Основные направления
экономической деятельности государства
в данный период с неизбежностью
должны сводиться к следующему:
выработке общей, в масштабе
всей страны, внутренней и внешней
экономической политики; правовому
обеспечению возникающих рыночных
отношений; определению круга
и правового статуса субъектов
экономических отношений; выработки
социальной политики и действенных
средств защиты экономических
и иных интересов населения;
запрещению и пересечению нарушающих
закон средств ведения хозяйства
и коммерции; созданию наиболее
благоприятных условий для развития
отечественного производства, защиты
его от недобросовестной конкуренции
и протекции его от вытеснения
более развитым зарубежным капиталом;
регламентация порядка разрешения
возникающих в сфере экономики
споров и установление юридической
ответственности за нарушение
законодательства.
Характерные особенности
взаимоотношений государства и
экономики в условиях существования
исторически сложившейся третьей
группы рыночных социальных систем
заключается в следующем:
а) установлении преимущественно
партнерских отношений между
государственными и рыночными
структурами;
б) минимальном вмешательстве
государства в экономику, уровень
которого для каждой страны
является, как правило, различным;
в) органичном сочетании
административно-правовых с финансовыми
и иными «либеральными» средствами
воздействия государства на экономические
отношения;
г) сосредоточении
в руках государства лишь минимальных,
объективно необходимых для его
нормального существования и
функционирования материальных
средств;
д) полном сосредоточении
в руках государства финансовой
и налоговой систем;
е) доминирование частной
собственности над государственной
и всеми другими формами собственности.
О характере взаимосвязи
и взаимодействия государства
и экономики в условиях рыночных
отношений существует огромная
научная литература. В силу этого
нет необходимости останавливаться
здесь на освещении данного
вопроса.
3. Государственное регулирование
экономики:
понятие и пределы.
При рассмотрении проблем
соотношения государства, права
и экономики важное место занимает
проблема механизма государственного
воздействия или государственного
регулирования экономики. Данная
проблема имеет не только теоретическое,
но и практическое значение.
В отечественной и
зарубежной специальной литературе
рассмотрению ее всегда уделялось
особое внимание. И это не случайно,
ибо от того, как понимается, а
главное, как применяется механизм
государственного регулирования
экономики, во многом зависят
результаты его деятельности, результаты
экономического развития страны.
Сравнивая между собой
механизмы государственного воздействия
на экономику различных социальных
систем и разных стран, нельзя
не видеть их существенного
различия. Если, например, в социально-политических
системах с высокоразвитыми рыночными
отношениями преобладает косвенное
вмешательство государства в
экономику путем правового регулирования
деятельности негосударственных
органов и организаций – юридических
лиц, то в социально-политических
системах со слаборазвитыми или
вообще неразвитыми рыночными
отношениями в силу объективных
и субъективных причин доминирует
прямое государственное вмешательство
в экономику, преобладают различные
формы непосредственной деятельности
государства в сфере экономики.
Ярким примером непосредственного
воздействия государства на экономику
в современном мире может служить
государственно-правовая практика
Китая. В действующей Конституции
КНР в связи с этим особо
закрепляется, что государство:
а) «неуклонно повышает
производительность труда и эффективность
экономики»;
б) «развивает производительные
силы общества» путем повышения
активности и технического уровня
трудящихся, распространения передовой
науки и техники, совершенствования
систем управления экономикой
и управления предприятиями, «осуществления
различных форм социалистической
ответственности, улучшения организации
труда»;
в) «неуклонно проводит
в жизнь режим экономики, ведет
борьбу против расточительства»;
г) рационально распределяет
средства накопления и потребления,
учитывает государственные, коллективные
и личные интересы;
д) на основе развития
производства постепенно улучшает
материальную и духовную жизнь
народа;
е) на основе социалистической
собственности «осуществляет плановое
хозяйство»;
ж) охраняет право
собственности граждан на законные
доходы, сбережения, жилище и «другую
законную собственность»;
з) с помощью «всесторонне
сбалансированных хозяйственных
планов и вспомогательной роли
рыночного регулирования» гарантирует
пропорциональное, гармоничное развитие
народного хозяйства; и др.2.
В данном, равно как
и в других аналогичных случаях,
мы имеем дело с преобладающим
прямым вмешательством государства
в сферу экономики, с прямым
его воздействием на экономику.
Государство при этом выступает
не только в роли регулятора,
но и в качестве непосредственного
субъекта, участника экономических
отношений. Оно не только устанавливает,
но и своими непосредственными
действиями осуществляет содержащиеся
в издаваемых им актах установки.
Государство выступает, таким
образом, одновременно и как
исполнитель и как регулятор
разнообразных отношений, возникающих
в сфере экономики.
Разумеется, государство
проявляется таким же двояким
образом и во всех других
случаях, практически при любой
общественно-политической системе.
Однако степень его регулятивной
и непосредственно экономической
деятельности, соотношение той и
другой далеко не всегда бывает
одинаковой.
Что же собой представляет
государственное регулирование
экономики?
Согласно устоявшемуся
мнению государственное регулирование
экономики воспринимается как
одно из проявлений (функций) государственного
управления. Основной смысл и
содержание его заключается в
установлении и обеспечении государством
общих правил поведения (деятельности)
субъектов общественных отношений
и корректировке их в зависимости
от изменяющихся условий.
Однако только этим
не исчерпывается данная функция
государственного управления. Она
включает в себя также всесторонний
контроль за выполнением требований,
содержащихся в нормах права,
регулирующих те или иные общественные
отношения; координацию иустановление
общего направления деятельности
участников соответствующих отношений;
всестороннюю защиту их законных
интересов и прав; определение и
нормативное закрепление приоритетов
в проводимой в сфере экономики государственной
политике; установление порядка заключения
государственных контрактов (договоров),
порядка регистрации, лицензирования
и т.п.
В качестве субъектов
государственного регулирования
экономики традиционно выступают
органы государственной власти
и управления. В странах общего
права (Англия, США, Канада, Австралия,
Новая Зеландия и др.), где судебный
прецедент рассматривается в
качестве источника права, субъектами
государственного регулирования
экономики могут выступать также
и суды.
Общепризнанными правовыми
формами государственного регулирования
экономики соответственно выступают
законы, подзаконные и судебные
акты.
Законы всегда имеют
приоритетное значение. Россия в
этом плане не является исключением,
однако, с двумя оговорками. Первая.
Зачастую, не законы, а указы Президента,
согласно сложившейся практике,
имеют приоритетное значение
в ряде сфер жизни общества
и экономики, включая процессы
акционирования, приватизации и
др. Весьма важным является то,
чтобы эта практика всегда
строго согласовывалась со ст.
90 ч. 3 Конституции РФ, гласящей, что
«указы и распоряжения Президента
Российской Федерации не должны
противоречить Конституции Российской
Федерации и федеральным законам»
и что Президент только в
соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами
«определяет основные направления
внутренней и внешней политики
государства».
Вторая оговорка заключается
в том, что в России судебные
прецеденты пока не являются
правовыми формами государственного
регулирования. Они постепенно
создаются Конституционным Судом
и требуется время для того,
чтобы его решения стали признаваться
в качестве источников права.
Во всех странах
действенными, хотя и весьма традиционными
инструментами государственного
регулирования экономической и
других сфер жизни общества, являются
налоги, пошлины, стандарты, госзаказы,
всевозможные тарифы и пр., которые
в обязательном порядке трансформируются
в те или иные нормативно-правовые
акты, в различные правовые формы.
С помощью данных средств
государственного воздействия решаются
не только вопросы пополнения государственного
бюджета, финансирования различных
государственных программ, содержания
госаппарата, армии, полиции и других
государственных институтов, но и
вопросы дотирования нерентабельных,
но жизненно необходимых для общества
и государства сфер промышленности
и сельского хозяйства, выделения
и содержания приоритетных сфер экономики,
перелива капитала из одной, менее приоритетной
сферы экономики в другую, более приоритетную
сферу и др.
Путем использования
данных средств решаются также
вопросы привлечения или, наоборот,
ограничения притока в экономику
страны иностранного капитала. Например,
в России, законодательные и исполнительно-распорядительные
органы российского государства
приняли ряд нормативно-правовых
актов, направленных на широкое
привлечение в страну различных
товаров из-за рубежа и иностранных
инвестиций.
Среди этих актов
следует выделить Основы законодательства
об иностранных инвестициях в
СССР от 5 июля 1991 года; Закон «Об
иностранных инвестициях в РСФСР»
от 4 июля 1991 года; Постановление Правительства
Российской Федерации «Об активизации
работы по привлечению иностранных
инвестиций в экономику Российской
Федерации» от 29 сентября 1994 года; Указ
Президента Российской Федерации
«О мерах по обеспечению условий
реализации инвестиционных соглашений»
от 6 ноября 1995 года; и др.
С помощью этих и иных,
им подобных актов, направленных на создание
благоприятных условий деятельности
иностранных инвесторов в России,
в законодательном порядке закрепляется
их правовой режим, который, согласно Закона
об иностранных инвестициях (ст. 6) «не
может быть менее благоприятным,
чем режим для имущества, имущественных
прав и инвестиционной деятельности
юридических лиц и граждан
РСФСР, за изъятиями, предусмотренными
настоящим законом»; определяются объекты
иностранных инвестиций и пути их
осуществления; провозглашаются государственные
гарантии защиты иностранных инвестиций.
В числе последних особо
выделяются гарантии от принудительных
изъятий (национализации, конфискации
и реквизиции) иностранных инвестиций;
от незаконных действий государственных
органов и их должностных лиц;
гарантии от изменения законодательства,
ухудшающего условия инвестирования;
гарантии беспрепятственного перевода
за границу платежей иностранных
инвесторов после уплаты ими соответствующих
налогов и сборов; гарантии использования
платежей в российской валюте иностранными
инвесторами на территории России и
другие.
Закрепляя правовой
статус иностранных инвесторов
и создавая широкие гарантии
их повседневной деятельности, российский
законодатель, как об этом говорится
в Законе об иностранных инвестициях
в России, направляет свои усилия
«на привлечение и эффективное
использование в народном хозяйстве
Российской Федерации иностранных
материальных и финансовых ресурсов,
передовой зарубежной техники
и технологий, управленческого опыта».
Средством достижения этих целей
могут служить лишь традиционные
для всех стран, привлекающих в свою экономику
иностранные инвестиции, материальные,
финансовые, трудовые (дешевая рабочая
сила) и другие им подобные рычаги. Особую
роль при этом играют благоприятные таможенные
пошлины, льготные налоговые ставки, иные
заниженные платежи.
Говоря о механизме
государственного регулирования
экономики, нельзя не обратить
внимания на различные уровни
государственного регулирования.
В условиях федеративного государства,
каковым является Россия, это
прежде всего регулирование на
уровне федерации и отдельных
субъектов федерации.
Весьма важными в
этом отношении являются ст. 71
и ст. 73 Конституции РФ, устанавливающие
предметы ведения Российской
Федерации и отдельных субъектов
федерации. Довольно противоречивой
по своим последствиям и неопределенной
по характеру выглядит ст. 72 Конституции
РФ о совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации. Такие ее положения,
касающиеся государственного регулирования
экономики, как «разграничение
государственной собственности» (п.
«г»), «вопросы владения, пользования
и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными
ресурсами» (п. «в»), «координация
международных и внешне-экономических
связей субъектов Российской
Федерации, выполнение международных
договоров Российской федерации»
(п. «о»), и другие вносят путаницу
во взаимоотношения между Центром
и субъектами федерации, порождают
неопределенность, а в ряде случаев
и хаос.