Появление рабского
труда обуславливает собой с
неизбежностью появления рабовладельческого
государства, труда крепостных
крестьян и ремесленников –
возникновение феодального государства,
наемного труда рабочих – капиталистического
государства. Именно так совершается
экономическое и государственное
развитие, а не наоборот.
Проблема соотношения
государства и экономики может
и должна рассматриваться не
только в общетеоретическом, но
и в сугубо прикладном, практическом
плане применительно к выяснению
и решению какого-либо конкретного
вопроса, достижению конкретной
цели, определению характера взаимоотношений
того или иного конкретного
государства с соответствующей
ему конкретной экономикой.
Рассмотрение данной
проблематики в прикладном, практическом,
так же как и в общетеоретическом
плане задача весьма сложная
и многоаспектная. Решению ее
посвящена огромная научная и
популярная литература. Однако тема
по-прежнему остается актуальной.
Причин для этого существует
много. Главные из них применительно,
например, к современному российскому
государству, праву и экономике
– обобщение и использование
зарубежного и отечественного
опыта для определения оптимальных
путей и форм их взаимодействия.
Исходными посылками
при этом, так же как и при
рассмотрении проблем соотношения
государства и экономики в
исторически различных социальных
системах являются следующие.
1. Государство и экономика
– это сложные, многогранные
явления, охватывающие, соответственно,
не только сферу политической
и материальной жизни общества,
но и оказывающие огромное
влияние на все другие его
сферы. Бытующее в отечественной
и зарубежной специальной литературе
мнение о том, что государство
– это «чисто» надстроечное, а
экономика – «чисто» базисное
явление, в данном случае не
«срабатывает». Исторический опыт
показывает, что государство в
любой общественной формации
является одновременно субъектом
самых разнообразных – экономических,
политических, социальных, идеологических
и иных отношений и в этом
смысле оно – не только надстроечное
или уже – политическое, но
и экономическое, идеологическое
и иное явление. Экономика также,
влияние на другие сферы общества,
выступает как многогранное явление.
И так – во всех без исключения
странах.
В практическом плане это
означает, что соотношение государства
и экономики следует прослеживать
не только в сфере политики и экономики,
но и в других сферах жизни общества.
2. При рассмотрении соотношения
государства и экономики следует
обратить внимание прежде всего
на факторы, обусловливающие характер
этого соотношения в различных
исторических условиях, и на пределы
взаимного влияния государства
на экономику и экономики на
государство. В условиях существования
различных социальных систем
они далеко не одинаковы.
В практическом плане
это означает, что более эффективным
и оправданным для использования
накопленного опыта в современной
России было бы изучение характера
соотношения государства и экономики
не вообще, а применительно к
конкретной исторической эпохе
и стране, к строго определенной
социальной системе. Особенное
значение при этом имеет опыт
США, Великобритании, Франции, Японии
и других высокоразвитых в
промышленном отношении стран.
3. Соотношение государства
и экономики в любой стране
и социально-политической системе
– это не пассивный, а весьма
активный процесс. Это – двусторонний
процесс их взаимосвязи и взаимодействия,
где каждая из сторон в зависимости
от сложившихся обстоятельств
может играть определяющую или
определяемую роль. Однако ведущее
значение в конечном счете
принадлежит экономике.
4. При анализе проблем
соотношения государства и экономики
в исторически разных социальных
системах в практическом плане
(для решения аналогичных проблем
применительно к современной
России) более целесообразным представляется
идти не по традиционному пути,
предполагающему изучение государства
и экономики от рабовладельческого
государства и права вплоть
до наших дней, а по иному
пути. А именно – по пути
их классификации и исследования
в зависимости от степени развития
в стране рыночной структуры.
В соответствии с
данным критерием, исключительно
в практических целях – целях
исследования рыночных отношений
и характера взаимосвязи и
взаимодействия государства и
экономики в исторически разных
социальных системах последние
весьма условно можно подразделить
на следующие три группы:
а) системы, в которых
полностью или почти полностью
отсутствуют рыночные элементы;
б) системы с зарождающимися
рыночными отношениями, идущие
по пути установления рыночных
институтов; и
в) системы с высокоразвитой
рыночной экономикой.
Для каждой из выделенных
групп социальных систем характерны
свои специфические взаимоотношения
между государством и экономикой,
свои формы и методы взаимодействия,
свои принципы взаимосвязи, пределы
влияния друг на друга. Теоретически
и практически это свойственно
для любой имевшей место в
истории развития человечества,
для ныне существующих и только
зарождающихся систем.
Исторический опыт
России и других стран со
всей очевидностью свидетельствуют
о том, что в мире нет общей
модели, некоего шаблона или образца
во взаимоотношениях государства
и экономики, пригодных для
всех без исключения социальных
систем. Есть лишь общие закономерности,
исторические тенденции и общие
принципы развития характера
взаимосвязи и взаимодействия
государства и экономики.
Что же касается
конкретных типов взаимоотношений
государства и экономики, то
они складываются или в рамках
каждой отдельно взятой социальной
системы или же в пределах
выше названных групп социальных
систем.
Характерными особенностями
взаимоотношений, возникающих между
государством и экономикой, в
пределах первой группы социальных
систем, в которых отсутствуют
традиционные рыночные отношения,
являются следующие.
Во-первых, несомненное доминирование
государственной собственности
перед всеми формами собственности.
Статья II Конституции СССР 1997 года,
например, как и соответствующие
конституции бывших союзных республик,
рассматривая государственную собственность
как «общее достояние всего советского
народа», достаточно четко определяла,
что эта форма собственности
является «основной формой социалистической
собственности». В этой же статье закреплялось
положение, в соответствии с которым
«в исключительной собственности государства
находятся: земля, ее недра, воды, леса»,
а также провозглашалось, что
государству принадлежат основные
средства производства в промышленности,
строительстве и сельском хозяйстве,
средства транспорта и связи, баки,
имущество организованных государством
торговых, коммунальных и иных предприятий,
основной городской жилищный фонд,
также «другое имущество, необходимое
для осуществления иных задач
государства».
Аналогичные положения,
законодательно закрепляющие доминирующую
роль государства и государственной
собственности перед иными формами
собственности, содержатся в конституциях
и некоторых других стран. В
частности, в конституции КНР
(ст. 7) констатируется, что государственный
сектор экономики – «сектор
хозяйства, основанный на социалистической
народной собственности» является
«руководящей силой в народном
хозяйстве» и что «государство
гарантирует укрепление и развитие
государственного сектора экономики».
В Основном законе
Китая, так же как и в Конституции
СССР признавались различные
формы и не государственной
собственности. Однако им неизменно
отводилась подчиненная роль. Доминирующая
роль государственной собственности
как одна из важнейших особенностей
характера взаимоотношений государства
и экономики в «нерыночных»
социальных системах предопределяет
собой и все другие его особенности.
Во-вторых, важной особенностью
отношений государства и экономики,
существующих в пределах рассматриваемой
группы социальных систем, является их
жесткая «привязанность» друг к
другу отсутствие гибкости и, как
следствие, долговременной стратегической
устойчивости и эффективности.
Жесткая связь и
«привязанность» государства и
экономики друг к другу имеют
позитивное значение лишь в
чрезвычайных ситуациях (война,
катастрофа в национальном масштабе
и пр.), когда требуется в кратчайшее
время максимальная концентрация
всех имеющихся в стране ресурсов,
политических, экономических, духовных
сил. В условиях же обычной,
повседневной жизни на современном
этапе развития общества такая
жесткая связь чревата утратой
динамизма, инициативы и эффективности
в развитии государства и экономики.
Она предопределяет в перспективе
неизбежность возникновения застойных
тенденций, а также «перелив»
кризисных явлений из государственной
сферы в экономическую, и наоборот.
В-третьих, к числу особенностей,
характерных для взаимоотношений
государства и экономики, существующих
в рамках «нерыночных» социальных систем,
следует отнести также чрезмерную
централизацию экономических рычагов
в руках государства, а точнее
– правительства, сосредоточение всего
механизма управления экономикой в
центральных правительственных
структурах. Как следствие всего
этого – неизбежное разбухание аппарата
управления экономикой, рост бюрократизма,
усиление начетничства и падение
профессионализма, необоснованный рост
затрат на содержание многочисленной
армии чиновничества. Данные негативные
явления особенно четко проявляются
и развиваются в больших по
территории, населению и народнохозяйственным
комплексам странах.
В-четвертых, весьма характерным
для взаимоотношений государства
и экономики рассматриваемых
социальных систем является строго плановый
характер экономики в масштабе страны
и на локальном уровне, а также
детально-жесткая регламентация
их на всех уровнях. Следует отметить
при этом, что план приобретает
нормативно-правовой характер, а последствиям
его соблюдения, или наоборот, нарушения,
придается юридическое значение.
В-пятых, отношения между
государством и другими субъектами
экономических связей строятся не на
партнерской основе, а на основе
прямого указания – подчинения.
Над так называемыми либеральными
методами управления экономикой преобладают
авторитарные методы. Взаимоотношения
между государственными органами и
экономическими структурами регулируются
в первую очередь, соответственно, не
с помощью норм гражданского или
коммерческого, а административного
и иных ему подобных по характеру
отраслей права.
Помимо названных особенностей,
свойственных взаимоотношениям
государства и экономики в
условиях «нерыночных» государственных
систем, есть другие не менее
важные особенности. Они свидетельствуют
о полном административно-командном
подчинении экономических структур
государственным структурам, об
отсутствии у них значимой
для их нормального существования
и развития относительной самостоятельности
и автономности.
Несколько иная картина
просматривается во взаимоотношениях
государства и экономики, существующих
в пределах переходных от нерыночных
к рыночным социальных систем.
Типичные примеры – современная
Россия, некоторые другие государства
СНГ, называвшие себя недавно
социалистическими до недавнего
времени прибалтийские республики
и страны Восточной Европы.
Наиболее существенными
чертами и особенностями этих
систем являются:
а) постепенное изменение
характера взаимоотношений государственных
органов и экономических структур
в сторону партнерских;
б) утрата монополии
государства и государственной
собственности над экономикой
и иными формами собственности;
в) изменения методов
государственного воздействия на
экономические отношения;
г) постепенное вытеснение
административных методов руководства
и рычагов воздействия на экономику
финансовыми и им подобными
средствами;
д) резкий отход
правительственных структур от
плановости в развитии экономики
и неизбежное возникновение при
этом неупорядоченности и даже
хаотичности;
е) последовательная
переориентация экономических и
государственных структур с общенациональных
приоритетов на свои собственные
финансовые и иные интересы, на
прибыль как основной движущий
фактор в их становящихся партнерских
отношениях;
ж) усиление роли
налогов и налоговой полиции
как государственного средства
финансового воздействия государственных
структур на общество и на
экономические структуры;
з) быстрое возрастание
финансового, гражданского, коммерческого
налогового, банковского и иных,
непосредственно связанных с
развитием экономики, отраслей
права в общей системе права.
Несмотря на то, что
в переходной период экономическая
сфера деятельности государства
постепенно сужается, в целом
его роль в регулировании данного
процесса не должна снижаться.
Государство не может и не
должно отказываться от регулярных
средств воздействия на экономику,
от управления процессом перехода
от нерыночных к рыночным отношениям.