Пределы государственого вмешательства в экономические процессы и общественные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности, неразворотливости и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала на столько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись.

Содержание работы

Введение
1. Принципы рыночной экономики
2. Соотношение государства и экономики в исторически разных системах
3. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы
4. Государство в рыночной экономике: микроэкономический аспект
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

pravo.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

 Складывающаяся же  практика заключения на основе  ст. 72 Конституции РФ договоров  о разграничении полномочий между  федерацией в целом и субъектами  федерации не в полной мере  отвечает требованиям современного  федерализма. К тому же сугубо  в юридическом плане такая  практика порождает двусмысленность,  имея в виду, что договоры на  уровне глав государств или  правительств обычно заключаются  между суверенными, независимыми  государствами, в рамках конфедерации, но не федерации, каковой является  Россия.

 В западной юридической,  а еще больше – социально-экономической  и политической литературе и  практике вопросам государственного  регулирования экономики уделяется  значительное внимание. В настоящей  работе нет необходимости и  возможности давать анализ практики  и исследований по данному  вопросу. В силу этого ограничимся  лишь отдельными замечаниями.

 Следует обратить внимание  прежде всего на то, что современные  теоретические модели государственного  регулирования экономики в западных  странах подразделяются на два  вида, в зависимости от основного  субъекта, определяющего политику  регулирования.

 

 Первая группа моделей  исходит из того, что регулирующий  орган (парламент, правительство  и т.д.) играет центральную роль  в процессе определения политики  регулирования. Согласно этой  точке зрения основные особенности  регулирующего органа, оказывающие  решающее влияние на выработку  политики – это узкопрофессиональный  подход, специализированность, предпринимательский  образ действий и т.п.

 Вторая группа моделей  исходит из того, что регулирующий  орган находится под решающим  воздействием или господством  «окружающей» среды. Согласно  этому взгляду определяющими  факторами политики регулирования  экономики являются группы интересов,  парламентские комитеты, различные  экономические группы и комиссии, формирующие «окружающую» среду.

 Оба эти взгляда,  конечно же, характеризуются неполнотой, взаимосвязаны друг с другом  и взаимно дополняют друг друга.  Поскольку политика регулирования  является совместным продуктом  как государственной бюрократии, так и «окружающей» среды, модели  формирования политики органом  регулирования должны определяться  и объясняться не единичными, а множественными факторами.

 Государственное регулирование  экономики на Западе рассматривается  в теории и на практике обычно  в неразрывной связи с социальным, а точнее – социально-экономическим  регулированием. Последнее предпринимается  исключительно в целях обеспечения  безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения  других социальных задач.

 Предпринимаются также  попытки выделения «чисто» экономического  регулирования, касающегося проблем  себестоимости производимых товаров,  их рыночных цен, проникновения  на рынок товаров, конкуренции  и пр.

 В зависимости от  конкретных целей государственное  регулирование экономики, а вместе  с ней и социальной сферы  в западных источниках классифицируется  следующим образом.

Экономическое регулирование. Оно подразделяется на регулирование  с общими и частными целями. Экономическое  регулирование с общими целями направлено на принятие антимонопольных мер, на предотвращение концентрации экономической  мощи в одних руках, на недопущении  недобросовестных торговых операций и  т.д. Экономическое регулирование  с частными целями направлено на решение  таких относительно определенных задач, как поддержка приоритетных отраслей экономики, участие в нерентабельном производстве, поддержка мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного производства, рыболовства, развитие новых технологий и т.п.

Социальное регулирование  преследует цель страхования жизни  и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предотвращения нарушений общественного  порядка, оптимизации рекламы как  показателя соответствия стандарту  качества продуктов (защита потребителя), усиления безопасности производства, стабилизации и развития системы  переобучения рабочих кадров, содействия благосостоянию населения, и т.д.

 В зависимости от  форм государственного регулирования  в западной литературе выделяются  два его вида: политическое регулирование  и так называемое «законодательно-административное»  регулирование. Под «законодательно-административным»  регулированием понимается практическая  деятельность государственных органов  по администрированию системы  управления путем издания различных  нормативных актов, а под политическим  – государственное регулирование  в области политики. Каждый из  этих видов подразделяется в  свою очередь на ряд направлений  государственного регулирования.

 Так, «законодательно-административное  регулирование» подразделяется  на такие направления, как законодательное  регулирование предпринимательской  деятельности; регулирование различных  видов подготовительных процессов  в предпринимательстве; регулирование  рыночных отношений с помощью  антимонопольного законодательства; регулирование, связанное с землепользованием  отдельных лиц и организаций;  административное регулирование  цен; вмешательство государства  в управление негосударственными  предприятиями; регулирование всевозможных  торговых операций; и др.

Политическое регулирование  в зависимости от конкретной экономической  ситуации в западной академической  литературе подразделяется на такие  направления, как специальный контроль над предпринимательской деятельностью  государственных органов; регулирование  посредством чрезвычайных экономических  мер; регулирование посредством  установления дополнительных налогов  с предприятий; регулирование через  обычные налоговые инспекции; и  др.

 Помимо сказанного  в западной научной литературе  выделяются различные виды государственного  регулирования в зависимости  от функций предпринимательской  деятельности. Среди них:

 

 – регулирование, связанное  с «входом и выходом на рыночные  отношения» (установление юридического  лица, разрешение на виды предпринимательской  деятельности, закрытие предприятий);

 – регулирование процесса  строительства заводов, фабрик  и т.д.;

 – регулирование производственной  деятельности (производственное оборудование  и производственный процесс, объем  производства, технология производства, цена, показатель качества и упаковка  продукта, и др.);

 – регулирование торговых  операций (цена, количество, условия  ликвидации задолженностей, торговые  партнеры, район торговых операций, метод торговых операций и  т.д.);

 – регулирование транспортировки  и хранения товаров;

 – регулирование, связанное  с управлением кадрами и трудом (занятость, зарплата, благосостояние, обучение и переподготовка кадров  и др.);

 – регулирование, связанное  с управлением финансами (создание  фондов, использование фондов, управление  финансами и налоговая деятельность, управление регистрацией на бирже  ценных бумаг, и др.).

 Государственное регулирование  в сфере экономики, равно как  и в других сферах имеет  свои пределы. Они обусловлены  как объективными, так и субъективными  факторами.

 Среди субъективных  факторов следует выделить прежде  всего общественные, групповые, государственные,  индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие  на экономику, государство не  может не считаться с этим  многообразием интересов, в той  или иной мере не учитывать  их. Помимо всего прочего, это  неизбежно привело бы к угрожающему  самому существованию государственной  власти отрыву государства от  общества, утрате им социальной  основы и опоры, к неизбежному  в конечном счете кризису государственной  организации.

Разумеется, учитывая интересы различных социальных слоев и  групп, интересы правящих кругов и всего  общества, государство не может не считаться с тем, что в любом  обществе, каким бы развитым или, наоборот, отсталым оно ни было, всегда существовали и существуют как минимум две  противоположные друг другу социально-политические тенденции, отражающие определенные общественные настроения и интересы, – тенденция  к непрерывному развитию и совершенствованию, и тенденция к сохранению в  прежнем состоянии государственного и общественного строя, тенденция  к застою.

 Первую из них обычно  называют прогрессивной, иногда  – революционной, а вторую  – консервативной, реакционной.  Органическое сочетание их, максимальный  учет отражающихся в данных тенденциях общественных настроений и интересов, создает необходимую устойчивость государственному механизму, порождает определенный социальный баланс.

В тех же случаях, когда  государство в силу каких-то причин не способно учитывать в равной мере данные тенденции, создавать проводимой им внутренней и внешней политикой  необходимый для его нормальной жизнедеятельности социальный баланс, оно неизбежно будет находиться в постоянном кризисном состоянии, постепенно будет терять устойчивость и способность адекватно отвечать на вызовы со стороны окружающей его  экономической и социально-политической среды.

В числе объективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в  первую очередь необходимо указать  на экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических  отношений (жестко-централизованные, плановые, рыночные, смешанные, и пр.); уровень  развития общества, государства, права  и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности  и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения и  пр.

 

4. Государство в рыночной экономике:

микроэкономический аспект

 

 Экономика современных  развитых стран имеет смешанный  характер. Тем более многоукладна  переходная экономика, трансформирующаяся  от централизованной плановой  модели хозяйства к рыночной. Наряду с нарождающимися рыночными  формами в его структуре значительное  место занимает государственный  сектор, сохранившийся от командной  экономики, еще полностью не  перестроенной в соответствии  с требованиями рынка. Очень  значительную роль в переходной  экономике играют монополии, как  собственно государственные, так  и приватизированные фирмы, унаследовавшие  от прежней системы возможность  реальной экономической власти  и не потерявшие ее в новом  рыночном окружении.

 В каких сферах национального  хозяйства и в каких формах  и масштабах оправдано государственное  вмешательство в экономический  процесс в переходной экономике?

 Государство нужно  там и тогда, где и когда  рыночный механизм дает осечку.

 Государство всегда .создает  общий климат функционирования  экономики, в любой хозяйственной  системе определяя "правила  игры" экономических агентов.  Для рыночного, правового общества чрезвычайное значение имеет юридическое оформление экономических прав и обязанностей хозяйствующих субъектов. В этом отношении государству принадлежит определяющая роль как юридического гаранта и арбитра отношений между участниками экономических сделок. Между тем правовая база переходной экономики, доставшаяся в наследство от командной экономики и ориентированная на директивное, централизованное руководство хозяйством, не соответствует новой рыночной модели экономики. Необходимо не просто ее приспособление к новым условиям и даже не существенная корректировка. Недостаточно только поддержание государством "правил игры", отвечающих новым рыночным условиям. Правовая база рынка во многом должна быть создана заново. Необходимо институциональное обеспечение соблюдения этих правил.

 Помимо политически-правового  подкрепления хозяйственных отношений  на государство ложатся определенные  собственно экономические функции.

 Государственное участие  в экономической жизни обусловлено  существованием несостоятельностей, свойственных рынку. Оно порождено  несовершенствами рыночного механизма,  предопределяющими его неспособность  успешно справляться со всеми  проблемами социально-экономического  развития. В переходной экономике  роль государства, кроме того, объективно должна быть выше, поскольку сам рыночный механизм  еще не полностью сформировался  и отработан.

 Какие несостоятельности  свойственны рыночной экономике?

1. Рынок достаточно успешно  выполняет свои функции при  условии, что его механизм не  встречает препятствий, искажающих  его работу.

 Там, где существует  монополистическая власть, механизм  цен не может обеспечить эффективное  использование располагаемых обществом  ресурсов. Монополия нарушает рыночную  конкуренцию, делая ее в ряде  случаев несостоятельной.

 Монополия не только  препятствует эффективному использованию  имеющихся факторов производства, но и порождает социальные  проблемы. В переходной экономике  монополия препятствует формированию  рыночных отношений, хотя и  одевается в их одежку.

2. Принятие агентами рыночных  отношений рациональных, оптимальных  решений предполагает доступ  каждого из них к полной  и неискаженной информации. В  противном случае рыночный механизм  также не в силах обеспечить  эффективное функционирование экономики.  Несовершенство информации –  вторая несостоятельность рынка.

3. Рыночный механизм срабатывает  только там, где имеются условия  для его существования. На практике  даже в развитой рыночной экономике  имеются ниши, неблагоприятные для существования рынка. Неполнота рынков – его третья несостоятельность.

4. Экономическая деятельность  людей может порождать внешние  эффекты, не улавливаемые рыночным  механизмом, и, следовательно, такие  виды деятельности отчасти ускользают  от воздействия его корректирующей "невидимой руки". С внешними  эффектами связана четвертая  несостоятельность рынка.

5. Рынок в чистом виде  в принципе способен обеспечить  экономическую эффективность, однако  даже в условиях совершенной  конкуренции он лишен механизма,  обеспечивающего поддержание равенства,  отвечающего представлениям общества  о социальной справедливости.

Информация о работе Пределы государственого вмешательства в экономические процессы и общественные отношения