Основные задачи и методы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

При написании данной курсовой работы была поставлена цель: изучить проблемы в управлении финансов РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 выявить социально-экономическую сущность финансов РФ;
 изучить факторы безопасности государства в управлении финансами;
 дать рекомендации по проблемам финансовой безопасности государства в управлении финансами РФ.

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 62.81 Кб (Скачать файл)

1.3.Основные методы и формы управления финансами

Субъекты  управления используют в каждой сфере  и в каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. Вместе с  тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами  служат:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • программирование;
  • финансовое регулирование.

 

 

Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое  планирование занимает важное место  в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой  субъект хозяйствования всесторонне  оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Применительно к государственному управлению финансами  финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие [4;23].

Финансовое  планирование является одним из важнейших  инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

1) регламентированность (упорядоченный процесс);

2) связь с  обработкой информации;

3) направленность  на достижение определенных целей;

4) временный  характер.

Результатом планирования является план либо совокупность планов (система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.

 Планирование  выступает в качестве действенного  инструмента достижения поставленных  целей по средствам принятия  согласованных мер в меняющейся  внешности и внутренней среде.  Высшая цель планирования состоит  в современном выявлении средств  и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

 

 

Финансовое  программирование и автоматизированные системы управления финансами

Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

  • установление приоритетов расходов по направлениям;
  • повышение эффективности расходования средств;
  • прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные  потери от не достижения цели.

Частью  общего управления финансами являются автоматизированные системы управления, базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Автоматизированные системы управления являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Комплексное управление финансами специалистами  финансовых органов невозможно без  их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).

Автоматизированные системы  управления финансами – это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы государственных  расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов РФ функционирует автоматизированных систем финансовых расчетов, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов [6; 112].

Ее применение требует постоянного совершенствования  системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и  мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых резервов в  народном хозяйстве, рационального  расходования финансовых ресурсов.

В настоящее  время актуальной задачей является внедрение автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально для налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

При всем положительном значении и важности АСФР в то же время нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач по управлению финансами  не поддается формализации, требует  опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. Автоматизированные системы управления финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их корректируют.

Автоматиз0ированная  система управления представляет качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

Финансовое регулирование

Финансовое  регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное  удовлетворение потребностей общества, как на макро -, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

  • налоги и неналоговые платежи в бюджет;
  • финансовые льготы и санкции;
  • общие и целевые субсидии;
  • доходы и расходы внебюджетных фондов;
  • доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Прямое  влияние на ход рыночных процессов  оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и  платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении  нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

К косвенным  формам регулирования относится: косвенное  государственное налогообложение  и осуществление текущих государственных  расходов.

Среди смешанных  форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых  платежей в бюджет, льготное налогообложение  и льготное финансирование отдельных  сфер деятельности и мероприятий.

Таким образом, финансы являются системой денежных отношений в обществе, т.е. финансовые отношение между субъектами и  объектами финансов. Субъектами финансовых отношений являются органы государственные  органы власти, а объектами финансовые отношения между государством и его субъектами.

 

Глава 2. Модели управления государственными финансами и финансовая безопасность

2.1. Модели управления государственными финансами

Мировой практический опыт свидетельствует  о том, что каждой стране присуща  своя модель управления государственными финансами, тем не менее, условно можно выделить две:

– результативная модель;

– затратная модель.

В приложение №1 приведен их сравнительный анализ.

Таким образом, применение результативной модели управления бюджетными средствами предполагает контроль и управление результатами при установлении лишь верхних границ затрат (утверждении  расхода денежных средств на единицу  объема затрат).

Получателям бюджетных средств устанавливаются  количественные и качественные задания, для выполнения которых им выделяются лимиты бюджетных ассигнований. В  рамках этих лимитов они могут  оптимизировать свою деятельность, направив сэкономленные средства на собственные  нужды. Тем самым устраняется  противоречие интересов распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей [8].

Пример. Бюджетному учреждению выделено 250 000 руб. (без разбивки по кодам экономической классификации) и установлено, что в течение 2007 года оно должно выполнить 2 000 заказов по оказанию услуг. Качество оказанных бюджетным учреждением услуг должно соответствовать ГОСТу.

По окончании  финансового года учреждение представляет главному распорядителю отчет, в  котором с разбивкой по кодам  бюджетной классификации отражаются направление расходования средств  и качество оказанных услуг. Контрольные органы при проверке исследуют соответствие плановых показателей фактическим, выявляют отклонения и причины, приведшие к ним.

Однако  на сегодняшний день в России преобладает  затратная модель управления бюджетными средствами. Она характеризуется  отсутствием самостоятельности  бюджетополучателей при расходовании ими бюджетных ассигнований. Оценить эффективность расходования бюджетных ассигнований при использовании затратной модели управления бюджетными ресурсами, крайне сложно ввиду отсутствия установленных на законодательном уровне конечных результатов деятельности, которые должны быть достигнуты. Тем не менее, это возможно.

Данная  модель, несмотря на недостатки, очень  стабильна, поскольку:

– привычна и удобна как главным распорядителям (распорядителям), так и получателям бюджетных средств;

– не предполагает доверия к бюджетополучателям (предоставляет  им ограниченный круг полномочий).

Принимая  во внимание задачи, которые обозначил  Президент в своем послании, можно  предположить, что в России формируется  новая модель управления бюджетными ресурсами, которая по своим характеристикам  близка к результативной.

2.2. Факторы финансовой безопасности России

Экономическая безопасность – фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. В самом общем виде экономически эффективное государство – это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.

Как отмечено в Государственной  стратегии экономической безопасности Российской Федерации, в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах – участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне[8].

 При этом система  экономической безопасности должна  выявлять ситуации, при которых  фактические или прогнозируемые  параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

Важнейший элемент  экономической безопасности страны в современных условиях - финансовая безопасность. В современных условиях воздействие мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. А глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства.

Например, вряд ли с  позиций стандартных теоретико-экономических  объяснений можно найти полные ответы на вопросы: почему в стране такой-то валютный курс, такие-то государственный бюджет и платежный баланс, такой-то государственный долг, такая-то учетная ставка, такие-то цены, доходы, финансовый кризис и т.д.

Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами