Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:58, контрольная работа
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Введение………………………………………………………………................3
1.Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав……………...5
2.Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации……………………………………………………………………….11
3.Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации……31
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...35
Важную роль в
организации рациональной
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным
10
распоряжениям Правительства РФ. на выполнение целевых программ развития. Такие ссуды должны быть предоставлены на финансирование:
В области расходов
бюджета до сих пор имеют
место существенные недостатки:
бюджетные средства
Основные задачи в области бюджетных расходов:
11
Действующая система организации расходов в Российской Федерации.
Расходы бюджетной
системы в последние годы находились в
среднем на уровне от 31 до 34 процентов
ВВП. Это значительно ниже уровня, характерного
для наиболее развитых стран, составляющего
около 40% в среднем по ОЭСР и 46% в среднем
по ЕС. В то же время в отдельных странах
категории «развивающиеся рынки» (Тайланд,
Мексика, Чили) уровень расходов заметно
ниже и составляет от 18 до 25% ВВП.
Структура бюджетных расходов
в нашей стране имеет существенные отличия
от других стран. Сравнение данных по странам
ОЭСР (усредненным за последние несколько
лет) и России (за 2007 год) показывает, что
уровень государственных инвестиций в
нашей стране можно назвать сравнительно
высоким, тогда как социальные расходы
- на образование и здравоохранение в России
ниже среднего уровня.
Структура расходов бюджетной системы
Страны |
Общий уровень расходов, % ВВП |
Непроцентные расходы |
Потребление госсектора |
Трансферты и субсидии |
Процентные расходы |
Гос. инвестиции |
Расходы на образован. |
Расходы на здравоохр. |
Бразилия |
46.6 |
38.4 |
19.5 |
17.1 |
8.2 |
1.9 |
4.6 |
3.3 |
Болгария |
38.6 |
35.4 |
17.3 |
15.2 |
3.2 |
3.4 |
3.4 |
4 |
Чили |
24.4 |
23.2 |
12.6 |
7.9 |
1.2 |
2.7 |
3.8 |
2.4 |
Кипр |
40 |
36.7 |
18 |
11 |
3.3 |
3 |
5.6 |
2.5 |
Чехия |
40.6 |
39.4 |
22.7 |
15 |
1.2 |
3.4 |
4 |
6.2 |
Эстония |
36.4 |
36.1 |
19.7 |
10.7 |
0.3 |
4.1 |
6.2 |
4.4 |
Греция |
48.6 |
41.4 |
16.8 |
17 |
7.2 |
3.8 |
3.7 |
5.1 |
Венгрия |
50.2 |
45.6 |
22.4 |
15 |
4.6 |
3.8 |
4.8 |
5.3 |
Ирландия |
33 |
31.3 |
14.8 |
9.3 |
1.7 |
3.8 |
4.4 |
4.9 |
Корея |
24.4 |
24.4 |
12.7 |
5.4 |
3.8 |
2.4 | ||
Латвия |
36.6 |
35.7 |
21.4 |
12.7 |
0.9 |
1.3 |
5.8 |
3.5 |
Литва |
33.3 |
31.8 |
20.3 |
11.1 |
1.5 |
2.6 |
5.9 |
4.5 |
Мальта |
45 |
41.2 |
20.7 |
14.5 |
3.8 |
4.4 |
4.8 |
6.2 |
Маврикий |
24.7 |
20.9 |
12.9 |
3.8 |
7.5 |
3.8 |
2.1 | |
Мексика |
25.3 |
20.7 |
11.7 |
5.2 |
4.6 |
3.8 |
4.6 |
2.6 |
Польша |
43.2 |
40.4 |
17.9 |
17.9 |
2.8 |
3.3 |
5.1 |
4.2 |
Португалия |
46.2 |
43.1 |
20.7 |
14.3 |
3.1 |
3.7 |
5.7 |
6.2 |
Румыния |
33.7 |
31.4 |
15.7 |
13.7 |
2.3 |
1.9 |
3.4 |
3.8 |
Сингапур |
21 |
20.2 |
11.4 |
8.7 |
0.8 |
1.4 | ||
Словакия |
43.8 |
40.3 |
20 |
14.2 |
3.5 |
2.9 |
4.1 |
5.2 |
Словения |
42.1 |
39.8 |
20.2 |
18.6 |
2.3 |
2.9 |
6 | |
Южная Африка |
26.3 |
21.8 |
18.4 |
4.5 |
2.7 |
5.7 |
5.6 | |
Таиланд |
17.8 |
17.8 |
11.2 |
7.7 |
5.3 |
2.3 | ||
Турция |
42.7 |
21.4 |
13.8 |
21.3 |
4.6 |
3.5 |
4 | |
Среднее |
36 |
32.1 |
17.2 |
13.1 |
3.9 |
3.7 |
4.6 |
4 |
Максимум |
50.2 |
28.9 |
22.7 |
18.6 |
21.3 |
7.7 |
6.2 |
6.2 |
Минимум |
17.8 |
17.5 |
11.2 |
5.2 |
0.3 |
1.3 |
3.4 |
1.4 |
Новые члены ЕС |
41.1 |
38.7 |
20.3 |
14.1 |
2.4 |
3.2 |
5.2 |
4.8 |
Страны Балтии |
35.4 |
34.5 |
20.5 |
11.5 |
0.9 |
2.7 |
6 |
4.1 |
Россия |
33,7 |
33.2 |
17.3 |
12.9 |
0.5 |
4.1 |
4.1 |
3.5 |
13
Расходы консолидированного
бюджета в 2000-2007 годах
(без учета трансфертов
внебюджетным фондам)
% ВВП
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||
РАСХОДЫ ВСЕГО |
26.1% |
26.6% |
27.9% |
26.7% |
24.5% |
24.0% |
23.8% |
26.8% | |
Процентные |
3.8% |
2.7% |
2.3% |
1.8% |
1.4% |
1.1% |
0.8% |
0.5% | |
Непроцентные |
22.3% |
23.9% |
25.7% |
24.8% |
23.1% |
22.9% |
23.1% |
26.3% | |
01 |
Общегосударственные вопросы (без учета процентных расходов) |
1.7% |
2.0% |
2.3% |
2.3% |
2.1% |
2.4% |
2.3% |
3.0% |
02 |
Национальная оборона |
2.6% |
2.8% |
2.9% |
2.8% |
2.5% |
2.7% |
2.5% |
2.5% |
03 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1.9% |
2.1% |
2.3% |
2.5% |
2.4% |
2.7% |
2.7% |
2.6% |
04 |
Национальная экономика |
5.6% |
6.7% |
6.5% |
6.0% |
5.2% |
3.5% |
3.5% |
4.7% |
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
3.0% |
2.2% |
2.2% |
2.0% |
1.8% |
2.2% |
2.4% |
3.3% |
06 |
Охрана окружающей среды |
0.14% |
0.06% |
0.07% |
0.07% |
0.05% |
0.10% |
0.09% |
0.08% |
07 |
Образование |
3.2% |
3.3% |
4.0% |
3.8% |
3.7% |
3.7% |
3.8% |
4.0% |
08 |
Культура, кинематография и СМИ |
0.6% |
0.6% |
0.7% |
0.7% |
0.6% |
0.7% |
0.7% |
0.7% |
09 |
Здравоохранение и спорт |
2.2% |
2.2% |
2.5% |
2.4% |
2.3% |
2.6% |
2.8% |
2.9% |
10 |
Социальная политика |
1.4% |
2.0% |
2.3% |
2.4% |
2.3% |
2.4% |
2.3% |
2.4% |
Расходы консолидированного
бюджета находились на уровне 23,8-27,9%ВВП.
В 2007 году они увеличились на 3 п.п. ВВП
по сравнению с прошлым годом и составили
26,8%ВВП. Процентные расходы снизились
более, чем в 7 раз и составили 0,5% ВВП в
2007 году. Значительные изменения произошли
в социальной сфере: увеличились расходы
на образование с 3,2%ВВП в 2000 году и 4,0%ВВП
в 2007 году, на здравоохранение и спорт
– с 2,2%ВВП до 2,9%ВВП, на социальную политику
– с 1,4%ВВП до 2,4%ВВП.
Также увеличились расходы по статье «Национальная
безопасность и правоохранительная деятельность»
– на 0,7п.п. ВВП до 2,6% и
14
«Общегосударственные вопросы»
– на 1,3 п.п. ВВП до 3,0%.
Расходы на ЖКХ после достижения минимума
в 2004 году (1,8% ВВП) возрастали в дальнейшем
и составили 3,0% в ВВП в 2007 году.
Расходы федерального
бюджета
(с учетом трансфертов
внебюджетным фондам)
% ВВП
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2001-2007 (ср. знач.) | |
Всего расходов |
19,3 |
18,4 |
19.0 |
17.8 |
15.8 |
16.3 |
15.9 |
18.1 |
17,3 |
Общегосударственные вопросы |
4.5 |
3.7 |
3.5 |
3.0 |
2.4 |
2.3 |
2.0 |
2.5 |
2.8 |
Национальная оборона |
2.6 |
2.8 |
2.9 |
2.8 |
2.5 |
2.7 |
2.5 |
2.5 |
2.7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1.5 |
1.6 |
1.8 |
1.9 |
1.9 |
2.1 |
2.0 |
2.0 |
1.9 |
Национальная экономика |
1.4 |
1.4 |
1.6 |
1.3 |
1.2 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
1.4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0.3 |
0.0 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.0 |
0.2 |
0.9 |
0.2 |
Охрана окружающей среды |
0.1 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Образование |
0.7 |
0.8 |
1.0 |
1.0 |
0.9 |
0.7 |
0.8 |
0.9 |
0.9 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
Здравоохранение и спорт |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.4 |
0.5 |
0.6 |
0.5 |
Социальная политика |
0.6 |
0.8 |
1.0 |
1.0 |
0.9 |
0.8 |
0.7 |
0.6 |
0.9 |
Межбюджетные трансферты |
7 |
6,6 |
6.5 |
6.0 |
5.3 |
5.8 |
5.6 |
5.8 |
5.9 |
Средний уровень
расходов федерального бюджета в 2001-2007
гг. составил 17,3% ВВП, в т.ч. 18,1% в 2007 году.
Основными статьями расходов в этот период
были «Межбюджетные трансферты» (5,4% ВВП),
«Общегосударственные вопросы» (2,8% ВВП)
и «Национальная оборона» (2,7% ВВП). В среднем
на эти направления ежегодно расходовалось
29%, 18% и 16% средств федерального бюджета
соответственно.
Среднегодовой номинальный прирост совокупных
расходов федерального бюджета за 2001-2007
гг. составил 22,9%, средний реальный прирост
– 9,1%, в то время как реальный рост ВВП
за этот период составил 7 процентов.
Средний уровень расходов на общегосударственные
вопросы в 2001-2007гг
15
составил 2,8% ВВП (3,7% ВВП в
2001 году и 2,5% ВВП в 2007 году), при этом
до 2006 г. доля расходов по этому разделу
в относительном выражении к
ВВП сокращалась.
Основными направлениями
расходования средств по разделу в течение
рассматриваемого периода было обслуживание
государственного и муниципального долга
(средняя доля в ВВП – 1,37%, средняя доля
в расходах по разделу – 46,9%), обеспечение
деятельности финансовых, налоговых и
таможенных органов и органов надзора
(0,42% ВВП, 15,9%).
Расходы на финансирование национальной обороны
в 2001-2007 гг. составили в среднем 2,7% ВВП.
По сравнению с 2001 г. в 2007 г. расходы по
этому разделу снизились с 2,8% ВВП до 2,5%
ВВП. Основными направлениями расходования
средств было финансирование Вооруженных
сил Российской Федерации (средняя доля
в ВВП – 2%, средняя доля в расходах по разделу
– 75,5%), прикладные научные исследования
в области национальной обороны (0,4% ВВП,
14,3%).
Средний уровень расходов на
финансирование национальной безопасности
и правоохранительной деятельности
в 2001-2007 гг. составил 1,9% ВВП. В 2007 г. по сравнению
с 2001 г. расходы по этому разделу увеличились
с 1,6% ВВП до 2% ВВП. Рост произошел за счет
увеличения финансирования органов внутренних
дел (с 0,4% ВВП до 0,6% ВВП) и органов безопасности
(с 0,3 % ВВП до 0,4 % ВВП).
Расходы на финансирование национальной экономики
в 2001-2007 гг. составили в среднем 1,4% ВВП.
В 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы по
этому разделу увеличились на 0,7 п.п. ВВП
(с 1,4% ВВП до 2,1% ВВП), причем основной рост
пришелся на 2007 г. Ключевыми направлениями
расходования средств на национальную
экономику в течение рассматриваемого
периода было финансирование транспорта
(средняя доля в ВВП – 0,3%, средняя доля
в расходах по разделу – 20,6%), прикладные
научные исследования в области национальной
экономики (0,2% ВВП, 12,7%).
Расходы на финансирование жилищно-коммунального
хозяйства в 2001-2007 гг. составили 0,2%
ВВП в среднем за год. В 2007 г. по сравнению
с 2001 г. расходы по этому разделу увеличились
на 0,8 п.п. ВВП, причем основной рост пришелся
на 2007 год.
Расходы на финансирование образования
в 2001-2007 гг. составили 0,9% ВВП в среднем
за год, в 2007 г. по сравнению с 2001 г. расходы
по этому направлению увеличились на 0,1
п.п. ВВП.
В структуре расходов на образование направлениями
расходов были финансирование высшего
профессионального образования (средняя
доля в ВВП – 0,6%, средняя доля в расходах
по разделу – 65,7%), среднего профессионального
образования (0,1% ВВП, 11,3%), а также начального
профессионального образования (0,1% ВВП,
10,6%).
Средний уровень расходов на финансирование культуры,