируются в сумме 5018,6 млрд. руб. без учета предоставленного права местным органам власти устанавливать повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога и налога на недвижимость. Налог на недвижимость организаций и физических лиц составит 3365,6 млрд. руб., земельный налог – 1547,9 млрд. руб.[9, с. 6].

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговые платежи являются главной статьей доходов бюджета и с точки зрения государства выгодно увеличивать налоги. Однако, для поддержания предпринимательской активности государство позволяет использовать налоговые льготы, а также использовать налоговое планирование для уменьшения налогового бремени. 
3 МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Перспективная налоговая оптимизация предусматривает выбор наиболее приемлемой с точки зрения налогообложения правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, в которых участвует данный субъект предпринимательской деятельности, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции.

Общие методы оптимизации налогообложения.

  1. Метод замены налогового субъекта.

Данный метод основывается на использовании в целях налогообложения такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний – имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня – позволяет экономить на прямых налогах.

  1. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта.

Данный метод предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования данного метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита – из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

  1. Метод замены налоговой юрисдикции.

Данный метод заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор). При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту – повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

  1. Принятие учетной политики предприятия с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей.
  2. Оптимизация через договорные отношения.

Данный метод предусматривает проведение системно-аналитической работы по выбору контрагентов, вида договора, порядка выполнения договорных условий и их оплаты. Даже сам вид договора влияет на налоговые последствия сделки.

  1. Использование различных льгот и налоговых освобождений.

Данный метод предусматривает использование организацией всех доступных данному типу формы собственности налоговые льготы в соответствии с законодательством.

Помимо общих методов оптимизации налогообложения, существуют специальные методы оптимизации. К ним относятся.

  1. Метод замены отношений.

Данный метод базируется на замене операции, которая предусматривает обременительное налогообложение на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

  1. Метод разделения отношений.

Данный метод основывается на методе замены отношений. Только в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько. Метод разделения отношений применятся в случаях, когда полная замена отношений не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

  1. Метод отсрочки налогового платежа.

Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемой базы, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки платежа позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения  (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период. Это позволяет экономить оборотные средства.

  1. Метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Данный метод преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность организации.

При оптимизации налогообложения следует четко прослеживать грань между собственно оптимизацией и уклонением от налогов. Следует также понимать, что схема оптимизации налогообложения не может быть универсальной. Она является лишь шаблоном, идеей, а разработка готового плана оптимизации может производиться только на ее основе с учетом реальных условий, в которых находится экономический субъект [10].

Классический налоговый план должен включать в себя следующие разделы:

1. Построение  схемы исчисления налогов (в соответствии  с выбранной системой налогообложения).

2. Определение  совокупных налоговых издержек.

3. Расчет  финансового результата деятельности  предприятия (с учетом величины  налоговых издержек) и основных  налоговых показателей, отражающий  эффективность налогообложения.

4. Составление  налогового календаря, отражающего  обязательства предприятия по  уплате налогов.

Оптимизационный налоговый план должен отличаться от классического налогового плана наличием следующих дополнительных разделов:

1. Разработка  календарного плана мероприятий  по реализации налоговой схемы.

2. Построение  схемы исчисления налогов (в соответствии  с выбранной системой налогообложения  и конкретной налоговой схемой).

3. Определение  совокупных налоговых издержек.

4. Определение  дополнительных издержек, связанных  с реализацией налоговой схемы.

5. Расчет  финансового результата деятельности  предприятия (с учетом величины  налоговых издержек и дополнительных  издержек) и основных налоговых  показателей, отражающий эффективность  налогообложения.

Информация о работе Налоговое планирование и оптимизация налогообложения на предприятии