Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:49, реферат
Данное право некоммерческих организаций на привлечение дополнительных источников формирования дохода предоставляется им в обмен на обязательства оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, общественные интересы отдельных групп населения и т.д., и именно из этих источников финансируется основная деятельность некоммерческих организаций.
Введение 3
1. Доход некоммерческой организации и его структура 4
1.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих организаций 4
1.2. Государственные источники финансирования некоммерческих организаций. 7
1.3. Собственные источники финансирования некоммерческих организаций 8
2. Порядок поступления средств в некоммерческую организацию 9
3. Целевые поступления 10
4. Доходы от предпринимательской деятельности 14
5. Грант как один из источников дохода некоммерческой организации 16
6. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) – один из источников формирования дохода некоммерческой организации 18
7. Стратегическое планирование доходов некоммерческой организации 19
7.1. Финансовый план — основной документ планирования 19
7.2. Практический пример составления финансового плана 22
8. Роль государства в формировании дохода некоммерческой организации… 33
Заключение 35
Список литературы 37
Предложенная этапность
принятия решения позволяет
В этой связи рассмотрим подробно процедуру составления финансового плана. Основываясь на первом подходе к финансовому планированию, определим объемы финансирования, исходя из прогнозируемых затрат.
После того как установлены цели, необходимо сформулировать задачи для достижения поставленных целей на каждом из этапов работы (рис. 1) и провести расчеты. После этого разрабатывается система мероприятий, выбор которых осуществляется на основе многовариантных расчетов. Пример мероприятий, необходимых для реализации программы S1 в течение трех лет с разбивкой по кварталам, приведен ниже (табл. 3).
Таблица 3
Перечень мероприятий по программе S1
Мероприятия |
1-ый год |
2-ой год |
3-ий год | |||||||||
Кварталы | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Подбор штатного персонала для офиса |
+ |
+ |
||||||||||
Заключение договоров аренды офиса |
+ |
|||||||||||
Подбор помещений под Клиники |
+ |
|||||||||||
Мониторинг строительно- |
+ |
|||||||||||
Подготовка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Клиники |
+ |
+ |
||||||||||
Техническое обеспечение офисного помещения (закупка оборудования и т.д.) |
+ |
+ |
||||||||||
Согласование проектов с уполномоченными организациями (СЭС, пожарными службами и т.д.) |
+ |
+ |
||||||||||
Капитальный ремонт помещений. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Мониторинг средств медицинского оборудования |
+ |
|||||||||||
Закупка медицинского оборудования |
+ |
+ |
||||||||||
Техническое обеспечение помещения Клиники (закупка оборудования и т.д.) |
+ |
+ |
||||||||||
Пуско-наладочные работы |
+ |
|||||||||||
Подбор технического и медицинского персонала Клиники |
+ |
|||||||||||
Работа детской клиники |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Ведение методов просветительской работы в области детских заболеваний и их профилактики |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Организация учебно-методических службы для изучения и апробации новаторских идей в области детской педиатрии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
Организация медицинской консультативной службы для оказания услуг населению |
+ |
+ |
||||||||||
Работа консультативной службы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Распространения новых форм методики работы в области лечения детских заболеваний. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Организация создания и обслуживание Интернет - странички Клиники |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Проведение реабилитационных программ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Организация и ведение базы данных по лицам, получившим помощь |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Организация диспансерного наблюдения пациентов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Содействие научным
исследованиям в области |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Выпуск методической и рекламной литературы |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
Координация и привлечение к деятельности Клиники государственных и общественных организаций |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Создание службы неотложной помощи |
+ |
+ |
||||||||||
Освещение хода реализации программы в средствах массовой информации. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Отчет о реализации программы перед заинтересованными лицами |
+ |
+ |
+ |
Перечень мероприятий по программе со сроками проведения необходим для контроля за исполнением финансового плана.
После разработки комплекса мероприятий составляется календарный план, необходимый для достижения сбалансированности финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов.
Данный этап работы мало чем отличается от определения потребностей в материальных ресурсах коммерческих проектов — разница лишь в конечных целях и ограничениях, заложенных в программах или проектах некоммерческих организаций, определяющей стороной которых является не доходность, а результативность. Пожалуй, самое трудоемкое на данном этапе — это согласование натуральных и стоимостных показателей финансового плана на основе специально разработанной методики увязки и перехода от материальных к финансово-стоимостным показателям и обратно для обеспечения их сбалансированности.
Кроме того, на этом этапе же планирования происходит распределение обязанностей между ответственными лицами и, как следствие, определяется необходимое количество сотрудников для выполнения всего объема работ. При этом выявляется общая картина состояния трудовых ресурсов и проводится анализ возможного использования имеющихся в организации сотрудников, а также остается вопрос о привлечении квалифицированного персонала со стороны для участия в работе данной программы или проекта.
При планировании численности персонала уместно определить, какова потребность в конкретных специалистах у организации на начальной стадии реализации проекта или программы, какой она будет через 1 год, 5 лет, т.е. на всем протяжении действия программы или проекта, на каких условиях они будут привлечены (полная, частичная занятость, добровольцы), какова система оплаты труда, будут ли предусмотрены дополнительные выплаты и т.д. После чего, определив потребности в персонале, можно рассчитать заработную плату по отдельным подразделениям организации и категориям работников.
В целом же, хотя величина потребности в материальных и трудовых ресурсах является обоснованием размера всех финансовых затрат и, следовательно, необходимого объема финансовых ресурсов, нужен постоянный контроль за ходом исполнения проектов и программ. Это прежде всего необходимо для того, чтобы понять, насколько успешной является деятельность организации по освоению проекта или программы на различных этапах, достигаются ли запланированные цели и чем обусловлены неудачи, если они есть. Для этого по окончании отчетного периода или при выполнении каждой программы составляется отчет об исполнении финансового плана, который, так же как и финансовый план, утверждается высшим органом управления некоммерческой организации. С этим отчетом могут также ознакомиться грантодатели и учредители, финансирующие целевые программы или проекты.
Для организации успешного контроля, представляющего собой сложный и трудоемкий процесс, целесообразно все полученные данные о выполнении благотворительной или целевой программы в этом отчете оформить в разрезе статей финансового плана некоммерческой организации, который содержит всю информацию о поступлениях и расходах. Кроме того, такой подход соответствует требованиям контролирующих органов при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности, а сами жертвователи могут получить четкую картину о целевом использовании предоставленных средств.
В настоящее время персонал некоммерческих организаций в России испытывает определенные трудности в разработке финансовых планов, что обусловлено рядом объективных причин. В первую очередь, это связано с тем, что механизм функционирования некоммерческих организаций несколько отличается от механизма функционирования многих других организаций, поскольку при составлении финансового плана необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К ним относятся ограниченность финансовых ресурсов и следующее сочетание параметров:
|
один источник финансирования — одна программа; |
|
много источников финансирования — одна программа; |
|
много источников финансирования — много программ; |
|
один источник финансирования — много программ. |
В то же время слабость методического и программного обеспечения, используемого при планировании и контроле деятельности некоммерческой организации, не позволяет на сегодняшний день обеспечить должное взаимодействие исполнителей проектов и программ с жертвователями и грантодателями. А поэтому предложенный алгоритм составления финансового плана некоммерческой организации может стать действенным инструментом в решении поставленных задач.8 [7]
Источники финансирования организаций и учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, можно сгруппировать в зависимости от степени участия государства в функционировании этих структур. Там, где государство полностью исполняет соответствующие функции, расходы на содержание организаций осуществляется за счет средств государственного бюджета. Сюда относятся: государственное управление, охрана правопорядка, оборона, частично образование и здравоохранение. В других направлениях государство осуществляет надзорно - координирующую роль, а источниками финансирования являются обязательные отчисления средств всеми субъектами хозяйствования, централизуемые в государственных специальных внебюджетных фондах. Особое место занимает государство при организации финансирования по защите окружающей среды: оно использует принудительные меры по мобилизации средств от субъектов хозяйствования с экологически вредными условиями производства. Таким образом, формируется Фонд охраны природы для финансирования мероприятий по компенсации или восстановлению среды обитания.
Государство принимает на себя затраты по финансированию образования и здравоохранения на уровнях, гарантированных его социальными обязательствами.
Преобладающая часть затрат на проведение фундаментальных научных исследований финансируется за счет средств государственного бюджета. Это вызывается тем, что результаты таких исследований не дают немедленного эффекта, могут быть применены через длительный период, а их важность весьма существенна для будущего развития общества.
Государственной помощью признается увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). При этом в качестве экономической выгоды не рассматриваются создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и тому подобные действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых организация ведет деятельность. Иными словами, государственной помощью могут считаться только те действия государственных органов, которые имеют конкретную стоимостную оценку и выражаются в виде перечислений денежных средств или передачи иных активов, которые могут быть использованы для осуществления мероприятий, финансируемых за счет государственной помощи.
Бюджетные средства подразделяются на:
Итак, некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Особенности организации финансов некоммерческих организаций как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридических лиц – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.
Некоммерческая организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций кроме компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организация ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов.
Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны.10[6]
1 Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. - 192 с.
Информация о работе Особенности формирования дохода некоммерческой организации