Проблемы и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитной политики.
Ценные бумаги, будучи надёжными и ликвидными активами, применяются для поддержки ликвидности баланса финансово-кредитных учреждений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…………3
1 Теоретические основы функционирования рынка государственных ценных
Бумаг………………………………………………………………………….………6
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……………..6
1.2 Этапы становления рынка государственных ценных бумаг в России…...…10
1.3 Классификация и виды государственных ценных бумаг…………..………..15
2 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг……………...……..24
2.1 Обзор и анализ первичного рынка ценных бумаг……………..……………..24
2.2 Обзор и анализ вторичного рынка ценных бумаг……………………………27
2.3 Современное состояние рынка государственных ценных бумаг…………...31
3 Проблемы и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг России………………………………………………………….……………………39
3.1 Рынок ценных бумаг в кризисное время……………………………..……….39
3.2 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг…………..……43
3.3 Перспективы развития рынка госудаственных ценных бумаг………………46
Заключение………………………………………...………………………………..51
Список использованной литературы…………..………………………………….54

Файлы: 1 файл

курсовая-оригинал.docx

— 118.22 Кб (Скачать файл)

Общая хозяйственная и политическая нестабильность обязательно будет причиной значительного колебания курса государственных ценных бумаг. Это сделает их одним из наиболее востребованных товаров на фондовой биржи .[6].

 

1.2 Этапы становления  рынка ценных бумаг в России

 

   Можно выделить следующие этапы становления рынка ценных бумаг:

-первый этап - Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).

-второй этап – Советский период. В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В. Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35-40 лет.

В 1990-1991 годах началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового рынка.

-третий этап – Постсоветский период. В 1992 году Верховный Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992г.», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.

            В период 1993-1994 годов обвальный  характер приватизации практически  разделил общество на противоположные  группы - крупные собственники (владельцы  капитала и крупные акционеры  предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически  имел равные права в начале  приватизации, получив право на  часть государственной собственности  в форме приватизационного чека. В принципе личным делом каждого  было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным  чеком: продать его, подарить или  обменять на акции выбранного  предприятия. Однако практически  граждане оказались с разными  результатами: одни стали реальными  собственниками, другие - нет. Это было  связано с разными финансовыми  возможностями различных групп  населения (одни имели возможность  скупать «ваучеры», а другие искали  возможность из продать), уровнем  их информационной осведомленности, психологическими установками и  мотивацией поведения. Общая неготовность  общества к разгосударствлению  подтверждалась заторможенной реакцией  большинства населения в начале  приватизации, получением приватизационных  чеков в основном в поздние  сроки, продлением сроков вложения  «ваучеров», низкой активностью  участия населения в проводимых  специализированных чековых аукционах. В процессе обвальной приватизации  произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате  приватизации и акционирования  весьма значительная часть предприятий  перешла из государственной в  частную собственность.

              Летом 1994 годы начался массовый  выпуск государственных ценных  бумаг. Правительство под давлением  внешних кредиторов пересмотрело  отношение к традиционным, эмиссионным  источникам финансирования государственного  бюджета. Путем продажи государственных  ценных бумаг в бюджет привлекалось несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних безинфляционных заимствований. Однако это уменьшило необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того, увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг. 

            В 1995-1996 годах получило развитие  государственное регулирование  рынка ценных бумаг. В этот  период были приняты фундаментальные  нормативно-правовые акты. Вступили  в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бума» и др.

            К началу 1996 года значительных  масштабов достигла практика  использования государством финансовых  инструментов рынка ценных бумаг  по следующим направлениям:

1. Выпуск государственных  ценных бумаг в целях финансирования  дефицита государственного бюджета - государственных краткосрочных  обязательств (ГКО), облигаций федерального  займа (ОФЗ), облигаций государственного  сберегательного займа (ОГСЗ);

2. Реструктуризация внутреннего  валютного долга - выпуск облигаций  внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

3. Связывание части свободных  денежных средств на основе  денежной приватизации.

-четвертый этап – Современный этап (с 1997 года) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997 года базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.

          После августовского кризиса 1998 года, несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раза по сравнению с июнем 1998 года и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997 года. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами.

В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

          Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий: долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения; государственные краткосрочные облигации выпуска 1994г.; долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г.; внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц; казначейские обязательства.

Рынок частных ценных бумаг включает:

- эмиссию акций преобразованных  в открытые акционерные общества  государственных предприятий;

- эмиссию акций и облигаций  банков;

- эмиссию акций чековых  инвестиционных фондов;

- эмиссию акций вновь  создаваемых акционерных обществ;

- облигации банков и  предприятий.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

- небольшими объемами  и неликвидностью;

- «неоформленностью» в  макроэкономическом смысле ( неизвестно  соотношение сил на фондовом  рынке и т.п.);

- неразвитостью материальной  базы, технологий торговли, регулятивной  и информационной инфраструктуры;

- раздробленной системой  государственного регулирования;

- отсутствием государственной  долгосрочной политики формирования  рынка ценных бумаг;

- высокой степенью всех  рисков, связанных с ценными бумагами;

- значительными масштабами  грюндерства, т.е. агрессивной политикой  учреждения нежизнеспособных компаний;

- крайней нестабильностью  в движениях курсов акций и  низкими инвестиционными качествами  ценных бумаг;

- отсутствием открытого  доступа к макро- и микроэкономической  информации о состоянии фондового  рынка;

- инвестиционным кризисом;

- отсутствием обученного  персонала и крупных, заслуживших  общественное доверие инвестиционных  институтов;

- агрессивностью и острой  конкуренцией при отсутствии  традиций деловой этики;

- высокой долей «черного»  и спекулятивного оборота;

- расширением рынка государственных  долговых обязательств и спроса  государства на деньги, что сокращает  производительные инвестиции в  ценные бумаги.

Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе:

-  масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг;

-  расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов;

-  быстрого улучшения технологической базы рынка;

-  открывшегося доступа на международные рынки капитала;

-  быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.[8].

 

1.3 Классификация  и виды государственных ценных  бумаг

Государственные ценные бумаги можно классифицировать:

а) по виду эмитента:

- ценные бумаги федерального  правительства;

- муниципальные ценные  бумаги или ценные бумаги других  уровней государственного управления;

- ценные бумаги государственных  учреждений;

- ценные бумаги, которым  придан статус государственных.

б) по форме обращаемости:

- рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться  после их первичного размещения;

- нерыночные, которые не  могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный  срок возвращены эмитенту.

в) по срокам обращения:

- краткосрочные, выпускаемые  на срок обычно до 1 года;

- среднесрочные, срок обращения  которых растягивается на период  обычно от 1 до 5 - 10 лет;

- долгосрочные, т.е. имеющие  срок обращения обычно свыше 10 - 15 лет.

г) по способу выплаты (получения) доходов:

- процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть  фиксированной, т.е. неизменной на  весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой);

- дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене  ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

- индексируемые облигации, номинальная стоимость которых  возрастает, например, на индекс  инфляции;

- выигрышные, доход по  которым выплачивается в форме  выигрышей;

- комбинированные облигации, по которым доход образуется  за счет комбинации ранее перечисленных  способов.

Виды российских государственных ценных бумаг:

1) Государственные краткосрочные  облигации

В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объёмы прямого кредитования Минфина РФ. Входе этой работой к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций (ГКО) . Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам следует отнести прежде всего Закон о государственном внутреннем долге Российской Федерации. В нём определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.

Второй по важности нормативный акт - приказ ЦБР No 02-78 от 6 мая 1993 года “О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями “. В нём, в частности, определено, что аукционы и вторичные торги по ГКО осуществляются на ММВБ.

Третий нормативный акт “Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО” устанавливает, что обращение облигаций может происходить только после заключения договора купли-продажи. Переход права собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент перевода их на счёт “депо” их нового владельца.[4].

Размещение облигаций происходит на аукционе, организованном ЦБР по поручению Министерства финансов РФ. Дата его проведения, предельный объём выпуска, место и время объявляются Банком России не позднее чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.

Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получает денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях. В1993 году осуществление эмиссии гособлигаций позволило перечислить на счёт Минфина РФ чистую выручку в размере 150,5 млрд. рублей.

ЦБР, обеспечивая организационную сторону функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБР открыто проводит свой курс. Данное обстоятельство даёт возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и вокруг него. При это ЦБР не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

Информация о работе Проблемы и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг России