Проблемы и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитной политики.
Ценные бумаги, будучи надёжными и ликвидными активами, применяются для поддержки ликвидности баланса финансово-кредитных учреждений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…………3
1 Теоретические основы функционирования рынка государственных ценных
Бумаг………………………………………………………………………….………6
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……………..6
1.2 Этапы становления рынка государственных ценных бумаг в России…...…10
1.3 Классификация и виды государственных ценных бумаг…………..………..15
2 Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг……………...……..24
2.1 Обзор и анализ первичного рынка ценных бумаг……………..……………..24
2.2 Обзор и анализ вторичного рынка ценных бумаг……………………………27
2.3 Современное состояние рынка государственных ценных бумаг…………...31
3 Проблемы и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг России………………………………………………………….……………………39
3.1 Рынок ценных бумаг в кризисное время……………………………..……….39
3.2 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг…………..……43
3.3 Перспективы развития рынка госудаственных ценных бумаг………………46
Заключение………………………………………...………………………………..51
Список использованной литературы…………..………………………………….54

Файлы: 1 файл

курсовая-оригинал.docx

— 118.22 Кб (Скачать файл)

В качестве официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов.

ГКО - высоко ликвидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже - 0,1 от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО - 0,1 от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на прибыль. Таким образом, несмотря на сравнительную молодость рынок ГКО постепенно приближается к масштабам тех задач, решение которых он должен обеспечивать, Со времени первого аукциона (18 мая 1993г.) рынок ГКО, успешно миновав стадию становления, вступил в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по первичному и вторичному рынкам.

Эволюция рынка привела к тому, что ГКО при первичном размещении в известном смысле играют определённую макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии Банка России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занять заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦРБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО станет важнейшим денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитным и облигационными секторами денежного рынка в пользу последнего.

Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению к погашению действующих выпусков- учётной ставке. Если в данный период происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них.[3].

В декабре 1993 года произошло размещение первого выпуска ГКО сроком обращения в шесть месяцев. Успех в проведении аукциона свидетельствует об укрепившемся доверии и возрастающему интересов дилеров и других инвесторов к этому инструменту государственного долга.

2) Государственные долгосрочные  облигации (ГДО)

Заём осуществляется в виде государственных долгосрочных облигаций сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.

Операции по продаже и выкупу облигаций производятся учреждениями Банка России во все рабочие дни, кроме последнего рабочего дня. Котировка облигаций определяется на каждой предшествующей неделе в течение всего года, за исключением “особой” недели. Особые недели в соответствующих группах приходятся на вторые недели апреля, июля, октября и января. Цены на эту неделю определяются за 13 месяцев до её наступления, т.е. владелец облигаций может планировать их доходность исходя не из тридцати лет, а одного года.

Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31 декабря 2021 года. При погашении ГДО Банк России выплачивает их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.

Владельцы ГДО могут использовать их в качестве залога при получении кредита. Коммерческие банки могут получить такую ссуду в Банке России на срок до 3 месяцев в размере до 90% от номинальной стоимости заложенных облигаций. В случае не возврата ссуды в срок Банк России имеет право реализовать заложенные облигации, направив доход на покрытие задолженности.

Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций так и не развился. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.

3)Облигации внутреннего  валютного займа

В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР на его счетах остались “замороженными” средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка - 3% годовых.

Общий объём займа составил 7885 миллионов долларов США. Номинал облигации- одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6,10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года.

4) Облигации федерального  займа (ОФЗ)

ОФЗ - это знамение времени, это свидетельство финансовой стабилизации, потому что ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась среднесрочной) , так и удобством начисления доходности (плюс две недели) . По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продаётся (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО, цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.

Само по себе появление ОФЗ и для Минфина, и для всей финансовой системы имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть всё дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО) , а остальные 70% делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями.

Эксперимент с ОФЗ в общем удался. Было выпущено облигаций на один триллион и они были проданы за три дня. Причём постоянно снижалась доходность (в первый день - с достаточно высокой доходностью, а на третий - с исключительно низкой) .

5) Облигации банка России (ОБР).  
Появились практически сразу после кризиса в 1998г как полный аналог ГКО, только в качестве эмитента - ЦБ РФ. Номинал - 1000руб. Срок обращения - до 1 года. Облигация дисконтная. Облигации могут покупаться только кредитными организациями.

6)Облигации государственного  сберегательного займа (ОГСЗ).

Выпускаются правительством РФ в лице Минфина. Форма выпуска бумажная. Номинальная стоимость - 100 и 500 рублей. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на РЦБ. Купон выплачивается ежеквартально. Выпуск был рассчитан преимущественно на мелких инвесторов. Основным отличие от ГКО и ОФЗ - это документарная форма, относительно низкий номинал и предъявительский характер ценных бумаг.

7) Казначейские обязательства(КО)

Появление на фондовом рынке России казначейских обязательств было определено Постановлением правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов Российской Федерации».

Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. Срок их равен одному году от даты составления. Эти ценные бумаги рассчитаны на юридических лиц, являющихся резидентами.

Центральный банк выполняет роль генерального агента по обслуживанию казначейских обязательств: регистрирует сделки купли-продажи, производит погашение. Операции по погашению осуществляются путем денежных переводов (в безналичном порядке) в день погашения на банковские счета владельцев. Казначейские обязательства передаются на хранение в Центральный банк без выдачи на руки владельцев.[1].

Сумма одного казначейского обязательства равна 14 млн. рублей, а сумма задолженности федерального бюджета, на которую оформляется одно казначейское обязательство, составляет 10 млн. руб. До наступления срока погашения очередной серии казначейских обязательств Министерство финансов РФ для этой цели обязано перечислить Центральному банку денежные средства.

Министерство финансов выпустило в 1996 году обязательства для восстановления кредитных ресурсов коммерческих банков взамен централизованных кредитов, погашенных с их корреспондентских счетов. Срок обращения векселей – 8 лет, они будут погашаться равными долями с 31 августа 1998 года с уплатой 10% годовых. Ко так же может иметь и Центральный банк РФ, коммерческие банки и другие юридические лица. Коммерческие банки могут использовать КО в качестве инструмента для привлечения коммерческих кредитов на рыночных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ

БУМАГ

 

2.1 Обзор и анализ  первичного рынка государственных  ценных бумаг

 

         В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2012г., утверждённой Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 и плановый период 2013 и 2014 годов.», в течение 2012г. Предусмотрены государственные внутренние заимствования посредством государственных ценных бумаг нетто-объёмом 429,1 млрд.руб . В условиях утверждённого дефицита государственного бюджета Правительство РФ установило максимальный номинальный объем эмиссии государственных ценных бумаг в 2012г. На сумму 535,8 млд.рублей.[2].

Во втором полугодии 2012г. Минфин России объявил о проведении на первичном рынке10 аукционов по размещению ОФЗ(Таблица 1).

 

Таблица1.Характеристики государственных заимствований посредством ОФЗ во втором полугодии 2012г.(млд.руб.)

Показатель

По плану

По факту

Объем размещения на аукционах на первичном рынке

45,0

30,4

Количество аукционов на первичном рынке(шт)

10

6

Объем доразмещения на аукционах на вторичном рынке

16,1

3,4

Количество аукционов на вторичном рынке(шт)

-

5

Объем доразмещения в ходе вторичных торгов

-

12,0


 

В июне-сентябре из-за крайне низкого спроса гособлигации на первичном рынке покупали лишь крупные консервативные инвесторы. Со второй декады ноября ситуация изменилась. Наблюдался устойчивый, хотя не очень высокий рыночный спрос на высоконадежный выпуск ОФЗ-ПД 25064 срочностью 3 года, по которому эмитент установил ставку купона 11, 9% годовых( самая высокая среди обращающихся выпусков ОФЗ). Это позволило Минфину России успешно проводить аукционы по размещению этого выпуска почти еженедельно. В зависимости от спроса инвесторов Эмитент размещал выпуски ОФЗ с премией или дисконтом к их доходности на вторичном рынке. Всего на аукционе было реализовано 55,3% от суммарного предложенного к размещению объема(0,4-99,8% заявленного объема по отдельным выпускам).

Во втором полугодии 2012г. продолжилось изменение структуры держателей гособлигаций . Возросла концентрация ОФЗ в портфелях крупнейших пассивных инвесторов(например, портфель Пенсионного фонда РФ по итогам второго полугодия 2012г. увеличился на 5,4%, его доля в рыночном портфеле ОФЗ повысилась на 3,1%). К концу декабря доля портфеля инвесторов-небанков по номиналу составила 44,7 % от номинального объема рыночного портфеля гособлигаций. Доли портфелей дилеров-резидентов( банков и финансовых компаний), инвесторов- российских банков и нерезидентов были равны 36,1;1,1 и 0,3% соответственно .[9].

В январе 2013 года Минфин России в условиях значительного спроса предложил участникам рынка государственных ценных бумаг рекордно высокий объем эмиссии ОФЗ. На первичном рынке были проведены два аукциона по размещению двух новых выпусков ОФЗ-ПД срочностью 2,5 и 3,0 года. Суммарный объем размещения ОФЗ на аукционах в январе 2013 г. составил 40,6 млрд. руб. по номиналу по сравнению с 20,8 млрд. руб. в декабре 2013 года.

Таблица 2. Параметры и результаты аукционов по размещению ОФЗ на первичном рынке

Параметры выпусков

Дата аукциона

20.01.2013

27.01.2013

Номер выпуска

25072

25073

Объем предложения, млрд. руб.

45,0

45,0

Срок обращения, дней

1 099

917

Дата погашения

23.01.2015

1.08.2014

Результаты аукционов

Объем спроса по номиналу, млрд. руб.

62,04

27,63

Объем спроса по рыночной стоимости, млрд. руб.

62,03

27,39

Объем размещения по номиналу, млрд. руб.

38,96

1,67

Объем выручки, млрд. руб.

39,12

1,66

Цена отсечения, % от номинала

100,11

99,51

Средневзвешенная цена, % от номинала

100,42

99,55

Доходность по цене отсечения, % годовых

7,23

7,19

Доходность по средневзвешенной цене, % годовых

7,11

7,17

Премия/дисконт к доходности выпуска на вторичном рынке, базисных пунктов

Информация о работе Проблемы и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг России