Пределы государственого вмешательства в экономические процессы и общественные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности, неразворотливости и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала на столько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись.

Содержание работы

Введение
1. Принципы рыночной экономики
2. Соотношение государства и экономики в исторически разных системах
3. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы
4. Государство в рыночной экономике: микроэкономический аспект
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

pravo.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

 Все эти рыночные  несостоятельности, свидетельствующие  о несовершенстве рынка, в той  или иной форме требуют от  государства либо регулирования  экономических процессов, либо  непосредственного участия в  них в качестве одного из  агентов рыночных отношений.

 

Заключение

 

1. В современной экономике  государство активно участвует  в деятельности рыночных механизмов, помогая компенсировать их слабости  и уменьшить социальную напряженность  в обществе.

2. Для решения своих  задач государство нуждается  в крупных денежных средствах,  которые оно собирает с помощью  разнообразных налогов, сборов  и пошлин.

3. Собранные государством  деньги расходуются в соответствии  с государственным бюджетом, утверждаемым  обычно органами законодательной  власти страны.

4. Если собранных в  бюджете средств оказывается  недостаточно для покрытия всех  расходов государства, то возникает  дефицит государственного бюджета,  порождающий затем государственный  долг.

5. Состояние государственного  бюджета и экономики в целом  зависит от положения дел в  денежном хозяйстве страны, структуры  и величины денежной массы  и успешности работы системы  коммерческих банков.

Основным институтом политической структуры общества является государство. Во все времена государство оказывало  значительное влияние на развитие общества

 Первоначально, в условиях  господства свободного рынка,  государство практически не вмешивалось  в экономику, ограничиваясь правовым  регулированием некоторых сторон  хозяйственной деятельности, прежде  всего внешнеэкономической, и  выполняло роль «ночного сторожа».

 К концу XIX века, однако, по мере развития процессов  акционирования, монополизации производства  и становления несовершенно конкурентного  рынка разрастаются инфляционные  процессы, безработица, углубляются  кризисы перепроизводства. Рынок  оказывается не в состоянии  преодолеть действие этих факторов  и их разрушительные последствия.  После кризиса мировой капиталистической  системы 1929–1933 гг. государство начинает  активно вмешиваться в экономическую  жизнь.

 К основным функциям  государства в современной рыночной  экономике относятся:

1) создание правовой основы  функционирования рыночного механизма;

2) организация денежного  обращения;

3) поддержание конкурентных  начал в экономике, демонополизация  производства;

4) управление нерыночным  сектором хозяйства (оборона,  охрана правопорядка, здравоохранение,  образование, фундаментальная наука  и т.д.);

5) стабилизация экономики,  то есть преодоление кризисных  явлений, безработицы и инфляции;

6) обеспечение социальной  защиты и социальной гарантии  членам общества.

 Воздействие государства  на рыночный механизм обеспечивается  двумя основными формами: прямого  и косвенного регулирования. Прямое  регулирование осуществляется с  преобладанием административных  методов, косвенное – экономических.  При этом приоритет в рыночной  экономике принадлежит косвенным  методам воздействия, неразрушающим  систему рыночных отношений и  не противоречащим им.

 Прямое регулирование  рынка проявляется, прежде всего,  в законодательной деятельности  государства, а также в расширении  государственных заказов, государственных  закупок и развития госсектора  в экономике.

 Косвенное регулирование  рынка осуществляется с помощью  методов налогово-бюджетной и  кредитно-денежной политики.

 Политика стабилизации  направлена на сглаживание циклических  колебаний, В фазе кризиса все  мероприятия государства должны  быть направлены на стимулирование  деловой активности, а в фазе  подъема – на ее сдерживание.  В области налогово-бюджетной  политики это означает: увеличение  государственных расходов, снижение  ставок налогов, предоставление  налоговых льгот на новые инвестиции  в фазе кризиса и обратные  мероприятия в условиях экономического  подъема.

 Инструменты кредитно-денежной  политики: уровень процентных ставок  по ссудам, размеры кредитных  ресурсов банков. В период экономического  кризиса проводится политика  «дешевых денег», когда снижаются  процентные ставки и увеличиваются  кредитные ресурсы банков. В период  экономического роста, наоборот, проводится политика «дорогих  денег»: повышается уровень процентных  ставок, сокращается кредитные ресурсы.

 

Список использованной литературы:

 

1. Е.Ф. Борисов «Основы  экономики» «Юрист» М : 1998г.

2. М.Ф. Гуськова, П.Ф. Стерликов,  Ф.Ф. Стерликов «Экономика 100 вопросов»  «Владос» М : 1999г.

3. Л.Л. Любимов, И.В.  Липсиц «Основы экономики» «Просвещение»  М : 1994г.

4. В.В. Герасименко «Теория  переходной экономики. Микроэкономика.т.1»  «Теис» М : 1997г.

5. М.В. Баглай «Конституционное  право РФ» «Норма-инфра» М : 1998г.


Информация о работе Пределы государственого вмешательства в экономические процессы и общественные отношения