Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:54, курсовая работа
При написании данной курсовой работы была поставлена цель: изучить проблемы в управлении финансов РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
выявить социально-экономическую сущность финансов РФ;
изучить факторы безопасности государства в управлении финансами;
дать рекомендации по проблемам финансовой безопасности государства в управлении финансами РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько политика государства будет отвечать требованиям времени.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
При написании данной курсовой работы была поставлена цель: изучить проблемы в управлении финансов РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Объектом данной работы является финансы, модели управления государственными финансами и финансовая безопасность, предметом – методы управления государственными финансами.
Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства. В ней выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев имеет свои задачи, собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.
На сегодняшний день одна из самых актуальных тем в сфере государственных финансов – реформирование бюджетного процесса, который предполагает эффективное и рациональное использование бюджетных средств не только при разработке стратегических государственных программ, но и в первую очередь при их реализации участниками бюджетного процесса.
Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач.
Теоретически любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Следовательно, необходимость оценки результативности и эффективности расходования бюджета продиктована требованиями общества.
Глава 1.Основные задачи и методы управления финансами
1.1. Социально-экономическая сущность финансов
Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.
Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов, доходы от имущества, находящегося в собственности государства и прочие сборы и повинности.
Характерными чертами ранних финансов были неразделение ресурсов монарха и государства и преобладание неденежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля неденежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов.
Распределительные
отношения — это часть
Неразвитая
форма финансов характеризуется
непроизводительным использованием бюджета
(2/3 расходовалось на военные цели
и практически не оказывало воздействия
на экономику). По мере развития государственности
и товарно-денежных отношений возникли
новые общегосударственные
В настоящее время финансы вступили в новую стадию развития. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
У финансов есть еще ряд признаков, по которым можно всегда безошибочно выделить их из совокупности денежных отношений: субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) имеет особые полномочия: регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Исходя из вышеперечисленных признаков финансов можно сформулировать следующее определение.
Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.
1.2. Объекты управления финансами РФ
Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.
Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:
Функциональное значение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства). Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах [2;39].
Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.
Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.
В сфере государственных финансов выделяются звенья:
Государственный
бюджет является главным звеном финансовой
системы. Он представляет собой форму
образования и использования
централизованного фонда
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы:
Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования).
Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств).
В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения [3;68].
Государственный
кредит функционирует в следующих
формах: государственные займы, гарантированные
займы. Государственные займы
В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:
Финансовые
отношения этих двух групп хозяйствующих
субъектов имеет свою специфику,
связанную с формой организации
предпринимательской
Финансовые
ресурсы предприятий
Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:
Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации на макроуровне являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, на микроуровне финансовые директора предприятий.
Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами