Оценка эффективности политики управления денежными потоками на предприятиях нефтедобывающей отрасли на примере ОАО ""Лукойл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка эффективности политики управления денежными потоками предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы политики управления денежными потоками предприятия;
Оценить эффективность политики управления денежными потоками на ОАО «Лукойл»;
Разработать рекомендации по совершенствованию политики управления денежными потоками предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЛУКОЙЛ»


5
1.1.
Нефтедобывающая отрасль как сегмент экономики страны

1.2.
Оценка эффективности политики управления денежными потоками предприятия

1.3.
Нормативно-правоввая база, регулирующая нефтеперерабатывающую деятельность

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЛУКОЙЛ»

2.1.
Характеристика организации и основные направления деятельности ОАО «Лукойл»

2.2.
Анализ политики управления денежными потоками предприятия ОАО «Лукойл»

2.3.
Оценка эффективности политики управления денежными потоками ОАО «Лукойл»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 93.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра финансов и банковского  дела

 

Курсовая работа по дисциплине

УПРАВЛЕНИЕ  денежными потоками

 

на тему: «оценка эффективности ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ  НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

на  примере ОАО «ЛУКОЙЛ»»

Выполнила: Качурина В.О.

                                           (Фамилия И.О.)

студентка 5   курса   4 г. 10 мес.

                                         (срок обучения)

группа 3395. спец. «Финансы и кредит»

 Преподаватель: Сахновская О.Е. 

                                                       (Фамилия И.О.)

Должность:  Кандидат экономических наук, доцент.

                                                                       уч. степень, уч. звание

Оценка: _____________Дата: _______________

Подпись: _____________________________________

 

Санкт-Петербург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

3

ГЛАВА 1.  ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЛУКОЙЛ»

 

 

5

1.1.

Нефтедобывающая отрасль как сегмент экономики страны

 

1.2.

Оценка эффективности  политики управления денежными потоками предприятия

 

1.3.

Нормативно-правоввая база, регулирующая нефтеперерабатывающую  деятельность

 

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЛУКОЙЛ»

 

2.1.

Характеристика организации  и основные направления деятельности ОАО «Лукойл»

 

2.2.

Анализ политики управления денежными потоками предприятия ОАО «Лукойл»

 

2.3.

Оценка эффективности  политики управления денежными потоками ОАО «Лукойл»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Среди главных проблем  российской экономики экономисты выделяют дефицит денежных средств на предприятиях для осуществления ими своей текущей и инвестиционной деятельности. Главной причиной такого дефицита является низкая эффективность привлечения и использования денежных ресурсов, ограниченность применяемых финансовых инструментов, технологий и механизмов.

Управление денежными потоками входит в состав финансового менеджмента и осуществляется в рамках финансовой политики предприятия, понимаемой как общая финансовая идеология, которой придерживается предприятие для достижения общеэкономической цели его деятельности. Задачей финансовой политики является построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение стратегических и тактических целей деятельности предприятия.

Рациональное формирование денежных потоков способствует ритмичности  операционного цикла предприятия  и обеспечивает рост объемов производства и реализации продукции. При этом любое нарушение платежной дисциплины негативно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции, положении предприятия на рынке и так далее. Даже у предприятий, успешно работающих на рынке и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени.

Эффективное управление денежными потоками является актуальной темой, так как это важный фактор ускорения оборота капитала предприятия. Это происходит за счет сокращения продолжительности операционного цикла, более экономного использования собственных и уменьшения потребности в заемных источниках денежных средств. Следовательно, эффективность работы предприятия полностью зависит от организации системы управления денежными потоками. Данная система создается для обеспечения выполнения краткосрочных и стратегических планов предприятия, сохранения платежеспособности и финансовой устойчивости, более рационального использования его активов и источников финансирования, а также минимизации затрат на финансирование хозяйственной деятельности.

Целью работы является оценка эффективности политики управления денежными потоками предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы политики управления денежными потоками предприятия;
  2. Оценить эффективность политики управления денежными потоками на ОАО «Лукойл»;
  3. Разработать рекомендации по совершенствованию политики управления денежными потоками предприятия.

Предметом исследования является политика управления денежными потоками предприятия.

Объектом исследования выступает  подсистема финансового управления ОАО «ЛУКОЙЛ».

Достижение целей работы осуществляется с помощью методов построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц; традиционных методов экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, сравнения; вертикального  и горизонтального анализа, функционального  анализа. Методологическую и теоретическую основу составляют работы отечественных и зарубежных авторов в области финансового и экономического анализа, финансов предприятия, финансового а и др.

  

ГЛАВА 1.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

1.1.

Нефтедобывающая отрасль как сегмент эхкономики страны


Российская Федерация является одним из крупнейших производителей нефти в мире. В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики и обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса, в рост валютных резервов и в увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Нефть является главной статьёй российского экспорта, составляя, по данным за 2012 год, 34,5 % экспорта в денежном выражении. В 2012 году России было добыто 517 млн тонн нефти (1-е место в мире), что на 1,2 % выше уровня 2011 года1. На его долю приходится около 20% произведённого ВВП в России, по данным Министерства Финансов за первое полугодие 2013 года, что на 1,5% ниже уровня 2012 года, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а 44% поступающей в Россию валютной выручки2.

Таким образом, нефтяная промышленность играет огромную роль в экономике России и всегда является актуальной темой. Стратегической задачей развития нефтяной отрасли является плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией её уровня на долгосрочную перспективу.

Зависимость России от цен  на нефть даже сильнее, чем кажется  на первый взгляд. Таким образом, для экономики страны, крайне важным является политика государства в нефтяной сфере. Нефтяная отрасль нуждается в иностранных инвестициях и новых рынках сбыта, и государство способно помочь их обеспечить. Важно то, что государство является активным участником нефтяного рынка: «Крупнейшая в мире компания по транспортировке нефти «Транснефть» представляет собой государственный холдинг, объединяющий 20 дочерних предприятий, занимающихся перекачкой нефти, диагностикой, строительством, ремонтно-восстановительными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими работами. По магистральным нефтепроводам «Транснефти» перекачивается практически вся добываемая в России нефть»3. Таким образом, государство обладает важнейшим элементом контроля, который позволяет ему контролировать экспорт, добычу, а значит и цены на нефть и ограничивать вывоз нефти, а также вести постоянный контроль над деятельностью компаний, что теоретически должно свести к минимуму возможность нефтяным компаниям ухода от налогообложения.

С другой стороны существует проблема расширения трубопроводных сетей. «Транснефть» не всегда успевает отвечать на потребности нефтяного комплекса: «Только в этом году избыток нефти, которую не сможет переварить система «Транснефти», с учётом транзита составит 40-45 млн. тонн. Между тем добыча в России, подстёгиваемая ценами, растёт впечатляющими темпами, по 8-9% в год в течение последних трёх лет4. Спрос на нефть весьма высок, и лишними дополнительные поставки из России на мировом рынке явно не окажутся.

 

 

1.2. Оценка эффективности  политики управления денежными  потоками предприятия

 

На современном этапе  развития экономики все большее  число предприятий осознают необходимость  сознательной и перспективной политики управления формированием денежными  потоками в стремительно развивающихся  условиях внешней среды. Политика управления денежными потоками выступает эффективным инструментом долгосрочного управления предприятия, подчиненного реализовывать свои цели в условиях существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования денежного оборота, конъюнктуры финансового и товарного рынков.

Итак, политика управления денежными потоками представляет собой часть общей экономической стратегии предприятия, обеспечивающая формирование приоритетных целей организации его денежного оборота и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Процесс разработки политики управления денежными потоками является важной составной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения денежных ресурсов. При этом политика управления денежными потоками находится в определенной соподчиненности с другими элементами стратегического выбора предприятия.

Разработка политики управления денежными потоками предприятия  осуществляется несколькими этапами, в ходе которых, анализируются различные  финансовые показатели, исследуются  и прогнозируются факторы, влияющие на денежные потоки, обосновываются управленческие подходы к выбору источников денежных средств и так далее. Заключающим и на мой взгляд важным этапом разработки политики управления денежными потоками является оценка эффективности разработанной политики. такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, установленных предприятием. Она показывает уровень соответствия   разработанной политики и стратегических планов предприятия.

Оценка результативности политики управления денежными потоками предприятия осуществляется по следующим  основным параметрам (рис.1):

Рисунок 1

    1. Согласованность политики управления денежными потоками с общей стратегией его развития. В процессе оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации.
    2. Согласованность политики управления денежными потоками предприятия с предполагаемыми изменениями внешней экономической среды. Определяется, в какой мере разработанная политика соответствует развитию экономики страны в разрезе отдельных сегментов.
    3. Согласованность политики управления денежными потоками предприятия с его внутренним потенциалом. Такая оценка позволяет определить на сколько объемы, направления и формы денежных потоков взаимосвязаны с возможностями формирования денежных ресурсов и параметрами внутреннего потенциала предприятия.
    4. Внутренняя сбалансированность параметров политики. При такой оценке определяется согласованность отдельных целей и целевых параметров денежных потоков; насколько цели и параметры корреспондируют с содержанием денежного оборота предприятия; насколько согласованны между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению ее реализации.
    5. Реализуемость разработанной политики. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании необходимого объема денежных ресурсов из всех источников и во всех формах; а также организационные и технические возможности успешной реализации политики управления денежными потоками.
    6. Приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией разработанной политики. В процессе оценки необходимо определить, обеспеченность уровня прогнозируемых рисков, связанных с организацией денежных потоков, достаточному финансовому равновесию в процессе его развития и соответствия  экономическому менталитету его собственников и ответственных менеджеров. Также необходимо оценить допустимость уровня этих рисков для хозяйственной деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь и генерирования угрозы банкротства.
    7. Экономическая эффективность реализации разработанной политики. Оценка экономической эффективности осуществляется на основе прогнозных расчетов ранее рассмотренной системы целевых параметров ее параметров, сопоставленных с базовым их уровнем.
    8. Внеэкономическая эффективность реализации разработанной политики. В процессе оценки учитываются рост деловой репутации предприятия, повышение уровня управляемости хозяйственной деятельностью структурных подразделений; повышение уровня материальной и социальной удовлетворенности менеджеров (за счет эффективной системы материального стимулирования; более высокого уровня технического оснащения их рабочих мест).

Информация о работе Оценка эффективности политики управления денежными потоками на предприятиях нефтедобывающей отрасли на примере ОАО ""Лукойл