Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 14:03, отчет по практике
Целью данной работы является исследование вопросов организации финансов учреждений здравоохранения на примере РДКБ и пути его совершенствования. В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы;
проанализировать деятельность больницы;
проанализировать уровень финансирования РДКБ;
изучить источники финансирования;
предложить пути совершенствования РДКБ;
Рассчитаем показатели, которые вытекают из данных, приведенных в таблице 11.
Коэффициент прибыльности
Кп =П : Д х 100 %,
где П - прибыль от реализации услуг;
Д - доход.
Коэффициент рентабельности: Кр = Пч : Д х 100, где
Пч - чистая прибыль;
Д - доход.
Показатели |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Коэффициент прибыльности Коэффициент рентабельности |
99,4 65,0 |
98,5 65,0 |
98,2 70,0 |
В таблице 12 мы видим, что в 2013 г. наблюдается спад прибыльности на 0,9.
Рентабельность характеризует результативность деятельности учреждения. Коэффициент рентабельности позволяет оценить, какую прибыль имеет учреждение с каждого рубля. В таб. 12 мы видим, что в 2014 году коэффициент рентабельности увеличился 5,0.
Деятельность учреждения связана с определенными затратами. Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было использовано. В России действует постановление о составе затрат по производству и реализации услуг. Затраты или расходы бюджетных учреждений, каким является РДКБ регулируются и отражаются сметами. Рассмотрим затраты РДКБ в динамике и проанализируем их изменение в разрезе сметы с 2013 по 2014 гг. в таблице 13.
Затраты по производству услуг стационара
Наименование статей расходов |
2012г. |
2013г. |
2014г. | |||
смета |
факт |
смета |
факт |
смета |
факт | |
Заработная плата Начисления на зарплату Хоз. расходы, в т. ч. Канцелярские товары Медикаменты Мягкий инвентарь Продукты питания Командировочные расходы Транспортные услуги Услуги связи Коммунальные услуги Прочие текущие расходы Приобретение оборуд. Капитальный ремонт |
1963.8 1355.0 473.3 8.0 58.6 59.6 347.1 6.4 103.1 86.5 611.4 378.7 340.7 646.4 |
2059.0 725.0 667.0 73.0 133.0 10.0 251.0 5.0 136.0 25.0 360.0 251.0 120.0 927.0 |
2105.5 810.6 413.6 10.6 40.0 60.0 303.0 6.5 137.7 112.7 471.2 90.6 170.0 245.5 |
1963.8 1355.0 473.3 8.0 58.6 59.6 347.1 6.4 103.1 86.5 611.4 378.7 340.7 646.4 |
2059.0 725.0 667.0 73.0 133.0 10.0 251.0 5.0 136.0 25.0 360.0 251.0 927.0 |
2057.6 780.4 749.9 101.3 248.2 4.0 396.4 4.2 100.6 75.2 447.7 322.1 116.5 1024.7 |
Итого |
5965.3 |
5275.0 |
4563.9 |
5965.3 |
5275.0 |
5679.0 |
Изменение в динамике |
относительное, % |
абсолютное +/- |
относительное, % |
абсолютное +/- |
относительное, % |
абсолютное +/- |
Заработная плата Начисления на зарплату Хоз. расходы, в т. ч. Канцелярские товары Медикаменты Мягкий инвентарь Продукты питания Командировочные расходы Транспортные услуги Услуги связи Коммунальные услуги Прочие текущие расходы Приобретение оборуд. Капитальный ремонт |
0.9993 1.0764 1.1243 1.3877 1.8662 0.4 1.5793 0.84 0.7397 3.008 1.2436 1.2833 0.9708 1.1054 |
- 141.7 544.4 59.7 - 2.6 + 18.6 - 0.4 44.1 - 0.1 - 34.6 -26.2 140.2 288.1 170.7 400.9 |
0.9327 1.6716 1.1443 0.7547 1.465 0.9933 1.1455 0.9846 0.7487 0.7675 1.2975 4.1799 2.0041 2.6330 |
- 141.7 544.4 59.7 - 2.6 + 18.6 - 0.4 44.1 - 0.1 - 34.6 -26.2 140.2 288.1 170.7 400.9 |
0.9993 1.0764 1.1243 1.3877 1.8662 0.4 1.5793 0.84 0.7397 3.008 1.2436 1.2833 0.9708 1.1054 |
- 1.4 55.4 - 28.2 28.3 115.2 - 0.6 145.4 - 0.8 - 35.4 50.2 87.7 71.1 - 3.5 97.7 |
Итого |
1.0766 |
1401.4 |
1.3071 |
1401.4 |
1.0766 |
704.0 |
Изменение затрат показывает, насколько эффективно ими распоряжаются. Если абсолютное изменение больше 1, то использовано больше средств, чем было запланировано. Данные таблицы 13 показывают, что в 2013 году так было с медикаментами (на 40 % больше), питание (на 10 % больше), оборудование ( на 100 % больше). В результате чего 2012 год закончили с перерасходом на 30 %.
Если абсолютное изменение меньше 1, то запланировано было больше, чем необходимо. В 2014 году использовали меньше на приобретение оборудования (на 3 %). Причины, влияющие на изменение затрат, можно назвать разные - это и инфляция, и уменьшение или увеличение материалоемкости, а также востребованность конкретных затрат.
В настоящее время в нашей стране осуществляется переход от бюджетного финансирования системы здравоохранения к бюджетно-страховому. Однако далеко не всем потребителям медицинских услуг понятны смысл и объективная необходимость происходящих изменений, различия между обязательным и добровольным медицинским страхованием. Многие рассматривают медицинское страхование лишь как введение платности медицинских услуг, которое приведет к увеличению индивидуальных расходов и дальнейшему расслоению населения на бедных и богатых. Однако это слишком поверхностная оценка.
К основным причинам, обусловившим введение страхового механизма финансирования здравоохранения в России, можно отнести: сокращение бюджетных ресурсов для покрытия стоимости медицинских услуг при ее постоянном росте; отсутствие материальных стимулов к труду у медицинских работников; жесткие рамки централизованного финансирования, сковывавшие местную инициативу при перераспределении выделенных средств и поиске дополнительных источников поступлений; отсутствие конкуренции между медицинскими учреждениями и медицинскими работниками и пр.
Однако ускоренное внедрение медицинского страхования, происходившее в последние три года, отнюдь не означает отказа от использования бюджетных источников. В частности, в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. в качестве первого источника финансирования лечебных учреждений названы бюджеты всех уровней.
Вторым важнейшим источником, находящимся в государственной собственности и позволяющим аккумулировать необходимые суммы, являются фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Сегодня в России созданы Федеральный фонд, 88 территориальных фондов ОМС и 1100 их филиалов.
Все хозяйствующие субъекты обязаны зарегистрироваться в территориальных фондах ОМС или их филиалах в качестве плательщиков взносов. За отказ от регистрации, сокрытие или занижение сумм, с которых должны вноситься взносы, нарушение сроков их перечисления к нарушителям применяются финансовые санкции в виде штрафа и (или) пени, уплата которых не освобождает страхователя от выполнения обязательств по ОМС. При наложении финансовых санкций Федеральный и территориальные фонды ОМС пользуются правами налоговых органов.
Плательщиками взносов являются:
От уплаты взносов на ОМС освобождаются общественные организации инвалидов и предприятия (объединения), находящиеся в собственности этих организаций и созданные для осуществления их уставных целей.
Законом установлен единый для всех юридических лиц тариф взноса на обязательное медицинское страхование в размере 3,6% от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям. Сумма поступающих в фонды средств должна покрыть затраты на финансирование Территориальной программы ОМС.
При недостатке в местном бюджете средств для уплаты взносов на ОМС за неработающих граждан выделяются дотации в порядке, установленном Правительством РФ.
Дополнительные средства для финансирования здравоохранения поступают за счет добровольного медицинского страхования, частных фондов, учреждаемых хозяйствующими субъектами различных форм собственности, доходов от ценных бумаг и других источников.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного медицинского страхования (ОМС) в России определены Законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 г. с последующими изменениями. Во исполнение закона принято большое число нормативно-правовых актов различного уровня, составляющих правовую базу ОМС.
Главной целью обязательного медицинского страхования является предоставление населению России равных возможностей в получении бесплатной медицинской и лекарственной помощи в пределах базовых Федеральной и Территориальных программ и финансирование профилактических мероприятий.
Федеральная (базовая) программа обязательного медицинского страхования утверждена постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2002 г. N 1096. Она определяет объем и условия оказания бесплатной медицинской и лекарственной помощи гражданам РФ.
Гарантированный перечень видов медицинской помощи (Федеральная (базовая) программа) включает скорую медицинскую помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни; лечение в амбулаторных условиях; диагностику и лечение на дому; осуществление профилактических мероприятий (прививки, диспансеризация и пр.); стоматологическую помощь; лекарственную и стационарную помощь. Все виды скорой медицинской помощи, а также стационарная помощь больным с острыми заболеваниями предоставляются независимо от мест проживания и прописки бесплатно, за счет средств бюджетов соответствующих территорий. На основе Федеральной программы высшие органы управления субъектов РФ утверждают Территориальные программы ОМС, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой. Но гарантированный объем медицинской помощи в разных регионах страны различается в зависимости от особенностей патологии населения, материально-технической базы медицинских учреждений, наличия квалифицированных медицинских кадров и других факторов.
Дополнительные медицинские услуги, не включенные в базовые программы ОМС, оказываются только на платной основе.
Базовая программа реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами ОМС. Медицинские услуги в рамках гарантированного объема предоставляются на всей территории РФ бесплатно в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования и не зависят от фактически уплаченных сумм страховых взносов.
В настоящее время уже создана организационная структура ОМС, которая функционирует в четырех вариантах. Первый вариант в наибольшей степени соответствует закону и предусматривает финансирование территориальных программ ОМС только через страховые медицинские организации. Сбор страховых взносов осуществляют фонды ОМС, а медицинские услуги, входящие в гарантированный перечень, предоставляются на основании договоров между страховыми медицинскими организациями, страхователями - работодателями (для работающего населения) или органами исполнительной власти субъектов РФ (для неработающего населения) и медицинскими учреждениями. После оказания пациенту необходимой помощи, предусмотренной программой ОМС, медицинское учреждение выставляет страховой медицинской организации счет для оплаты. Страховая медицинская организация производит проверку сроков, объемов, качества лечения, соответствие его стоимости утвержденным тарифам, а затем направляет фондам ОМС уточненные сведения, по которым они перечисляют средства на ее счет для окончательного расчета с медицинским учреждением.
Эта организационная схема ОМС действует на территории 12 субъектов РФ: в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Мордовия, Чувашской Республике, Ставропольском крае, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской областях и др.
При втором варианте организации ОМС функции страховщиков (т.е. страховых медицинских организаций) выполняют непосредственно территориальные фонды ОМС и их филиалы. Эта схема является наиболее экономной, так как сокращаются административные расходы. Ее внедрение в отдельных субъектах РФ связано с малочисленностью и низкой плотностью населения, отсутствием страховых компаний. Она применяется в Мурманской и Орловской областях, республиках Татарстан, Адыгея, Башкортостан, Удмуртия, Алтай и др. - всего в 15 субъектах РФ.
Третий вариант является комбинацией первых двух. Оплата медицинской помощи производится частично страховыми медицинскими организациями и частично филиалами территориальных фондов ОМС. Эта схема используется в 44 субъектах РФ. В 19 из них (Астраханской, Воронежской, Белгородской областях и др.) преобладает финансирование территориальных программ ОМС через страховые медицинские организации. В остальных субъектах (Амурской, Новгородской, Псковской областях и др.) основной объем средств поступает непосредственно от фондов.
При четвертом варианте фонды собирают и перечисляют средства ОМС органам управления здравоохранением, что по существу означает сохранение прежнего затратного механизма финансирования. Он действует в 18 субъектах РФ: в Кировской, Смоленской, Ивановской областях, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Саха (Якутии) и др.
По официальным данным, в системе ОМС уже функционируют более 480 страховых медицинских организаций, 6137 медицинских учреждений, услуги по ОМС оказывают 70% стационаров и 30% поликлиник, включая ведомственные.
В соответствии с законом о медицинском страховании субъектами ОМС являются: застрахованный; страхователь (плательщик взносов); страховщик (страховая медицинская организация); медицинское учреждение. Их права и обязанности закреплены Типовыми правилами обязательного медицинского страхования от 28 июня 1994 г.
Полученные от Фонда средства страховые медицинские организации используют на оплату медицинских услуг по Территориальной программе ОМС, на формирование резервов и фонда оплаты труда работников, занятых обязательным медицинским страхованием, и другие цели в соответствии с Положением о страховых медицинских организациях.
Страховая медицинская организация несет ответственность перед Фондом за оплату медицинской помощи застрахованным по ОМС всеми средствами, полученными на цели ОМС.
Страховые медицинские организации не имеют права использовать средства, предназначенные на реализацию программ обязательного медицинского страхования, для коммерческой деятельности, за исключением приобретения на временно свободные средства резервных фондов высоколиквидных ценных бумаг и банковских депозитов.
Информация о работе Организация финансов учреждений здравоохранения на примере РДКБ