Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а так же порядок ее формирования и использования.
Задачи курсовой работы:
– изучить теоретические основы формирования и использования прибыли, виды и функции прибыли, а так же факторы, влияющие на ее рост;
– применить теоретические основы на практике, рассмотрев формирование и направления использования прибыли на предприятии ООО «Доминант»;
– предложить рекомендации по увеличению прибыли предприятия, дать последующую оценку этих предложений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЕ……………….…………….……………………………........ 6 1.1. Прибыль: сущность, функции, роль и виды …………………………...…. 6
1.2. Факторы, влияющие на формирование прибыли……………………..…. 14
1.3. Методы управления прибылью предприятия……………………..…..…. 18
2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ООО «ДОМИНАНТ»………….............…..23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Доминант». ………………...………………………………………………...... 23
2.2. Анализ механизма образования прибыли на предприятие ООО «Доминант»………………………………………...………………...…………. 24
2.3. Анализ распределения и использования прибыли на предприятие ООО «Доминант»……………………………………………………………………... 29
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ООО «ДОМИНАНТ»…………………………………………………………. 35
3.1. Выявление проблем управления прибылью на предприятие ООО «Доминант»…………………………………………………………………...... 35
3.2. Выявление потенциальных возможностей увеличения прибыли на предприятие ООО «Доминант»………………………...…………………... 37
3.3. Рекомендации по совершенствованию механизма образования, распределения и использования прибыли предприятия ООО «Доминант... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46
Наличие экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. Важная черта бизнеса – это возможность предугадать альтернативные возможности и издержки. Если в отдельной отрасли прибыль превышает среднее значение, это свидетельствует о том, что на данный товар существует высокий спрос, то есть он абсолютно отвечает потребностям и желаниям потребителей. В результате такой сектор экономики становится более привлекательным, и предприятия будут бороться за возможность вложения в него капитала и ресурсов. Посредством такого перемещения ресурсов достигается наибольшая эффективность функционирования экономики [4, с.35].
Выделяют следующие виды прибыли:
– прибыль от реализации продукции;
– прибыль от прочих операций, в том числе реализации имущества;
– балансовая прибыль – это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Балансовая прибыль определяется по формуле:
Пб = ± Пр ± Пи ±Пв.о. (1.1)
где Пб – балансовая прибыль;
Пр –прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;
Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.
– валовая (банковская) прибыль – разница между ценой продажи и суммой прямых затрат. Валовая прибыль показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности и определяется по формуле:
ВП = выручка – СС (1.2)
где ВП – валовая прибыль;
СС – себестоимость проданной продукции.
– чистая прибыль – это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство. Объём чистой прибыли зависит от объема валовой прибыли и величины налогов; исходя из объёма чистой прибыли, исчисляются дивиденды акционерам предприятия. Чистая прибыль определяется по формуле:
ЧП = ВП - НП (1.3)
где ЧП – сумма чистой прибыли компании в конкретном периоде;
ВП – сумма валовой прибыли по операционной деятельности за конкретный период;
НП – сумма налогов, которые уплачиваются за счет прибыли.
– маржинальная прибыль – это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Она определяется по формуле:
TRm = TR - TVC (1.4)
где TRm – маржинальная прибыль;
TR – доход;
TVS – переменные затраты.
– прибыль от операционной деятельности;
– прибыль от инвестиционной деятельности;
– прибыль от финансовой деятельности.
– налогооблагаемая прибыль – это сумма прибыли за период, рассчитанная по правилам налогообложения, установленным для определения налога на прибыль. Расходами по налогу на прибыль или возмещением налога называется совокупная сумма текущего и отложенного налога, включенная в расчет чистой прибыли (убытка) за отчетный период.
– прибыль, не подлежащая налогообложению.
– прибыль прошлых лет;
– прибыль отчетного периода (нераспределенная прибыль);
– прибыль планового периода (планируемая прибыль).
– прибыль номинальная – среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке, то есть прибыль, скорректированная на инфляцию.
– прибыль реальная.
– положительная прибыль;
– отрицательная прибыль – убыток;
– нормальная прибыль – среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.
Прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия, используется им самостоятельно
и направляется на дальнейшее развитие
предпринимательской
В соответствии с этим
по мере поступления чистая
прибыль предприятий
Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплате процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
За счет чистой прибыли
уплачиваются некоторые виды
сборов и налогов, например, налог
на перепродажу автомобилей,
Наряду с финансированием
производственного развития
Обеспечивая производственные,
материальные и социальные
Прибыль, остающаяся в
В случаях утаивания прибыли
от налогообложения или
Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление:
– внешние факторы;
– внутренние факторы.
Внутренние факторы – факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. К внутренним факторам относятся:
– объем валового рынка;
– производительность труда работников;
– скорость оборачиваемости товаров;
– наличие собственных оборотных средств;
– объем розничного товарооборота;
– порядок ценообразования;
– уровень издержек обращения;
– средства и предметы труда;
– трудовые ресурсы.
Внутренние факторы делятся на:
– производственные факторы
– характеризуют наличие и использование средств и предме
– внепроизводственные факторы – связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.
Производственные факторы подразделяются на:
– Экстенсивные;
– Интенсивные.
Экстенсивные факторы
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:
– повышение производительности оборудования и его качества;
– использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;
– ускорение оборачиваемости оборотных средств;
– повышение квалификации и производительности труда персонала;
– снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
– совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
Внешние факторы – эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. К внешним факторам относятся:
– степень политической стабильности;
– демографическая ситуация в стране;
– конъюнктура рынка;
– уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
– нормы амортизационных отчислений;
– природные условия;
– государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.
Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К примеру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы [5, с.122].
Необходимо отметить, что отдельные составляющие издержек (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль. Например, предприятие может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных средств, например, при наличии неиспользуемого оборудования, оно будет иметь излишние запасы товарно-материальных ценностей.