Особенности формирования дохода некоммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Данное право некоммерческих организаций на привлечение дополнительных источников формирования дохода предоставляется им в обмен на обязательства оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, общественные интересы отдельных групп населения и т.д., и именно из этих источников финансируется основная деятельность некоммерческих организаций.

Содержание работы

Введение 3
1. Доход некоммерческой организации и его структура 4
1.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих организаций 4
1.2. Государственные источники финансирования некоммерческих организаций. 7
1.3. Собственные источники финансирования некоммерческих организаций 8
2. Порядок поступления средств в некоммерческую организацию 9
3. Целевые поступления 10
4. Доходы от предпринимательской деятельности 14
5. Грант как один из источников дохода некоммерческой организации 16
6. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) – один из источников формирования дохода некоммерческой организации 18
7. Стратегическое планирование доходов некоммерческой организации 19
7.1. Финансовый план — основной документ планирования 19
7.2. Практический пример составления финансового плана 22
8. Роль государства в формировании дохода некоммерческой организации… 33
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

Для некоммерческих организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью  деятельности, но законодательно им разрешено  заниматься предпринимательской деятельностью, что дает им возможность привлекать дополнительные средства на достижение уставных целей. Вследствие этого полученная от такой деятельности прибыль после налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.

Сформировав доходную часть  финансового плана с разделением  по программам и проектам и отдельно выделив прочие поступления, перейдем к рассмотрению расходной части, в которой содержатся статьи, включающие планируемые потребности в ресурсах.

Учитывая, что степень  детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно  проводить по следующим правилам:

расходы, отраженные в  финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и  задачам некоммерческой организации;

назначение и порядок  формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.


Важно отметить, что при  составлении финансового плана  должен соблюдаться балансовый принцип  финансового планирования, предполагающий равенство доходов и расходов. А поэтому необходимо учитывать  особенности характера расходов, направляемых на конкретные программу или проект. Например, есть затраты, которые носят переменный характер и величина которых изменяется пропорционально масштабам деятельности, а есть фиксированные затраты, величина которых неизменна и не зависит от масштабов деятельности. Но могут быть и такие затраты, которые являются частично переменными и частично фиксированными (услуги связи, коммунальные услуги и т.п.). Существуют также затраты, имеющие тенденцию скачкообразного увеличения или уменьшения, например, связанные с расширением деятельности в определенный интервал времени. Учет этих особенностей поведения затрат позволяет создать более гибкий и работоспособный финансовый план. Следует отметить, что в процессе планирования возникает острая необходимость в получении обоснованных расчетов и экспертных оценок, так как значения определенных показателей являются прогнозными, вследствие чего в процессе реализации планов возможны отклонения.

7.2. Практический пример составления финансового плана

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

некоммерческая организация  отталкивается от стоящих перед  ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;

исходя из имеющихся  финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.


Рассмотрим механизм составления финансового плана  по последнему способу.

Допустим, имеется некоммерческая общественная организация, которая объединяет медицинских работников и оказывает помощь в получении специализированных медицинских услуг людям с ограниченным финансовыми возможностями. Общественная организация основана на членстве и в процессе уставной деятельности проводит работу по оказанию помощи медицинским работникам и их семьям (трудоустройство, образование, юридическая поддержка и др.), благотворительные акции, презентации благотворительных проектов и новых технологий в области медицины для сбора средств на их внедрение, оказывает помощь малоимущим гражданам в получении ими медицинских услуг и др. Кроме того, общественная организация занимается предпринимательской деятельностью, оказывая платные услуги, в том числе и на льготной основе, для разных категорий граждан.

В дальнейшем поставленные цели конкретизируются и оформляются в виде двух программ: благотворительной акции «Здоровые дети — прекрасное будущее» (S1) и проекта по оказанию помощи детскому дому инвалидов «Мир не без добрых людей» (S2) — при этом финансирование каждой программы складывается из конкретных целевых источников, а доходы самой некоммерческой организации разбиваются по соответствующим статьям (см. табл. 1).

Таблица 1

Доходы некоммерческой организации, руб.

№ п/п

Доходы

Средства, поступившие  на программу

Прочие поступления

Всего поступило  средств

«Здоровые дети — прекрасное будущее»

«Мир не без  добрых людей»

S1

S2

1.

Вступительные взносы

_

_

34 000

34 000

2.

Членские взносы

_

_

168 000

168 000

3.

Добровольные пожертвования  от 
- юридических лиц 
- физических лиц

 
 
56 504 000 
5 450 000

 
 
2 975000 
625 000

 
 
60 000 
14 000

 
 
59 539000 
6 089 000

4.

Доходы от коммерческой деятельности

1 500 000

500 000

250 000

2 250000

 

Итого:

63 454 000

4 100 000

526 000

68 080 000


 

После этапа прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят к распределению планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности, а также отдельных акций, связанных с реализацией целей уставной деятельности некоммерческой организации.

Этап распределения  представляет собой последовательность процедур. В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы  и оценить их в стоимостном  выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Для наглядности последовательность процедуры принятия решений в  процессе планирования можно представить  в виде схемы (рис. 1), где: S1, S2...… Sn — программа (в нашем примере S1 — программа «Здоровые дети — прекрасное будущее», а S2 — «Мир не без добрых людей»); H1, H2... …Hm — состояние ресурсов для реализации программы (H1 — наличие помещения, H2 — наличие персонала, H3 — наличие медикаментов, H4 — наличие оборудования и т.д.); Pfk — затраты (например, для ресурса H1: P11 — арендная плата, P12 — оплата коммунальных услуг, P13 — расходы на содержание помещения), а поэтому сумма всех затрат и определяет потребность в финансовых ресурсах.

Рис.1. Последовательность этапов определения ресурсной базы

Всю последовательность определения потребности в объемах  финансирования можно разбить на этапы. На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ. На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу. На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина потребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана. На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали — программы. Ниже приводится пример определения потребностей в материальных и финансовых ресурсах как вариант применения предложенной процедуры планирования в процессе разработки благотворительной программы.

Пример.

Благотворительная программа  «Здоровые дети — прекрасное будущее» (S1)

1 этап. Цель  программы: поддержка и реализация комплексных мероприятий, направленных на оказание медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально-незащищенным и остро нуждающимся гражданам, прежде всего детям, детям-инвалидам, детям из малообеспеченных и многодетных семей, а также детям-сиротам на базе созданной современной детской клиники. Задачи программы, направленные на достижение цели:

проведение всестороннего  обследования детей с использованием современных методик;

организация многопрофильного лечения с использованием широкого арсенала средств и методов;

организационно-методическая работа с применением современных  технологических средств;


2 этап. Определение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей:

1. Материально-техническая  база — Клиника (H1):

1.1. Приобретение недвижимого  имущества (P11);

1.2. Расходы на капитальный  ремонт (P12);

1.3. Арендная плата  за помещение, коммунальные платежи, текущие эксплуатационные расходы (P13);

1.4. Аренда и приобретение  оборудования (P14):

оргтехника для офиса;

офисная мебель (столы, тумбочки, шкафы и т.д.);

оргтехника для Клиники;

мебель для Клиники (полки, стеллажи, шкафы, столы, вешалки и т.д.);

медицинское оборудование общего назначения;

автомобиль;

автомобиль специальный;

специальное медицинское  оборудование;

кабинет специалиста (комплект);

лаборатория;

кабинет оптик-отделения;

кабинет флюорографии;

кабинет ультразвуковой диагностики;

операционная;

пожарная сигнализация;

охранная сигнализация;

мобильные средства связи;

сантехническое и эксплутационное  оборудование.


2. Трудовые ресурсы  (H2), включая:

штатный персонал по программе;

административный персонал;

медицинский и технический  персонал;

фонд оплаты труда (P21).


3. Поддержание инфраструктуры (H3) — это все текущие расходы,  включая расходные материалы, услуги связи, транспортные, командировочные и оплату услуг сторонних организаций.

4. Целевая поддержка  населения (H4) — затраты на  оказание материальной помощи (деньгами, услугами, имуществом) нуждающимся  гражданам и другие расходы.

Результатом данного этапа является разработанная смета расходов (табл. 2), в которой представлены расходы по всем видам деятельности, программам и проектам некоммерческой организации, увязанные с прогнозируемыми объемами поступлений. Так как в финансовый план благотворительной программы «Здоровые дети — прекрасное будущее» уже заложены все расходы, в том числе и административно-управленческие, то необходимо решить вопрос о распределении общехозяйственных расходов по другим направлениям, включая проект «Мир не без добрых людей». В качестве нормативной базы распределения может выступать фонд оплаты труда штатных сотрудников. Если фонд оплаты труда в целом по организации принять за 100%, то доля проекта S1 составит — 88,14%, а проекта S2 — 11,86%. В дальнейшем распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности можно производить в соответствии с этими пропорциями.

Таблица 2

Смета расходов некоммерческой организации, руб.

№п/п

Статья расходов

Расходы на благотворительные  программы

Расходы по прочим уставным видам деятельности

ВСЕГО расходов

«Здоровые дети - прекрасное будущее»

«Мир не без  добрых людей»

S1

S2

1.

Приобретение имущества

16 249 000

243 360

-

16 492 360

2.

Расходы на капительный  ремонт

400 690

57 720-

-

458 410

3.

Аренда и приобретение оборудования

19 000 000

1 400 000-

-

20 400 000

4.

Коммунальные платежи

2 599 310

90 300-

-

2 689 610

5.

Оплата труда 
- штатного персонала 
- привлеченных специалистов

5 788 897

 
414 000 
365 000


-

6 202 897 
365 000

6.

Текущие расходы

2 830 000

179 766

-

3 009 766

7.

Оплата услуг сторонних  организаций

8 400 000

124 800

-

8 524 800

8.

Целевая поддержка населения

2 700 000

768 950

526 000

3 994 950

9.

Проведение прочих мероприятий

840 00

88 000

-

928 000

10.

Расходы на рекламу

650 000

21 000

-

671 000

11.

Прочие расходы, в том  числе налоги и другие обязательные платежи

3 996 103

347 104-

-

4 343 207

 

ИТОГО:

63 454 000

410 000

526 000

68 080 000

Информация о работе Особенности формирования дохода некоммерческой организации