Планирование цен на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижения научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. важным показателем, характеризующим уровень промышленных предприятий, является себестоимость продукции. Она характеризует уровень производительности труда, степень использования производственной мощности, экономичность расходования материалов, топлива, электроэнергии, целесообразность и бережливость расходования денежных средств. Себестоимость продукции служит основой для ценообразования, используется для оценки экономической эффективности внедрения новой техники и мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.49 Кб (Скачать файл)

Введение

Основной задачей деятельности предприятия является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Любая производственная деятельность в рыночных условиях эффективна лишь в том случае, когда стоимость произведенного конечного продукта будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов, затраченных на производство и сбыт. И основная цель предприятия состоит в максимизации этой разности. При этом существуют объективные экономические критерии, задающие оптимальные размеры выпуска товаров и услуг при существующих ограничениях ресурсов, которые в полной мере следует учитывать в процессе планирования.

Издержки производства и реализации или себестоимость продукции, работ и услуг представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию.

Итак, наиболее эффективным решением задачи оптимизации прибыли является проведение анализа затрат на производство. С помощью него отслеживается зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объёма производства или сбыта. Теоретической базой для данного анализа является система управления себестоимостью, или системой управления предприятием. Главное внимание и ней уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объёмов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Прежде чем начать производство продукции, любая фирма определяет, какую прибыль она сможет получить. Необходимым условием получения прибыли является определенная ступень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой: Затраты > Объем производства >Прибыль.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижения научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. важным показателем, характеризующим уровень промышленных предприятий, является себестоимость продукции. Она характеризует уровень производительности труда, степень использования производственной мощности, экономичность расходования материалов, топлива, электроэнергии, целесообразность и бережливость расходования денежных средств. Себестоимость продукции служит основой для ценообразования, используется для оценки экономической эффективности внедрения новой техники и мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Теоритические Основы издержек и цен на предприятии

1.1Понятие издержек и  себестоимости 

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Все затраты ресурсов представляют собой альтернативные или вмененные издержки. Они выступают главным ограничением, с которым сталкивается каждое предприятие в ходе реализации своих возможностей в максимизации планируемых и фактических доходов. Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой применение ресурсов в лучшем из других способов их потребления. Альтернативные издержки принято называть экономическими.

 В процессе планирования  следует отличать экономические  издержки от бухгалтерских. Издержки, определяемые бухгалтерами, не включают альтернативную стоимость факторов производства, являющихся собственностью предприятия или неявными издержками. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретенные ресурсы. Примером неявных издержек может служить альтернативная стоимость услуг труда руководителя – собственника предприятия, земли и т.д.

 Производственные издержки  являются основой себестоимости  продукции. Они подразделяются на  постоянные и переменные, общие  и средние, предельные и удельные, кратковременные, долгосрочные и  другие. Чтобы определить общие  издержки производства различных  видов продукции, необходимо знать  суммарные затраты ресурсов и  объем выпуска товаров. Как известно, в течение краткосрочного периода  некоторые виды ресурсов, связанные  с работой технологического оборудования, остаются неизменными, тогда как  количество других ресурсов может  изменяться. Отсюда следует, что  в краткосрочном плановом периоде  различные виды производственных издержек могут быть отнесены к постоянным или переменным издержкам.

 Постоянными принято  называть такие издержки, величина  которых не изменяется в зависимости  от объема выпуска продукции (арендная  плата, расходы на освещение, отопление, оплата административно-управленческого  персонала и т.д.).

Переменными считаются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от объема выпуска продукции (сырье, материалы, заработная плата производственных рабочих, топливо и т.д.).

Общие или валовые издержки – это сумма постоянных и переменных расходов при каждом данном объеме выпуска продукции.

Средние издержки определяют величину производственных затрат в расчете на единицу продукции. Они служат для сравнения с рыночными ценами и являются мерой для обоснования оптимальных объемов выпуска разных видов продукции.

 Предельные издержки  определяют дополнительные или  добавочные затраты, связанные производством  еще одной единицы продукции.

Предельные издержки определяют те итоговые расходы, которые придется понести фирме в случае производства последней единицы продукции. Они также показывают те затраты, которые могут быть «сэкономлены» в случае сокращения объема производства на эту последнюю единицу продукции. Предельные издержки можно найти для каждой добавочной единицы продукции отношением прироста валовых издержек к соответствующему приросту количества произведенных товаров по формуле

Пр И=DВИ/DВп, (1.1)

 где Пр И – показатель предельных издержек; DВИ – прирост валовых издержек; DВп – прирост выпуска продукции.

 Себестоимость продукции  является важным планово-экономическим  показателем предприятия, обобщающим  его издержки производства и  реализации продукции, выполнение  работ или услуг. Она представляет  собой суммарную стоимостную  оценку используемых в процессе  изготовления и сбыте товаров  природных, производственных, трудовых, финансовых и других ресурсов.

В общем виде плановую себестоимость продукции можно выразить в следующем виде:

Сп=Мз+Зо+Ос+Ао+Пр,  (1.2)

 где Сп – себестоимость продукции, руб.; Мз – материальные затраты; Зо – затраты на оплату труда; Ос – отчисление на социальные нужды; Ао – амортизация основных фондов; Пр – прочие затраты.

  В процессе планирования  издержек производства необходимо  в полной мере учитывать механизм  их взаимодействия в разные  периоды времени.

Понятие себестоимости

Себестоимость продукции выражает в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на производство и реализацию единицы или объема продукции в действующих экономических условиях. В себестоимости возмещаются затраты производственных ресурсов, израсходованных на изготовление продукции в конкретных условиях того или иного предприятия, в текущих рыночных ценах.

 Выделение издержек  как части стоимости, отражающей  затраты производителей, возникло  закономерно и неизбежно в  процессе установления эквивалентности  обмена товаров, создание условий  для дальнейшего осуществления производства, оценки результатов собственного труда путём соизмерения затраченных усилий и средств, полученным при этом объёмом материальных благ (продукции, услуг и т.п.).

Конкретной формой выражения издержек производства в хозяйственной практике являются стоимостные показатели, характеризующие в денежном выражении их уровень показателей себестоимости.

 Снижение себестоимости  продукции имеет большое значение  для повышения эффективности  общественного производства. Это  вытекает из экономической сущности  данной категории, в которое находит  выражение вся совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в производстве. Влияние  себестоимости продукции на рост  эффективности функционирования  народнохозяйственного комплекса  не только велико, но и весьма  многообразно. Величина издержек  производства во многом определяет: уровень оптовых цен и действенность  ценового механизма страны, обеспечивая  тем самым стабильность экономики; объём и масштабы увеличения  чистого дохода и соответственно  денежных накоплений, что обуславливает  те или иные темпы роста  производства. Кроме того, снижение  издержек предполагает экономное  потребление ресурсов.

Издержки производства отражают одновременно процесс создания части стоимости и формирования фонда возмещения, потреблённых средств производства и фонда личного потребления работников производственной сферы, предопределяя при этом в какой-то мере также вместе величину и возможные направления использования фонда накопления.

 Недооценка объективности  себестоимости продукции, её место  в практической плановой и  управленческой деятельности может  быть наказуема снижением эффективности  производства, отражающейся в ухудшении  его качественных показателей.

 На себестоимость возлагаются  большие надежды, связанные с  повышением эффективности производства. Надо отчётливо представлять  информативную ценность показателя  себестоимости, области его возможного  воздействия на экономические  параметры производства, стимулирование, не выдвигать необоснованных  требований, которые этот показатель  не может удовлетворить, учитывая  объективную специфику его внутреннего  содержания.

Себестоимость в большей мере определяет возможности и границы реализации функций цены. Известно, что себестоимость является нижним пределом цены, т.е. определяет границу возможного маневрирования при проведении той или иной политики цен, когда осуществляется их стимулирующая функция.

 В современных условиях  на себестоимость как бы перелагается  часть стимулирующей функции цен. Дело в том, что хотя себестоимость всегда подвижнее цен, в последние годы это многократно усиливается. Оптовые цены определяют внешние условия его производственной деятельности. Таким образом, сегодня увеличение прибыли в ещё большей степени, чем раньше, связывается со снижением себестоимости, уровень которой зависит, прежде всего, от собственных усилий трудовых коллективов и которая теперь становиться, видимо, более активным стимулятором эффективности общественного производства.

 Себестоимость применяется  для определения эффективности  как локальных мероприятий по  совершенствованию техники и  технологии, организации производства  и труда, освоению новых изделий  или расширению объёмов выпуска  традиционной продукции, так и  при решении глобальных вопросов  строительства и размещения новых  или реконструкции и модернизации  действующих предприятий. Кстати, улучшение  использования показателя себестоимости  в этих случаях может оказать  серьёзное влияние на повышение эффективности капитальных вложений, их концентрацию на объектах обеспечивающих высокую экономическую отдачу.

 Себестоимость является  одной из немногих экономических  категорий, которая может находить  и находит конкретное воплощение  в нескольких показателях, которые  при единстве своего внутреннего  содержания отличаются друг от  друга целым рядом особенностей.

 В настоящее время  действуют показатели: себестоимость  всей выпущенной товарной (валовой) продукции, себестоимость сравнимой  товарной продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции, себестоимость  единицы важнейших видов изделий. Менее известна практике себестоимость  качественного (ведущего) параметра  изделий. Кроме того, различаются  показатели в зависимости от  избранной калькуляционной единицы: себестоимость детали, узла, изделия  в целом, партии или комплекта, вида выполняемых производственных  работ и услуг, себестоимость  натуральной, условно-натуральной единицы  и т.п. Может также рассчитываться  себестоимость выпуска продукции  цеха, передела, определенного технологического  процесса.

Другими словами себестоимость продукции является денежным выражением текущих затрат предприятия на ее производство и сбыт. Денежная форма позволяет выразить в себестоимости разнородные по натурально - вещественной форме затраты предприятия.

1.2Сметное планирование

Смета или бюджет – количественный план в денежном выражении, показывающий планируемую величину доходов, расходов и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели. Сметное планирование лежит в основе формирования бизнес-плана, включает планирование и контроль текущей хоз. деят-ти. Бюджет компании (главный бюджет) – это система взаимосвязанных бюджетов, он описывает ожидания относительно продаж, расходов и др. фин. операций в прогнозном периоде. Он включает: систему операционных бюджетов  и систему фин. бюджетов.

 В процессе бюджетирования  рассчитывается бюджет компании  по всей совокупности операционных  и финансовых бюджетов (кроме  бюджета капиталовложений) и оценивается  прогнозное финансовое состояние  компании. Если результирующие финансовые  показатели (такие, как ликвидность, прибыль, рентабельность и др.) неудовлетворительны, то нужно оценить влияние каждого  фактора и изменить какие–то  из них (сценарий «что-если»).

Информация о работе Планирование цен на предприятии