Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:58, курсовая работа
Различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитной политики.
Ценные бумаги, будучи надёжными и ликвидными активами, применяются для поддержки ликвидности баланса финансово-кредитных учреждений.
Введение…………………………………………………………………...…………3
1 Теоретические основы функционирования рынка государственных ценных
Бумаг………………………………………………………………………….………6
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……………..6
1.2 Этапы становления рынка государственных ценных бумаг в России…...…10
1.3 Классификация и виды государственных ценных бумаг…………..………..15
2 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг……………...……..24
2.1 Обзор и анализ первичного рынка ценных бумаг……………..……………..24
2.2 Обзор и анализ вторичного рынка ценных бумаг……………………………27
2.3 Современное состояние рынка государственных ценных бумаг…………...31
3 Проблемы и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг России………………………………………………………….……………………39
3.1 Рынок ценных бумаг в кризисное время……………………………..……….39
3.2 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг…………..……43
3.3 Перспективы развития рынка госудаственных ценных бумаг………………46
Заключение………………………………………...………………………………..51
Список использованной литературы…………..………………………………….54
ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;
-создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;
-создание активно действующей
системы надзора за
-государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;
приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;
-перелом психологии
-срочное создание
5) Реализация принципа
открытости информации через
расширение объема публикаций
о деятельности эмитентов
Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:
-концентрация и централизация капиталов;
-интернационализация и глобализация рынка;
-повышения уровня
-компьютеризация рынка ценных бумаг;
-нововведения на рынке;
-секьюритизация;
-взаимодействие с другими рынками капиталов.[11].
Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.
Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.
Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.
Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.
Нововведения на рынке ценных бумаг:
-новые инструменты данного рынка;
-новые системы торговли ценными бумагами;
-новая инфраструктура рынка.
Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.
Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.
Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.
Секьюритизация- это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.[12].
Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.
3 ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
3.1 Рынок государственных ценных бумаг в кризисное время
Подготовленный Министерством финансов РФ в 2007 г. доклад о политике в сфере государственного долга на 2007-2009 гг., в частности, констатировал наличие "готовности нерезидентов расширить присутствие на рынке государственных облигаций". Однако в то же время в этом документе говорилось; "В условиях высоких цен на нефть и связанного с этим притока в страну иностранной валюты преждевременно полностью либерализовать внутренний рынок государственных ценных бумаг с целью открытия доступа на него иностранных инвесторов, так как пока это может нарушить стабильность российской финансовой системы.
В нынешней ситуации российские власти закономерно стремятся регулировать приток иностранной валюты в страну, с тем, чтобы не допустить усиления инфляции или чрезмерного повышении реального валютного курса рубля. Определенное сдерживание притока средств нерезидентов на внутренний рынок ГЦБ должно быть нацелено также на то, чтобы не допустить повторения событий 1998 г., которое могло бы произойти в случае ощутимого ухудшения состояния платежного баланса и общей макроэкономической ситуации в стране. Отмена с середины 2008 г. всех валютных ограничений лишает власти этого средства контроля над иностранными портфельными инвестициями. На смену ему приходят более тонкие методы регулирования данного процесса, главным образом с помощью инструментов процентной политики. Для российского фондового рынка 1998 год стал годом тяжелых испытаний. Мировой финансовый кризис, начавшийся еще в 1997 году, наиболее сильно ударил по развивающимся рынкам, к которым относится и Россия. В то же время драматическое падение российского рынка ценных бумаг в 1998 году было вызвано не столько «азиатским кризисом» и снижением мировых цен на нефть, сколько внутренними причинами — валютным кризисом, кризисом банковской системы и, прежде всего, кризисом государственного долга (особенно внутреннего).
Быстрое нарастание внутреннего государственного долга началось с 1995 года, в первую очередь, за счет заимствований на рынке государственных ценных бумаг — заимствований по сверхвысоким ценам и на короткий срок. В это время система регулирования государственного долга практически отсутствовала. К началу 1998 года внутренний долг увеличился до 19,4% ВВП, а к середине 1998 года — до 25,6% (в годовом исчислении). Увеличение внутреннего долга вызвало соответствующий рост расходов на его обслуживание. Так, средства, необходимые ежемесячно только для погашения ранее выпущенных облигаций (без учета купонных выплат по двух-, трехлетним купонным бумагам, ОФЗ), достигли в первой половине 1998 года 10—15% месячного ВВП, или были больше, чем все месячные доходы федерального бюджета.
Ситуация на рынке государственного долга усугублялась длительной задержкой в проведении необходимой девальвации рубля: в результате инвесторы «закладывали» риск девальвации в цену государственных бумаг, что, в свою очередь, через рост их доходности вело к падению рынка акций.
Большая доля нерезидентов на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг требовала проведения взвешенной политики управления золотовалютными резервами страны и регулирования валютного курса в соответствии с реальным экономическим развитием. В 1997 году и на протяжении большей части 1998 года этого практически не было. Не регулировались и высокие риски банковской системы, чрезвычайная слабость которой в полной мере проявилась в августе 1998 года. [14].
В программе государственных внутренних заимствований РФ на 2009 г., сформированной с учетом одобренной Правительством РФ в апреле 2008 г. долговой стратегии на 2009—2011 гг., Минфином России были обозначены планы по выходу из кризисной ситуации и развитию рынка госдолга в следующем году. Среди них были планы по дальнейшему размещению в 2009 г. основных выпусков ОФЗ на сумму 227-232 млрд. руб., а также планы по выпуску государственных сберегательных облигаций (ГСО). При этом планируется, что доходность по краткосрочным инструментам будет сохранена на уровне до 5%, по среднесрочным - до 6,6%, по долгосрочным инструментам — до 7,2 5%.
В качестве основных направлений политики Министерства финансов РФ в 2009 г. в разработанной программе фигурируют: снижение государственного долга к ВВП; замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями; сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг. При этом Минфин России исходит из необходимости одновременного развития двух сегментов рынка государственных ценных бумаг — рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. Такая политика Министерства финансов РФ обеспечит стабилизацию кризисной ситуации, а также последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации. Минфин РФ считает возможным увеличить в 2010г. объем привлечения на внутреннем рынке на 60-70 млрд. руб. по сравнению с 2009 г. за счет размещения государственных ценных бумаг, при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций, в 2010 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 305,94 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 80,11 млрд. руб., в результате чего чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2010 г. составит 225,83 млрд. руб.
Для проведения эффективной политики по замещению внешних заимствований внутренними необходим стабильный и ликвидный внутренний рынок госдолга, на основании чего можно прогнозировать дальнейший рост ликвидности операций с государственными ценными бумагами, который будет поддерживаться в рамках проводимой Минфином России политики.
При этом, согласно прогнозам, государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличится с 1,03 трлн. руб. на начало 2010 г. до 1,26 трлн. руб., на начало 2011 г. Сумма рыночной составляющей в его составе возрастет до 1 трлн. руб.
В связи с увеличением государственных внутренних заимствований в 2010г., а также в связи с ростом абсолютных размеров государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, расходы на его обслуживание также будут возрастать и составят в 2010 г. 76,8 млрд. рублей .
Правительство Российской Федерации рассмотрело и одобрило Основные направления политики в сфере антикризисного управления по государственному долгу на 2008-2010 гг. Этот документ впервые определяет основные приоритеты деятельности Минфина России на внутреннем и внешнем рынках заимствований.
В 2008-2009 гг. на рынке внутреннего госдолга Минфин России за счет размещения государственных ценных бумаг привлек 308,6 млрд. руб. (без учета операций переоформления) и погасил государственных облигаций на сумму 186,5 млрд. руб. Таким образом, за два года чистое привлечение за счет операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке составило 122,1 млрд. руб.
Таким образом, ценные государственные бумаги являются неотъемлемой частью финансовой системы любого государства, развивающегося на принципах рыночной экономики, и рынок государственных ценных бумаг находится в непосредственном «движении». Наблюдается постоянная динамика, изменение структуры и объема рынка.[17].
Государство принимает различные меры по выходу из кризисной ситуации. Разрабатывается стратегии, модели поведения и антикризисная политика, частичное выполнение которой мы наблюдаем уже в этом году. Одним из ярких примеров является снижение внешнего долга и увеличение внутреннего. Также значительно увеличился выпуск гособлигаций, позволяющий привлекать больше денежных средств .
3.2 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг
На первичном рынке ГКО и других долговых обязательств государства сейчас существует положение, при котором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от операций по покупке ГКО на первичных аукционах с их последующей продажей на вторичном рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют о том, что фондовый рынок России организован гораздо менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого – высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно. Так, в апреле 2013 г. На аукционе трехмесячных ГКО доля удовлетворения заявок банков-дилеров составила 75%, а доля удовлетворения заявок инвесторов -25%.
Информация о работе Проблемы и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг России