Планирование и регулирование средств на оплату труда (на примере Екатеринбургского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести исследования регулирования и планирования средств на оплату труда персонала по предприятию и его подразделениям, а также рассмотреть проблемы в области планирования оплаты труда.

Содержание работы

Введение
1. Планирование и структура фонда оплаты труда
1.1. Организация и планирование заработной платы
1.2. Формы и системы оплаты труда
1.3. Структура фонда оплаты труда
2. Планирование и регулирование фонда оплаты труда (на примере предприятия «Ка-менский территориальный узел электросвязи ОАО « Уралсвязьинформ»)
2.1. Характеристика предприятия Каменский территориальный узел электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»)
2.2. Методы планирования средств на оплату труда
2.3. Планирование и регулирование фонда оплаты труда (на примере предприятия «Камен-ский территориальный узел электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»)
3. Пути совершенствования организации заработной платы
3.1. Состояние оплаты труда на предприятиях в России
3.2. Совершенствование оплаты труда работников Каменского ТУЭС ОАО «Уралсвязьин-форм»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Регулирование фонда  оплаты труда  в большую или  меньшую сторону зависит от полученной прибыли за оказанные услуги, выпущенную продукцию. При неудовлетворительном состоянии следует:

- корректировка фонда оплаты труда по подразделениям пропорционально изменениям трудоемкости продукции, если такие  изменения происходят на уровне цехов;

- сокращение численности штата;

- сокращение режима  работы некоторых служб;

- прекращение или снижение  выплат стимулирующего характера (премии, материальная помощь согласно КД, предоставление путевок и т.д.);

- пересмотр системы  оплаты труда и т.д.

На уровне структурного подразделения регулирование средств на оплату труда фактически происходит путем регулирования премиальных выплат – например снижение размера премии за невыполнение производственных показателей по подразделениям или предприятию в целом.

За  счет экономии фонда  оплаты труда при наличии большого количества дней заболеваемости администрация  может направить средства на увеличение процента премии за текущий период или выплатить годовое вознаграждение всем работникам.

     Кроме системы  стимулов на предприятии действуют  и  меры негативного стимулирования, такие, как выговор, замечание, снижение или лишение премии, уменьшение ставки зарплаты, перевод на более низкую ступеньку служебной лестницы. Например, при получении взыскания, работник лишается на целый год всех выплат стимулирующего характера – МП к ежегодному отпуску, вознаграждение  по итогам работы за год, вознаграждение к профессиональному празднику, рождение ребенка, МП на погребение близких родственников. Это  хороший стимул не совершать проступков на производстве. В Каменском ТУЭС практически отсутствуют прогульщики, нарушители трудовой дисциплины.

В странах с развитой рыночной экономикой в качестве важнейшего средства достижения равновесия в области занятости и повышения экономической эффективности производства многие специалисты рекомендуют переходить к гибкой заработной плате. На уровне народного хозяйства под этим понимается изменение заработной платы в зависимости от динамики экономических показателей развития страны в целом (валового национального продукта, производительности труда, инфляции, внешнеторгового баланса), а на уровне предприятия - увязка заработной платы с итогами его хозяйственной деятельности, эффективностью производства, что весьма эффективно реализуется через коллективный договор.

В нем необходимо четко сформулировать принципы, порядок оплаты труда всех категорий работающих, установить прямую зависимость размера оплаты труда от достигнутых конечных результатов.

Следует отметить, что  в рыночной экономике первичны условия  оплаты труда, т.е. система ставок, окладов, норм трудовых затрат, пенсионных выплат, различных льгот - именно они в  совокупности определяют издержки работодателя на оплату труда. Таким образом, фонд заработной платы, фонд поощрения или какой-либо иной фонд как элементы организации заработной платы становятся ненужными. Это объясняется тем, что при разработке системы ставок, окладов, норм трудовых затрат и др. выплат и льгот предприятие в условиях рынка, чтобы быть конкурентоспособным, должно учитывать требования, определенные Международной организацией труда при установлении заработной платы,  а    также свою организационную структуру, соответствующую выбранной на очередной период стратегии развития предприятия и обеспечивающую его конкурентоспособность.

Такой общей стратегии, естественно, должна соответствовать  и стратегия в области человеческих ресурсов (управления персоналом), которая определит, в конечном итоге, издержки предприятия на рабочую силу, в том числе, и конечном итоге, издержки предприятия на рабочую силу, в том числе и величину средств, требуемых на оплату труда работников.

Таким образом, исходя из этого подхода, можно сделать вывод, что планирование средств на оплату труда персонала (ФОТ или ФЗП, ФМП) в отрыве от перечисленных выше факторов, как это делалось в условиях централизованно плановой экономики и в большинстве случаев сейчас (что и показано выше), по сути дела является, чисто функциональной областью управления предприятием, выливающуюся в более или менее сложную расчетную процедуру, слабо связанную с целями и задачами предприятия и не обеспечивающую сокращение общих издержек, в т.ч. и на рабочую силу. Продуманная, последовательная и активная политика предприятия на рынке труда, как правило, отсутствует. Поэтому речь должна идти о планировании человеческих ресурсов предприятия в целом (когда, где, сколько и какой квалификации работники потребуются предприятию для достижения его целей), и лишь на этой основе будет определяться, во что обойдутся предприятию его сотрудники.

Согласно концепции  затрат на прирост прибыли, каждая дополнительная единица затрат целесообразна и  эффективна только тогда, когда она  обеспечивает больший (по сравнению с затратами) и увеличивающийся прирост прибыли. Эта концепция является одним из важнейших средств диагностики эффективности управленческой деятельности, в том числе и деятельности в области управления персоналом, в частности, управление оплатой его труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   Пути совершенствования организации заработной платы

3.1.Состояние  оплаты труда на предприятиях в России

Заинтересованность  человека в своем труде - казалось бы, аксиома. Тем не менее, в России, провозгласившей в Конституции приверженность принципам рыночной социально ориентированной экономики, мы наблюдаем грабительскую эксплуатацию человека труда, которая однажды уже привела людей под знамена революции. В то время как цены на энергоресурсы в стране приблизились к мировым, цена на труд снизилась в шесть-семь раз. Резкое падение объемов производства сопровождалось ростом безработицы и деформированием рынка труда. Существенное превышение предложения рабочей силы над спросом, структурная безработица создают тяжелейший "навес" на рынок труда, позволяя работодателям удерживать уровень заработной платы на низкой отметке.

Именно обстоятельства, связанные с наличием явного и скрытого избытка рабочей силы, определяют особенность формирования системы оплаты труда на предприятиях. Не менее важно и то, что отсутствуют институты контроля за оплатой труда на предприятиях со стороны государства. И это притом, что у большинства новых собственников предприятий пока не сложилось цивилизованного отношения к оплате труда своих работников. Дополняет картину нестабильность финансирования расходов на оплату труда работников бюджетной сферы и высокая инфляция, что во многом связано с непрофессионализмом чиновников и отсутствием контроля   за деятельностью естественных монополий.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право... на вознаграждение за труд... не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда...». Отказ от установления на общефедеральном уровне минимального размера оплаты труда означал бы отмену одного из важнейших социальных стандартов, существующих практически во всех экономически развитых странах.

Особое значение установление МРОТ имеет для организации  оплаты труда работников бюджетной сферы, поскольку тарифная ставка 1-го разряда ЕТС не должна быть ниже федерального минимума оплаты труда. Это положение четко зафиксировано в Трудовом кодексе РФ.

За федеральным  уровнем государственного управления остается решение вопроса об установлении МРОТ с ориентацией на прожиточный минимум, а впоследствии - и на минимальный (а затем и рациональный) потребительский бюджет.

Чрезвычайно важным в этой связи представляется создание эффективного механизма индексации заработной платы (т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан), позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг. Особенно значима индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов). Сегодня положение дел таково: денежные доходы работников государственных предприятий и организаций, а также выплаты за счет бюджетных источников индексируются достаточно регулярно, в то время как в негосударственном секторе индексация проводится далеко не в полном объеме. Здесь, увы, мы сталкиваемся с невыполнением федеральных законодательных норм.

К денежным доходам  граждан, подлежащим индексации, относятся  прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это - оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем в случае повреждения здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Осуществлять действенный контроль за выполнением законодательных  норм в части индексации доходов и начисленной заработной платы призвано федеральное ведомство по труду и его органы на местах.

Существенную  роль в государственном регулировании  доходов и заработной платы призвана играть система налогообложения индивидуальных доходов граждан. Введенная в 2001 г., она усугубляет резкое имущественное расслоение население. Вместо того, чтобы перенести «тяжесть» налогов с менее обеспеченных слоев населения на более обеспеченные, нынешняя равная для всех 13%-ная ставка взимания налогов независимо от абсолютных размеров доходов создает преимущества для высокодоходных (высокооплачиваемых граждан. Такое положение не может быть признано социально справедливым и оправданным. Ни в одной из развитых рыночных экономик нет «гладкой» шкалы взимания налогов, повсюду действует принцип прогрессивного нарастания ставки налогов на индивидуальные доходы. При этом соблюдается определенная мера: как свидетельствует мировой опыт, если изымаются более 40-50% доходов, предприниматель теряет интерес к своему бизнесу.

    1. Совершенствование оплаты труда работников Каменского ТУЭС  ОАО «Уралсвязьинформ»

В условиях перехода к  рыночной экономике предприятия  ищут новые модели оплаты труда, ломающие уравниловку и дающие простор  развитию личной материальной заинтересованности. Однако прежде чем сконструировать механизм оплаты труда в новых условиях, нужно определить, что же такое заработная плата?

Заработная плата представляет собой материальное вознаграждение, выраженное в денежной форме, выплачиваемое  работнику за использование его труда. Иными словами, оплата труда – это цена трудовых ресурсов, задействованных при создании товаров или услуг. Ее величина в значительной степени определяется количеством и качеством затраченного в производственном процессе труда. Однако в рыночной системе на размер заработной платы большое влияние оказывает также конъюнктура, сложившаяся на рынке товаров и услуг и на рынке труда.

Для того, чтобы предприятие  имело средства на оплату труда, необходимо не только создать продукцию или  услуги, но и реализовать их, т.е. найти покупателя на произведенный продукт и доказать тем самым его общественную необходимость. Такая ситуация повышает зависимость конечных результатов труда от потребителей и увеличивает экономическую ответственность производителей за объем, ассортимент, качество и цены выпускаемых продуктов и услуг.

С другой стороны, формирование рынка труда обуславливает зависимость  заработной платы от спроса и предложения  рабочей силы: чем выше спрос на конкретную рабочую силу и меньше предложение, тем выше оплата труда и наоборот. Наряду с общими закономерностями на состояние рынка труда воздействует множество факторов, определяющих потребность в рабочей силе и, как следствие, размер ее оплаты в отдельных регионах. В числе таких факторов можно отметить развитие производства, его концентрацию и специализацию, уровень техники и технологии, демографическую обстановку, квалификацию кадров, законодательство в области занятости и регулирования заработной платы и многие другие, под воздействием которых формируются средства, направляемые на материальное вознаграждение работников.

Акционерные общества электросвязи  и телекоммуникационные компании других форм собственности самостоятельно организуют оплату труда и материальное стимулирование работников. Им дано право выбора наиболее эффективных систем и форм заработной платы, применения различных видов доплат и надбавок. При этом существует перечень обязательных видов доплат к тарифным ставкам и окладам, гарантированных трудовым законодательством. Их величина на конкретном предприятии не может быть ниже установленного уровня. Основными видами доплат данного вида являются доплаты за работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и праздничные дни.

Кроме перечисленных  обязательных доплат предприятия могут  самостоятельно устанавливать надбавки к основному заработку исходя из особенностей своей производственной деятельности, политики в области стимулирования труда и финансовых возможностей для ее реализации. К данной группе относятся следующие виды доплат и надбавок: за совмещение профессий и должностей, за расширение зон обслуживания, за профессиональное мастерство, за работу на повышенных нормах труда, за выполнение работ за временно отсутствующих работников, за высокие индивидуальные количественные и качественные показатели труда, за выполнение особо важных заданий и некоторые другие.

Побуждение работников предприятия к реализации поставленных перед ними целей и задач является объективной необходимостью и признается всеми руководителями. Но в течение  длительного периода наука управления персоналом преувеличивала значение материальных стимулов. В результате проведенных исследований было установлено, что удовлетворенность работников материальными условиями труда (заработная плата, пособия и т.д.) далеко не во всех случаях приводит к повышению производительности труда, т.е. размер заработной платы занимает одно из последних мест в списке первоочередных потребностей рабочих. Поэтому руководители предприятий придают большое значение мотивации труда.

Информация о работе Планирование и регулирование средств на оплату труда (на примере Екатеринбургского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»)