Пределы государственого вмешательства в экономические процессы и общественные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности, неразворотливости и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала на столько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись.

Содержание работы

Введение
1. Принципы рыночной экономики
2. Соотношение государства и экономики в исторически разных системах
3. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы
4. Государство в рыночной экономике: микроэкономический аспект
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

pravo.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

 Основные направления  экономической деятельности государства  в данный период с неизбежностью  должны сводиться к следующему: выработке общей, в масштабе  всей страны, внутренней и внешней  экономической политики; правовому  обеспечению возникающих рыночных  отношений; определению круга  и правового статуса субъектов  экономических отношений; выработки  социальной политики и действенных  средств защиты экономических  и иных интересов населения;  запрещению и пересечению нарушающих  закон средств ведения хозяйства  и коммерции; созданию наиболее  благоприятных условий для развития  отечественного производства, защиты  его от недобросовестной конкуренции  и протекции его от вытеснения  более развитым зарубежным капиталом;  регламентация порядка разрешения  возникающих в сфере экономики  споров и установление юридической  ответствен­ности за нарушение  законодательства.

 Характерные особенности  взаимоотношений государства и  экономики в условиях существования  исторически сложившейся третьей  группы рыночных социальных систем  заключается в следующем:

 а) установлении преимущественно  партнерских отношений между  государственными и рыночными  структурами;

 б) минимальном вмешательстве  государства в экономику, уровень  которого для каждой страны  является, как правило, различным;

 в) органичном сочетании  административно-правовых с финансовыми  и иными «либеральными» средствами  воздействия государства на экономические  отношения;

 г) сосредоточении  в руках государства лишь минимальных,  объективно необходимых для его  нормального существования и  функционирования материальных  средств;

 д) полном сосредоточении  в руках государства финансовой  и налоговой систем;

е) доминирование частной  собственности над государственной  и всеми другими формами собственности.

 

 О характере взаимосвязи  и взаимодействия государства  и экономики в условиях рыночных  отношений существует огромная  научная литература. В силу этого  нет необходимости останавливаться  здесь на освещении данного  вопроса.

 

3. Государственное регулирование экономики:

понятие и пределы.

 

 При рассмотрении проблем  соотношения государства, права  и экономики важное место занимает  проблема механизма государственного  воздействия или государственного  регулирования экономики. Данная  проблема имеет не только теоретическое,  но и практическое значение.

 В отечественной и  зарубежной специальной литературе  рассмотрению ее всегда уделялось  особое внимание. И это не случайно, ибо от того, как понимается, а  главное, как применяется механизм  государственного регулирования  экономики, во многом зависят  результаты его деятельности, результаты  экономического развития страны.

 Сравнивая между собой  механизмы государственного воздействия  на экономику различных социальных  систем и разных стран, нельзя  не видеть их существенного  различия. Если, например, в социально-политических  системах с высокоразвитыми рыночными  отношениями преобладает косвенное  вмешательство государства в  экономику путем правового регулирования  деятельности негосударственных  органов и организаций – юридических  лиц, то в социально-политических  системах со слаборазвитыми или  вообще неразвитыми рыночными  отношениями в силу объективных  и субъективных причин доминирует  прямое государственное вмешательство  в экономику, преобладают различные  формы непосредственной деятельности  государства в сфере экономики.

 Ярким примером непосредственного  воздействия государства на экономику  в современном мире может служить  государственно-правовая практика  Китая. В действующей Конституции  КНР в связи с этим особо  закрепляется, что государство:

 а) «неуклонно повышает  производительность труда и эффективность  экономики»;

 б) «развивает производительные  силы общества» путем повышения  активности и технического уровня  трудящихся, распространения передовой  науки и техники, совершенствования  систем управления экономикой  и управления предприятиями, «осуществления  различных форм социалистической  ответственности, улучшения организации  труда»;

 в) «неуклонно проводит  в жизнь режим экономики, ведет  борьбу против расточительства»;

 г) рационально распределяет  средства накопления и потребления,  учитывает государственные, коллективные  и личные интересы;

 д) на основе развития  производства постепенно улучшает  материальную и духовную жизнь  народа;

 е) на основе социалистической  собственности «осуществляет плановое  хозяйство»;

 ж) охраняет право  собственности граждан на законные  доходы, сбережения, жилище и «другую  законную собственность»;

 з) с помощью «всесторонне  сбалансированных хозяйственных  планов и вспомогательной роли  рыночного регулирования» гарантирует  пропорциональное, гармоничное развитие  народного хозяйства; и др.2.

 В данном, равно как  и в других аналогичных случаях,  мы имеем дело с преобладающим  прямым вмешательством государства  в сферу экономики, с прямым  его воздействием на экономику.  Государство при этом выступает  не только в роли регулятора, но и в качестве непосредственного  субъекта, участника экономических  отношений. Оно не только устанавливает,  но и своими непосредственными  действиями осуществляет содержащиеся  в издаваемых им актах установки.  Государство выступает, таким  образом, одновременно и как  исполнитель и как регулятор  разнообразных отношений, возникающих  в сфере экономики.

 Разумеется, государство  проявляется таким же двояким  образом и во всех других  случаях, практически при любой  общественно-политической системе.  Однако степень его регулятивной  и непосредственно экономической  деятельности, соотношение той и  другой далеко не всегда бывает  одинаковой.

 Что же собой представляет  государственное регулирование  экономики?

 Согласно устоявшемуся  мнению государственное регулирование  экономики воспринимается как  одно из проявлений (функций) государственного  управления. Основной смысл и  содержание его заключается в  установлении и обеспечении государством  общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений  и корректировке их в зависимости  от изменяющихся условий.

 Однако только этим  не исчерпывается данная функция  государственного управления. Она  включает в себя также всесторонний  контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права,  регулирующих те или иные общественные  отношения; координацию иустановление  общего направления деятельности  участников соответствующих отношений;  всестороннюю защиту их законных  интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и т.п.

 В качестве субъектов  государственного регулирования  экономики традиционно выступают  органы государственной власти  и управления. В странах общего  права (Англия, США, Канада, Австралия,  Новая Зеландия и др.), где судебный  прецедент рассматривается в  качестве источника права, субъектами  государственного регулирования  экономики могут выступать также  и суды.

 Общепризнанными правовыми  формами государственного регулирования  экономики соответственно выступают  законы, подзаконные и судебные  акты.

 Законы всегда имеют  приоритетное значение. Россия в  этом плане не является исключением,  однако, с двумя оговорками. Первая. Зачастую, не законы, а указы Президента, согласно сложившейся практике, имеют приоритетное значение  в ряде сфер жизни общества  и экономики, включая процессы  акционирования, приватизации и  др. Весьма важным является то, чтобы эта практика всегда  строго согласовывалась со ст. 90 ч. 3 Конституции РФ, гласящей, что  «указы и распоряжения Президента  Российской Федерации не должны  противоречить Конституции Российской  Федерации и федеральным законам»  и что Президент только в  соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами  «определяет основные направления  внутренней и внешней политики  государства».

 Вторая оговорка заключается  в том, что в России судебные  прецеденты пока не являются  правовыми формами государственного  регулирования. Они постепенно  создаются Конституционным Судом  и требуется время для того, чтобы его решения стали признаваться  в качестве источников права.

 Во всех странах  действенными, хотя и весьма традиционными  инструментами государственного  регулирования экономической и  других сфер жизни общества, являются  налоги, пошлины, стандарты, госзаказы,  всевозможные тарифы и пр., которые  в обязательном порядке трансформируются  в те или иные нормативно-правовые  акты, в различные правовые формы.

С помощью данных средств  государственного воздействия решаются не только вопросы пополнения государственного бюджета, финансирования различных  государственных программ, содержания госаппарата, армии, полиции и других государственных институтов, но и  вопросы дотирования нерентабельных, но жизненно необходимых для общества и государства сфер промышленности и сельского хозяйства, выделения и содержания приоритетных сфер экономики, перелива капитала из одной, менее приоритетной сферы экономики в другую, более приоритетную сферу и др.

 Путем использования  данных средств решаются также  вопросы привлечения или, наоборот, ограничения притока в экономику  страны иностранного капитала. Например, в России, законодательные и исполнительно-распорядительные  органы российского государства  приняли ряд нормативно-правовых  актов, направленных на широкое  привлечение в страну различных  товаров из-за рубежа и иностранных  инвестиций.

 Среди этих актов  следует выделить Основы законодательства  об иностранных инвестициях в  СССР от 5 июля 1991 года; Закон «Об  иностранных инвестициях в РСФСР»  от 4 июля 1991 года; Постановление Правительства  Российской Федерации «Об активизации  работы по привлечению иностранных  инвестиций в экономику Российской  Федерации» от 29 сентября 1994 года; Указ  Президента Российской Федерации  «О мерах по обеспечению условий  реализации инвестиционных соглашений»  от 6 ноября 1995 года; и др.

С помощью этих и иных, им подобных актов, направленных на создание благоприятных условий деятельности иностранных инвесторов в России, в законодательном порядке закрепляется их правовой режим, который, согласно Закона об иностранных инвестициях (ст. 6) «не  может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных  прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан  РСФСР, за изъятиями, предусмотренными настоящим законом»; определяются объекты  иностранных инвестиций и пути их осуществления; провозглашаются государственные  гарантии защиты иностранных инвестиций.

В числе последних особо  выделяются гарантии от принудительных изъятий (национализации, конфискации  и реквизиции) иностранных инвестиций; от незаконных действий государственных  органов и их должностных лиц; гарантии от изменения законодательства, ухудшающего условия инвестирования; гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей иностранных  инвесторов после уплаты ими соответствующих  налогов и сборов; гарантии использования  платежей в российской валюте иностранными инвесторами на территории России и  другие.

 Закрепляя правовой  статус иностранных инвесторов  и создавая широкие гарантии  их повседневной деятельности, российский  законодатель, как об этом говорится  в Законе об иностранных инвестициях  в России, направляет свои усилия  «на привлечение и эффективное  использование в народном хозяйстве  Российской Федерации иностранных  материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники  и технологий, управленческого опыта». Средством достижения этих целей  могут служить лишь традиционные для всех стран, привлекающих в свою экономику иностранные инвестиции, материальные, финансовые, трудовые (дешевая рабочая сила) и другие им подобные рычаги. Особую роль при этом играют благоприятные таможенные пошлины, льготные налоговые ставки, иные заниженные платежи.

 Говоря о механизме  государственного регулирования  экономики, нельзя не обратить  внимания на различные уровни  государственного регулирования.  В условиях федеративного государства,  каковым является Россия, это  прежде всего регулирование на  уровне федерации и отдельных  субъектов федерации.

 Весьма важными в  этом отношении являются ст. 71 и ст. 73 Конституции РФ, устанавливающие  предметы ведения Российской  Федерации и отдельных субъектов  федерации. Довольно противоречивой  по своим последствиям и неопределенной  по характеру выглядит ст. 72 Конституции  РФ о совместном ведении Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации. Такие ее положения,  касающиеся государственного регулирования  экономики, как «разграничение  государственной собственности» (п.  «г»), «вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами,  водными и другими природными  ресурсами» (п. «в»), «координация  международных и внешне-экономических  связей субъектов Российской  Федерации, выполнение международных  договоров Российской федерации» (п. «о»), и другие вносят путаницу  во взаимоотношения между Центром  и субъектами федерации, порождают  неопределенность, а в ряде случаев  и хаос.

Информация о работе Пределы государственого вмешательства в экономические процессы и общественные отношения